Приложение МААМ

Использование нетрадиционных методов работы при коррекции речевых нарушений у детей с ТНР

Наталья Соколова
Использование нетрадиционных методов работы при коррекции речевых нарушений у детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы

Авторский проект

«Использование нетрадиционных методов работы и коррекции речевых нарушений у детей с тяжёлыми нарушенями речи».

«Истоки способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

В. А. Сухомлинский

Тип проекта:

по доминирующей в проекте деятельности: исследовательский, творческий;

по содержанию: психолого-педагогический;

по характеру контактов: групповой;

по количеству участников: коллективный;

по времени проведения: долгосрочный.

Публикация «Использование нетрадиционных методов работы при коррекции речевых нарушений у детей с ТНР» размещена в разделах

Цель проекта: преодоление речевых нарушений и укрепление психофизического здоровья детей с ТНР, посредством использования нетрадиционных методов коррекционной работы.

Проблема: Действительно ли использование нетрадиционных методов работы повышает эффективность процесса коррекции речевых нарушений?

Поскольку нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом, поэтому работа рук способствует психическому успокоению и речевому развитию.

Место проведения: детский сад, средняя, старшая и подготовительная комбинированные группы.

На современном этапе развития дошкольного образовании одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений и укрепление психофизического здоровья детей.

Перед дошкольным учреждением стоит задача всестороннего развития детей, коррекции отклонений в развитии ребёнка, а также подготовки их поступления в школу. Необходимым условием для реализации данной задачи является формирование и совершенствование речи детей в различных её формах, используя различные методы и приёмы.

При нормальных условиях воспитания, когда ребёнок получает от взрослых правильные образцы речи, когда проводится систематическая работа по формированию правильного произношения, способствующая усвоению ребёнком фонетической системы языка, развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов, физиологически обусловленное нарушение звукопроизношения устраняется предположительно к концу пятого года жизни.

У детей с различными нарушениями речи имеются существенные отклонения от нормы не только в речевом, но и в психомоторном развитии. Могут отмечаться несформированность слухоречевого ритма, мелкой и артикуляционной моторики. При несформированности общей моторики может быть повышен мышечный тонус, нарушены статистическая и динамическая координация движений, переключаемости движений, темп и ритм. Эти особенности характерны для всей моторной сферы – общей моторики, мимической и артикуляционной, и оказывают отрицательное влияние на формирование и развитие других сторон речи (фонематической, лексической, грамматической, затрудняют процесс обучения, снижают его эффективность. В настоящее время в современной педагогике существует мнение, что устранять дефекты речи необходимо у детей как можно раньше, так как любое нарушение речи в дальнейшем может отразиться не только на речевом развитии, но и на поведении ребёнка.

По данным мировой статистики число речевых расстройств у дошкольников растёт, и в связи с чем, актуальность проблемы профилактики речевых нарушений принимает глобальный характер.

Актуальность данной разработки я вижу в том, что на современном этапе система дошкольного образования строится на передаче дошкольникам знаний, а я хочу представить авторскую разработку, позволяющую развивать речь через развитие познавательных процессов и здоровьесберегающих технологий.

Сопоставив данные исследований известных учёных (М. М. Кольцовой, Г. А. Волковой, В. М. Бехтерева, логопедов, а также результаты обследования речи и двигательных качеств детей позволили сделать вывод, что коррекционная работа должна строиться с учётом ведущих линий речевого развития и обеспечить интеграцию речевого и физического развития детей.

Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие из мозга.

Резкое несоответствие особенностей произношения его возрастным нормам и стойкости неправильных форм произношения характерны для различных случаев патологии. Они могут быть обусловлены как нарушениями фонематического слуха, артикуляционного аппарата, так и расстройствами нейродинамики (недостаточной дифференцировкой процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, несформированностью межанализаторных связей.

Н. И. Жинкин отмечал: «Управление речевыми органами никогда не наладиться, если сами не будут сообщать в управленческий центр, что ими делается… Таким образом, кинестезии не что иное, как обратная связь, по которой центральное управление осведомляется, что выполнено из тех приказов, которые посланы на исполнение…». Ребёнок с лёгким проявлением дизартрии испытывает значительные затруднения при выполнении заданных движений и поз, так как не может правильно и точно определить положение и состояние органов движения. Кроме того, снижение обратной кинестетической афферентации может задерживать интеграцию различных функциональных систем, таких как слуховая и зрительная, имеющих отношения к речевому процессу.

По словам В. А. Сухомлинского: «Истоки способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Истоки пальчиковых игр лежат в народной педагогике. Многие учёные (М. И. Кольцова, Е. И. Есенина, В. М. Бехтерева и др.) считают, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Было установлено, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга.

Проекция кисти руки в головном мозге расположена близко с речевой моторной зоной. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что человек, который затрудняется с выбором подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: сосредоточенно рисующий или пишущий ребёнок непроизвольно высовывает язык.

Одним из факторов психологического базиса для развития высших психических функций у детей является развитие крупной (или общей) и мелкой (или ручной) моторики.

Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребёнка особое внимание необходимо обратить на развитие тонких движений пальцев рук, что положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. От развития моторики пальцев рук зависят навыки логического мышления, его скорость и результативность.

Доказано, что мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Тонкая моторика - это основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов, таких как внимание, память, восприятие, мышление, речь.

Вся жизнь ребёнка – игра. И поэтому процесс обучения не может проходить без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребёнком должна быть игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомимой и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам как традиционных, так и нетрадиционных игровых приёмов и средств, в коррекционной, логопедической работе с детьми.

Для достижения этой цели должны быть объединены усилия всех специалистов, а также родителей детей, имеющих нарушения речи.

Главная цель в воспитании и образовании дошкольников – это сохранение здоровья. Данная разработка направлена на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса.

Анализ литературы по проблеме речевых нарушений, личный опыт работы и результативность использования традиционных методов : пальчиковая гимнастика, логоритмика, манипуляции с различными предметами, дыхательная гимнастика и т. д., выявил возможность и необходимость сочетания в коррекции речевой патологии у детей различными способов вариативности традиционных и нетрадиционных : таких как Су-Джок терапия, применение камушков «Марблс», игры с песком.

Только комплексное воздействие на ребёнка может дать успешную динамику речевого развития. Совокупность методов и приёмов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивают не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определённых психических процессов, представлений об окружающем мире, становлений отношений воспитуемым социальным явлениям и навыкам поведения, основы личностной культуры.

Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Развитие мелкой моторики у детей является одним из средств развития речи. Игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. По мнению известного философа Канта: «Рука — это выдвинувшийся вперед человеческий мозг».

В старшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики рук способствует развитию высших корковых функций: памяти, внимания, мышления, оптико-пространственного восприятия, воображения, а также работоспособности, усидчивости и т. д В этом возрасте происходит дальнейшее развитие и совершенствование пространственных представлений ребенка. На шестом году жизни малыш закрепляет свои умения определять правое и левое направление в пространстве, пространственные взаимоотношения предметов и объектов.

Одним из условий речевой готовности ребенка к обучению в школе является умение понимать сложные грамматические конструкции предложений.

В своей практической деятельности я применяю следующие нетрадиционные методы и приёмы :

1. Су-джок терапия.

Цели:

-нормализовать мышечный тонус;

-опосредованно стимулировать речевые области в коре головного мозга.

Метод Су-джок – это ультрасовременное направление акупунктуры, объединяющие древние знания медицины Востока и последние достижения европейской медицины. «Су» по-корейски - кисть, «джок» - стопа. Кисть и стопа - это уменьшенные проекции тела человека, (голографические отражения в так называемой системе соответствия).

Су-Джок терапия направлена на стимуляцию высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами и т. д. На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен и ручной массаж пальцев. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления тепла.

Использование Су-джок в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей. Это позволяет значительно повысить эффективность занятий в условиях детского сада, оптимизировать выполнение логопедических упражнений с ребенком в домашних условиях.

Мною был разработан комплекс упражнений с использованием массажных мячиков, согласно лексической теме недели, соответствующей программе средней, старшей и подготовительной логопедических групп. Эту работу провожу на занятиях, в течение 3-5 минут. На протяжении всей недели воспитатели используют данные упражнения на своих занятиях в качестве пальчиковой гимнастики, физ. минутки.

2. Применение камушков «Марблс».

Цели:

-стимулирование деятельности ЦНС;

-развитие координации движений;

-развивать зрительное внимание, память;

- развивать тактильные ощущения;

- развитие мыслительных операций;

-стимулирование зрительно-поисковой деятельности.

Применение камушков «Марблс» это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей.

Это универсальное средство представляет собой набор стеклянных камушков разного цвета и различные задания с ними. Задания могут быть использованы для детей от 3-х лет и до 7 летнего возраста, а также для детей с отклонениями в развитии (ОНР, ФФНР). Все упражнения могут варьироваться в зависимости от возраста ребёнка, его умственной и моторной способности, заинтересованности в игре, а также от поставленной педагогом цели.

В ходе упражнений предусмотрено не только развитие мелкой моторики, но и решение ребёнком сенсорных задач, профилактика оптико-пространственных нарушений, развитие фонематического восприятия, развитие звукового анализа и синтеза, знакомство с образом буквы, коммуникативных способностей, а также приобретение детьми новых умений и навыков, которые могли бы использовать в других видах деятельности.

В занятие, проводимое педагогом, может включаться одно или несколько видов упражнений. Каждое упражнение проводится несколько раз, постепенно их усложняя.

Можно применять не только в логопедической группе, но и в массовых группах, а также в домашних условиях.

Ожидаемый результат:

1. Использование использование нетрадиционных методов работы в коррекционной работе будет способствовать успешному развитию речевых, коммуникативных и творческих способностей детей.

2. Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей.

3. Повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы.

4. Использование камешков «Марблс» и Су- Джок терапии в совместной с педагогами групп деятельности.

Содержание проекта «Использование нетрадиционных методов работы и коррекции речевых нарушений у детей с ТНР

I. Подготовительный этап (информационно-аналитический)

Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта.

Задачи:

1. Изучение состояния исследуемой проблемы в теории и практике.

2. Выявление проблемы – диагностика актуального уровня речевого развития детей средней, старшей и подготовительной групп.

II. Основной этап (практический)

Задачи:

Разработать и апробировать систему нетрадиционных методов работы для участников проекта по вопросам речевого развития дошкольников, посредством инновационной технологии (камешки Марблс, Су- Джок терапии)

Полученные во время занятий знания, речевые умения детей закрепляются в игровой форме в повседневной жизни, а так же при взаимодействии воспитателя и ребёнка во время автоматизации и дифференциации посталенных вуков, обогащается предметно-развивающая среда.

Планирование деятельности при использовании нетрадиционных методов работы :

Познавательное развитие Речевое развитие Социально-коммуникативное развитие Физическое развитие Художественно-эстетическое развитие

Экспериментальная деятельность «Удивительные камешки Марблс, шары и кольца Су-Джок» Цель: познакомить детей с камешками, шарами и кольцами (твердые, гладкие, тяжелые, прозрачные, цветные, колючие, железные). «Опиши картинку»

Цель: учить детей описывать, что изображено на картинке.

Параллельно катая и подбрасывая Су- джок в ладошках. Разбери по цвету

Цель: учить детей договариваться о совместной деятельности.

«Кто больше раз подбросит и поймает мяч Су- Джок, соберет камушков Марблс?»

Цель: развивать двигательную активность детей, быстроту реакции. Выложи букву из камешков.

Цель: развитие творческих способностей, фантазии, воображения, закрепление вида буквы.

Пространственные представления:

Цель: закрепление понятий «лево – право», «верх – низ».

«Название пальцев»

«Назови картинку и найди гласный, согласный звук»

Цель: научить детей находить заданный звук в слове на этапе громкого проговаривания слова.

Выкладывание звукового анализа при помощи камешков Марбл или шаров Су- Джок. С/Р игра «Строители»

(замещение щебенки камешками Марблс)

Цель: побуждение детей творчески воспроизводить в игре строители умения действовать в коллективе.

(воспитатели в группе) Эстафета «Перенеси в корзинке только красные камешки и шарики».

Цель: развитие ловкости и координации движений.

(воспитатели на физкультуре) Складывание узоров по образцу.

Цель: формирование позитивных установок к различным видам творчества.

(Марблс)

Д/И «Найди, сосчитай»

Цель: ориентировка на листе бумаги в клетку.

Развитие устойчивого внимания.

Укрепление памяти.

Активизация мыслительных процессов.

Развитие мелкой моторики. «Найди камешку Марблс или Су- Джок место»

Цель игры: научить определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец, опираясь на громкое проговарива

ние. С/Р игра «Магазин» (замещение леденцов камешками Марблс)

Цель: побуждение детей творчески воспроизводить в игре магазин умения действовать в коллективе.

(воспитатели в группе) Кто правильнее повторит «Мячи Су- джок» Цель: развитие межполушарного взаимодействия, ловкости и координаци движений.

(обоими руками выполняем разные движения, перекатывание мячей из руки в руку.) 1. Рисование камешками Марблс дорожки в лабиринте

Цель: развивать внимание, мышление и творческую активность детей.

«Буквы»

Цель: знакомить с буквами их написанием;

Развивать умения называть буку и находить её среди других;

развивать зрительное восприятие. Д/И «Волшебные камешки»

Цель: развитие навыков звукового анализа слов, развитие мелкой моторики.

С/Р игра «Магазин» (замещение леденцов камешками Марблс)

Цель: побуждение детей творчески воспроизводить в игре магазин умения действовать в коллективе.

Соревнование:

Цель: развивать умения правильно различать звуки на слух. (твердости мягкости, глухости- звонкости) Разложи по стаканчикам цветные камешки.

Выложи букву из камешков по памяти.

Цель: закрепление знаний вида, формы написания буквы, развитие творческих способностей, фантазии, памяти.

Автоматизация и дифференциация поставленных звуков с помощью шаров Су- Джок (на каждый слог, слово нажимаешь на половинку шарика, каждым пальчикам по очереди. Или катаем шарик по пальчику и по ладошке во время проговаривания слогов или слов.

Марблс дифференциация по твердости мягкости (зеленый- синий, глухости звонкости (желтый – красный) Прокати мячик по пальчикам или надень колечко на пальчики.

Цель:

Закрепить произношение поставленных звуков с помощью массажа кистей и пальцев рук. С/Р игра «Ателье. Дом мод» (замещение декора для платья камешками Марблс)

Цель: побуждение детей творчески воспроизводить в игре магазин умения действовать в коллективе. (воспитатели в группе)

III. Заключительный этап реализации проекта

1. Презентация моей логопедической работы с применением Су- Джок терапии и камешков Марблс для педагогов и для родителей.

2. Создание картотеки игр Су-Джок.

3. Мастер – класс для педагогов «Использование камешков «Марблс» в работе с детьми по развитию речи».

4. Мастер – класс для педагогов «Использование приёмов Су- Джок терапии в работе с дошкольниками»

5. Выступление на педагогическом совете «Применение здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях»

6. Родительское собрание «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи»

Показ фрагмента занятия с применением Су- Джок терапии и камешков Марблс.

7. Мастер- класс для родителей «Камешки Марблс- разноцветное счастье детей»

8. Консультации для родителей: Играем пальчиками и развиваем речь»; «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»; «Автоматизация звуков в домашних условиях» с применением камешков Марблс и Су- Джок терапии.

План реализации проекта

Этапы Содержание Задачи

Подготовительный этап (информационно-аналитический) 1. Составление плана реализации проекта

2. Изучение методической литературы по теме

3. Подбор и изготовление дидактических игр. Подбор материала по теме

Основной (практический) 1. Информационно-просветительская работа с родителями : консультации:

Консультации для родителей: Играем пальчиками и развиваем речь»; «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»; «Автоматизация звуков в домашних условиях» с применением камешков Марблс и Су- Джок терапии.

2. Консультация для педагогов:

1. «Камешки «Марблс» мои маленькие помощники».

2. 10 увлекательных игр с камешками «Марблс».

3. Внедрение камешков Марблс и Су- Джок терапии в образовательную деятельность: автоматизация и дифференциация звуков; занятия по обучению грамоте (звуко – буквенный анализ слов); занятия по лексическим темам.

Подбор материала и оборудования для ОД, бесед, игр с детьми, создание картотеки игр Су- Джок; игр с камешками Марблс. Разработать и апробировать систему методических мероприятий для участников проекта по вопросам речевого развития дошкольников, посредством инновационной технологии

Заключительный этап реализации проекта 1. Презентация моей логопедической работы с применением Су- Джок терапии и камешков Марблс для педагогов и для родителей.

2. Мастер – класс для педагогов «Использование камешков «Марблс» в работе с детьми по развитию речи».

3. Мастер – класс для педагогов «Использование приёмов Су- Джок терапии в работе с дошкольниками»

4. Выступление на педагогическом совете «Применение здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях»

5. Родительское собрание «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи»

Показ фрагмента занятия с применением Су- Джок терапии и камешков Марблс.

6. Мастер- класс для родителей «Камешки Марблс- разноцветное счастье детей»

8. Мастер – класс для педагогов «Использование шаров Су- Джок» в работе с детьми по развитию речи»

Анализ и оценка результатов эффективности применения проекта.

В заключении хотелось бы отметить следующее:

Апробация данной разработки проводилась, и проводится в средней, старшей и в подготовительной логопедических группах МКДОУ д/с № 8 «Земляничка».

Анализ результатов показал, значимость и необходимость использования нетрадиционных методов коррекционной работы, для преодоления речевых нарушений и укрепление психофизического здоровья детей с общим недоразвитием речи.

Публикации по теме:

Логопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возрастаЛогопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста Участники: родители и дети. Цель: - познакомить родителей с особенностями логоритмических занятий, проводимых в младшей группе МДОУ «Детский.

Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений. Разграничение сходных нарушений. Работа специалиста предполагает два основных направления:.

Использование балансировочной доски при коррекции нарушений в речевом развитии дошкольников 4–7 летИспользование балансировочной доски при коррекции нарушений в речевом развитии дошкольников 4–7 лет Одним из новых приемов коррекции различных нарушений в речевом развитии является мозжечковая стимуляция. Мозжечковая стимуляция — это.

Использование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейропсихологичеких технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Современная логопедия богата огромным.

Использование нетрадиционных методов рисования в формировании длительного целенаправленного выдоха у детей с ОВЗИспользование нетрадиционных методов рисования в формировании длительного целенаправленного выдоха у детей с ОВЗ Приступая к работе по развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать у него сильный плавный ротовой выдох. При.

Использование нетрадиционных методов в процессе развития речи детей Речь – средство совместной деятельности с другими людьми и развивается в зависимости от того, как эта деятельность организована и в каких.

Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с использованием мультимедийной презентации Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с помощью мультимедийной презентации. Логопедическая работа,.

О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возрастаО небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Консультация для педагогов и родителей В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения как в физическом,.

Особенности психологических методов коррекции агрессивности детей подросткового возраста «Особенности психологических методов коррекции агрессивности детей подросткового возраста». За последние годы в России резко увеличилось.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование нетрадиционных методов работы при коррекции речевых нарушений у детей с ТНР
Опубликовано: 17 апреля 2022 в 06:57
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование нетрадиционных методов работы при коррекции речевых нарушений у детей с ТНР» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Соколова (УИ 1033058) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД