Светлана Майтак
Использование пальчиковой гимнастики в коррекционно-развивающей работе с детьми раннего возраста в период адаптации к ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Использование пальчиковой гимнастики в коррекционно-развивающей работе с детьми раннего возраста в период адаптации к ДОУ
Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать.
Публикация «Использование пальчиковой гимнастики в коррекционно-развивающей работе с детьми раннего возраста в период адаптации к ДОУ» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Темочки
Степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни – это и эмоциональный, и информационный стресс.
Период адаптации настолько серьезен в жизни ребенка, что требует решительных действий со стороны взрослых для его облегчения. Решение этой задачи ложится, в первую очередь, на педагогов ДОУ. Дошкольное учреждение должно создавать максимально комфортные условия для пребывания ребёнка и дальнейшего развития малыша.
В адаптационный период, когда многим детям тяжело и одиноко в непривычной обстановке, именно игра «в общение» может скрасить первое время пребывания ребенка в детском саду. Основная задача игр с детьми в адаптационный период – наладить доверительное отношение с каждым ребенком. Подарить малышам минуты радости, попытаться вызвать у них положительное отношение к детскому саду. Чтобы решить эту задачу, мы в игровой форме старались выразить каждому ребенку свое доброжелательное отношение. Поэтому основной игровой целью, которую мы ставили перед собой, было проявить заботу, доброжелательность и внимание к каждому ребенку. В таких играх мы старались не использовать игровые персонажи, поскольку они отвлекают нас и детей от непосредственного общения друг с другом.
В адаптационный период нужны фронтальные игры, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игры всегда выступает взрослый. В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно пальчиковыми играми.
Пальчиковые игры для малышей дают возможность родителям и воспитателям играть с детьми, радовать их и развивать речь и мелкую моторику. Благодаря пальчиковым играм малыш получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Пальчиковые игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между воспитателем и ребёнком. Персонажи и образы пальчиковых игр – паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик – нравятся малышам с полутора-двух лет, дети с удовольствием повторяют за воспитателями тексты и движения. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево.
Пальчиковые игры, в которых малыш ловит или гладит руку воспитателя или другого ребёнка, хлопает его по руке или загибает пальцы партнёра по игре, важны для формирования чувства уверенности у ребёнка. Произносить тексты пальчиковых игр воспитатель должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе с взрослым или с его помощью.
Одной из основных задач коррекционно-развивающей работы является развитие внимания, восприятия, речи, воображения, развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста заниматься развитием мелкой моторики, потому что она является условием речевого развития. Мелкая моторика влияет и на навыки письма, которые требуют как работы всей руки, так и мелких мышц кисти. Нужно отметить, что главной задачей в дошкольном учреждении является не обучение письму, а подготовка ребенка к письму, что непосредственно связано с развитием мелкой моторики.
Для развития мелкой моторики хорошо использовать пальчиковые игры. Пальчиковые игры – это мощная целенаправленная тренировка для мозга ребенка, стимулирующая его развитие. Пальчиковые игры увлекательны и способствуют не только развитию речи, мелкой моторики, но и творческой деятельности. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале.
Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Пальчиковые игры – хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребёнка к письму, развить координацию.
Пальчиковые игры являются важной частью работы не только педагогов, но и родителей по развитию мелкой моторики дошкольников. Кроме этого, ребенок получает различные сенсорные впечатления: идет развитие внимательности, способности сосредотачиваться. Все это способствует развитию речи и подготавливает руки к письму.
Пальчиковые игры предполагают определенную комбинацию жестов, движений. Для того чтобы воспроизвести пальчиковую игру, ребенку необходимо уметь дифференцировать движения, выделять их. Пальчиковая игра подводит ребенка к тому, что он начинает более полно и расчлененно воспринимать игру, в результате чего восприятие становится целенаправленным, анализирующим.
Так как игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, именно пальчиковые игры являются эффективным средством для развития мелкой моторики. Пальчиковые игры доступны детям, стихотворные тексты легко запоминаются. Освоив игру, ребенок может повторять ее где угодно: дома, в транспорте, на прогулке.
Работа над освоением пальчиковой игры делится на несколько этапов: показ; объяснение; воспроизведение; закрепление.
Показывая игру в первый раз, старались замедлить темп, чтобы дети запомнили, как правильно выполняются упражнения. Все упражнения, используемые в работе, разделены на три группы по Е. Б. Шмелевой:
I группа. Упражнения для кистей рук.
II группа. Упражнения для пальцев условно статические.
III группа. Упражнения для пальцев динамические.
Для того чтобы работа с пальчиковыми играми была более эффективной, используются игры 4-5 раз в день. Это давало детям возможность хорошо освоить пальчиковые игры, но в то же время не устать от них.
Когда же лучше всего проводить пальчиковые игры?
Во-первых, во время утренней гимнастики. Предлагая детям упражнения на закрепление различных групп мышц, немного времени мы уделяли и мышцам руки.
Во-вторых, перед различными видами ручного труда, рисованием, лепкой, чтобы разогреть и размять руки.
В-третьих, пальчиковые игры мы использовали на физкультминутках : они позволяли расслабить мышцы рук, дать им отдохнуть.
В процессе непосредственно образовательной деятельности использовали обучающие игры. С ними процесс обучения проходит легко и интересно. При знакомстве детей с литературными произведениями также использовали пальчиковые игры, например, «Покажи, как лиса постучала в теремок…».
В своей работе мы использовали карточки «Пальчиковая гимнастика» (каждому упражнению соответствует свой рисунок для создания зрительного образа). Сначала мы показывали рисунок и объясняли, как должно выполняться упражнение. Постепенно надобность в объяснениях отпадала. Мы показывали картинку, называла упражнение, а дети вспоминали, какое положение рук или пальцев следует воспроизвести.
Широко используя в работе пальчиковые игры, мы пришли к выводу, что работа с ними очень эффективна. Ведь эти игры решают целый ряд задач, стоящих перед нами, что делает их незаменимыми средствами воспитания и обучения.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Данное направление выбрано нами неслучайно, так как считаем, что в коррекционно-развивающей работе с детьми раннего дошкольного возраста очень важно уделять большое внимание пальчиковым играм в развитии детей. В своем опыте работы мы попытались показать, как необходимы для развития ребенка пальчиковые игры. На основании наших наблюдений во время проведения пальчиковых игр можно сделать вывод: пальчиковые игры детям нравятся, дети занимаются с желанием, они стали более внимательными, с удовольствием начинают выразительно повторяют слова потешек. У детей начала улучшаться речь.
Пальчиковая гимнастика «Игрушки»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Мой весёлый круглый мяч, (Одной рукой бьём по воображаемому мячу.)
Щёки круглые не прячь! (Смена рук.)
Я тебя поймаю, (Двумя руками, соединив одноимённые пальцы, показываем мяч.)
В ручках покатаю! (Покатали воображаемый мяч между ладоней.)
Пальчиковая гимнастика «Ягоды»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
С ветки ягодки снимаю, (Пальцы расслаблены, свисают вниз. Пальцами другой руки погладить
каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с
него воображаемую ягодку.)
И в лукошко собираю. (Обе ладошки сложить перед собой чашечкой.)
Будет полное лукошко, (Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой также сложенной
ладошкой.)
Я попробую немножко. (Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой
Я поем ещё чуть-чуть, достать воображаемые ягодки и отправить их в рот.)
Лёгким будет к дому путь! (Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках
«убегают» как можно дальше.
Пальчиковая гимнастика «Грибы»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Красный-красный мухомор- (Соединяем кончики пальцев – изображаем шляпу гриба.)
Белых крапинок узор. (Одна рука – «шляпка гриба», указательным пальцем другой руки
показываем «крапинки».)
Ты красивый, но не рвём! (Погрозили пальчиком.)
И в корзинку не берём! (Прямая ладонь от себя – отодвигающий жест.)
Пальчиковая гимнастика «Осень»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Вышла осень погулять, («Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)
Стала листья собирать. (Одной рукой «подбираем» листья и «кладём» в другую.)
Пальчиковая гимнастика «Деревья»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Здравствуй, лес, (Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.)
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Пальчиковая гимнастика «Овощи»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Я – зелёная капуста, (Руки перед собой образуют круг.)
Без меня в кастрюле пусто. (Наклонили голову – «заглядываем в кастрюлю».)
Листья снимете с меня, (Разводим руки в стороны.)
И останусь только я!