Галина Колесник
Развитие основных видов движений детей 2–3 лет (часть 2)
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние основных видов движений на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие
Ходьба. Во время упражнений и игр с ходьбой решаются задачи:
- Совершенствование пространственной ориентировки: двигаться в заданном направлении, перемещаться между предметами, не наталкиваться на предметы и на друг друга.
- Развитие быстрой реакции на звуковой и зрительный сигнал.
- Развитие координации движений.
- Ходьба на носочках укрепляет свод стопы.
Публикация «Развитие основных видов движений детей 2–3 лет (часть 2)» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
Бег. Во время упражнений и игр с бегом решаются задачи:
- Развитие быстрой реакции на звуковой и зрительный сигнал.
- Развитие координации движений.
- Бег развивает быстроту, выносливость.
- Бег активизирует работу мышечной, сердечно - сосудистой систем, бег укрепляет сердечную мышцу.
- Бег развивает дыхательные пути и объем легких. Повышается выносливость организма.
- Бег стимулирует работу печени, улучшая отток желчи.
- Польза бега для иммунитета - бег закаляет организм. Ребенок будет меньше болеть простудными заболеваниями и гриппом.
Прыжки.
- Упражнения с прыжками способствуют укреплению мышц и связок нижних конечностей и мышц тазового пояса.
- Развивают ловкость, выносливость, силу, координацию движений.
- После прыжков активизируется сердцебиение, дыхание.
Метание.
- Упражнения с метанием способствуют укреплению мышц рук и плечевого пояса.
- Упражнения и игры с метанием развивают глазомер, ловкость и координацию движений.
Лазание.
- Упражнения с лазанием способствуют укреплению мышц верхних и нижних конечностей, плечевого и тазового пояса.
Деятельность ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего, в движениях. Первые представления о мире, его вещах и явлениях к ребенку приходят через движения его глаз, языка, рук, перемещение в пространстве. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитость основных движений - один из показателей правильного психического развития :
• координации движений (восприятие направления и скорости движения, времени и пространства);
• способности запоминать последовательность движений и двигательных операций ( память: запоминание и воспроизведение);
• внимания к своим движениям и действиям других;
• умения выполнять движения по словесной инструкции (воображение);
• инициативности в движениях;
• анализа движения по качеству его выполнения (мышление) ;
• развитие основных видов движения
В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего гармонического развития личности ребенка. Важную роль при этом играет своевременное и правильно организованное физическое воспитание, одной из основных задач которого является развитие и совершенствование движений. Для всестороннего развития дошкольников чрезвычайно важно своевременно овладеть разнообразными движениями, в первую очередь основными их видами — бегом, ходьбой, прыжками, метанием, лазаньем, без которых нельзя активно участвовать в подвижных играх, а в дальнейшем успешно заниматься спортом.
Развитие и совершенствование движений ребенка в период дошкольного детства осуществляются разными путями. С одной стороны, обогащению двигательного опыта малышей, приобретению новых навыков и умений способствуют их самостоятельная деятельность, игры, труд, с другой – специально организованные мероприятия по физической культуре, направленные на решение задач как оздоровительного, так и воспитательного характера. Весьма существенное место в системе физического воспитания детей 2-3 летнего возраста занимают подвижные игры, которые я широко применяю в работе с детьми. Основной формой обучения детей движениям признана непосредственно-образовательная деятельность.
Проанализировав все выше изложенное, я определила цель моей системы работы: развитие основных видов движений детей 2 - 3 лет
Задачи:
• Овладение детьми основами двигательной культуры.
• Развитие основных двигательных навыков на основе основных видов движений (ходьба, бег, ползания, метания и т. д.).
• Содействовать развитию базовых двигательных качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости, внимания, координации).
• Содействовать в физическом развитии ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей.
• Воспитание умения соблюдать элементарные правила в игре, реагировать на сигнал и действовать в соответствии с ним, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве.
Обучение основным движениям в процессе физического воспитания строю на следующих дидактических принципах: (Схема № 2).
• сознательности и активности;
• наглядности;
• доступности и индивидуализации;
• систематичности, прогрессирования.
Принцип сознательности и активности. Успешное формирование двигательных навыков и умений, развитие физических качеств во многом зависит от сознательного отношения детей к выполнению заданий. С этой целью я объясняю детям важность и значение упражнений, технику их выполнения; приучаю детей наблюдать за выполнением упражнений сверстниками; побуждаю их к самонаблюдению и самоанализу, самооценке своих действий; предварительному «прочувствованию» (мысленное воспроизведение) движений; привлекаю к объяснению знакомого упражнения и т. д.
Принцип сознательности заключается в том, что я стараюсь воспитать у детей инициативу, самостоятельность, умение творчески решать поставленные перед ними задачи, (например, придумать самим, как лучше пролезть в обруч). Принцип сознательности тесно связан с принципом активности.
Сущность принципа активности заключается в том, что дети должны большую часть времени, отведенного на образовательной деятельности, выполнять различные упражнения и заинтересованно воспринимать двигательные задания.
Принцип наглядности. У дошкольников мышление конкретно; двигательный опыт мал. Поэтому при обучении физическим упражнениям привлекаю все анализаторы и применяю разнообразные наглядные приемы: показ упражнений, использование наглядных пособий, имитации, зрительных, звуковых ориентиров.
Принцип доступности и индивидуализации. Этот принцип предусматривает обучение детей с учетом возрастных особенностей и индивидуальных различий. Поэтому определяю посильность предлагаемых детям заданий. Возможности детей с возрастом и подготовленностью увеличиваются, поэтому я со временем усложняю требования, чтобы стимулировать дальнейшее развитие ребенка. В процессе обучения и воспитания придерживаюсь определенных правил: от известного к неизвестному, от простого к более сложному, от освоенного к неосвоенному. При переходе к более трудным заданиям всегда соблюдаю постепенность, так как функциональные возможности организма повышаются постепенно.
Принцип систематичности и прогрессирования. Функциональные и структурные изменения в организме, двигательные навыки обратимы, т. е. они претерпевают обратное развитие в случае прекращения занятий физическими упражнениями. Поэтому провожу образовательную деятельность через такой промежуток времени, чтобы эффект каждого последующей деятельности наслаивался на «следы» предыдущего, закрепляя и развивая вызванные им положительные изменения. Сущность принципа прогрессирования заключается в том, что в процессе физического воспитания я постепенно повышаю требования, ставя все более трудные новые задания, наращиваю объем и интенсивность нагрузок.
В рамках системы работы «Развитие основных видов движений детей
2 -3 лет» я использую здоровьесберегающие технологии.
«Здоровьесберегающие технологии» – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса. Оздоровление детей средствами физической культуры – одна из важных задач современной педагогики.
Усилия работников в доме ребенка в настоящее время как никогда направлены на оздоровление ребёнка-дошкольника, культивирование ЗОЖ. Неслучайно, именно эти задачи приоритетные в программе модернизации российского образования.
Актуальным решением поиска эффективных путей укрепления здоровья, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности является применение физкультурно-оздоровительных технологий, внедрение современных инноваций в образовательный процесс, без которых немыслим педагогический процесс современного дома ребенка.