Лариса Бобряшова
Использование нестандартного оборудования в играх для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Мелкая моторика - это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Головной мозг, руки и артикуляционный аппарат связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью. Каким же образом в дошкольном возрасте можно развить мелкую моторику рук?
Публикация «Использование нестандартного оборудования в играх для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. В своей работе я использую разнообразные игры для развития мелкой моторики рук, среди которых ведущее место занимают двигательные упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов:
Игры с нестандартным оборудованием, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, дают детям мощный толчок к познавательной и творческой активности, развивают внимание, память, мышление. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.
Основной целью игр является развитие координации движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов.
Почти все игры с использованием нестандартного оборудования, сопровождаются стихотворениями – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев рук обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Использование стихов в играх с предметами позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта: стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются.
Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи, мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый источник творческой мысли, которая питает мозг ребёнка. Вся история развития человечества доказывает, что на протяжении всего раннего детства чётко выступает зависимость движения руки и речи – по мере совершенствования мелкой моторики идёт развитие речевой функции. Функция руки и речь развиваются параллельно. Естественно, это должно использоваться в работе с детьми – и с теми, у которых развитие речи происходит своевременно, и особенно с теми, у которых имеются различные нарушения развития речи. Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.
Стандартный набор занятий по развитию тонкой моторики (плетение, конструкторы, мозаика, лепка и т. д.) использует в основном движения сжимания, изредка – растяжения и почти никогда – расслабления. К тому же в эти занятия включена обычно только социальная зона руки – большой, указательный, средний пальцы, смежная с ними часть ладони и соответствующие им двигательное поле – зона, несущая основную нагрузку в быту и в общении. Безымянный палец и мизинец остаются пассивными. Эффективность таких занятий не слишком велика. Для получения максимального «коэффициента полезного действия» игры с пальцами рук и занятия должны быть составлены таким образом, чтобы:
1) сочетались сжатие, расслабление, растяжение пальцев;
2) использовались изолированные движения каждого из них.
Поэтому в играх, представленных ниже, мы будем стараться использовать все пять пальцев.
Для развития мелкой моторики вам не понадобится специальное оборудование, не нужно выкраивать время, можно воспользоваться предметами, которые оказались в данный момент под рукой. Дети любят играть с бытовыми предметами, вам нужно только направить их фантазию в нужное русло. Для пальчиковых игр подойдут:
• мячи (каучуковые, колючие, рифлёные);
•верёвки капроновые плетёные (диаметром 3-6 мм, шнурки – для завязывания узлов и для перебирания уже завязанных узлов пальцами, рисования предметов;
• платочки;
• крупные, длинные бигуди;
• прищепки – для развития координации движений пальцев рук;;
• счетные палочки;
• зубные щетки,коврики «Травка» - для массажа и самомассажа ладоней;;
• бусы;
• резинки для волос;
• шестигранных карандашей;
• грецкие орехи, шишки, фасоль;;
•решетки для раковины.
Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствуют хорошему эмоциональному настроению, улучшает психические процессы (внимание, мышление, память); повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, улучшает произношение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.
Этапы разучивания игр:
1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребёнка.
3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.
Самомассаж ладоней и пальцев рук
Этот массаж желательно сопровождать веселыми рифмами («приговорками», стихами.
1. Самомассаж ладоней щёткой для волос или пластмассовым ковриком «Травка»
На каждый ударный слог осуществляются поглаживающие движения ладонями. Поверхности «иголочек» касаются не только пальцы, но и ладони. Направления движения – к себе.
Гладит мама-ежиха ежат:
«Что за пригожие детки лежат!»
2. Самомассаж зубной щёткой
• (Дети берут в руки зубную щётку.)
Плывёт зубная щётка, (Растирают щеткой подушечки
Как по морю лодка, пальцев правой руки, затем левой
Как по речке пароход, руки, начиная с большого пальца
По пальчикам она идёт! И заканчивая мизинцем.)
А. Дорогавцева
• (Растирать зубной щеткой сначала подушечки пальца, затем медленно опускаться к его основанию.)
Я возьму зубную щетку,
Чтоб погладить пальчики.
Станьте ловкими скорей,
Пальчики- удальчики.
(Поглаживаем пальчик щеткой и проговариваем):
У утки-утята (один пальчик)
У курицы-цыплята (второй пальчик)
У индюшки-индюшата
У гусыни-гусята
А у кошки-котята
3. Массаж поверхностей ладоней мячиками-ежиками.
Дружба
Я в друзьях души не чаю! Дети крепко сжимают мячик
Я друзей своих встречаю! поочерёдно в одной и в другой
Каждый руку мне пожмёт! ладони.
Каждый мне привет пошлёт! Машут рукой. О. Крупенчук
Птичка
Птичка веток набрала. (Дети касаются мячиком каждого пальца правой, затем левой руки.)
(2 раза)
Крепко гнездышко свила, (Сводят обе ладони «гнездышком» вместе с мячиком («яичком»)
И снесла яичко
Умница-синичка.
Ты яичко покатай, (Катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями.)
Но из рук не выпускай.
Очень хрупкое оно,
Так у птиц заведено.
Колючий ёжик
Катится колючий ёжик, (Шарик между ладошками вперед, назад.)
Нет ни головы ни ножек.
По ладошки бежит (Шарик между ладошками круговые движения по ладони.)
и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Мне по пальчикам бежит (Движения по пальцам правой руки, затем левой.)
и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда,
мне щекотно, да, да, да.
Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь! (Пускаем по столу и ловим подушечками пальцев.)
4. Самомассаж с прищепками
Игры с прищепками развивают мелкую моторику рук. Особенно они полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Очень важно заниматься последовательно (правая рука, левая рука, обе руки, переходить от простого к сложному (прикреплять прищепку большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем). Развивая движения пальцев рук, мы тем самым способствуем развитию интеллектуальных и мыслительных процессов ребенка, становлению его речи.
(Большой прищепкой на ударные слоги стиха поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После первого двустишия – смена рук. Проверьте на себе, чтобы прищепки были не слишком тугими).
Кыш!
Кусается больно котёнок – глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
– Но я не играю с тобою, малыш!
– А будешь кусаться – скажу тебе «кыш»! О. Крупенчук
Гусёнок
Вот проснулся,
Встал гусёнок,
Пальцы щиплет он спросонок:
– Дай, хозяйка, корма мне
Раньше, чем моей родне. О. Крупенчук
Гусь
Гусь стоит и все гогочет-
Ущипнуть тебя он хочет!
Кусь, кусь, кусь!
Никого я не боюсь!
Жук
Жук летит,
Жуж-ж-ж-ж-жит,
Жуж-ж-ж-ж-жит,
И усами шевелит! (В. Цвынтарный)
А теперь цепляем прищепки к разноцветным кружкам и получаем самые разные цветы: васильки, подсолнухи, семицветики и т. д., и, конечно же, солнышко с желтыми лучиками. Вот так, незаметно для ребенка, а главное, увлекательно, мы способствуем развитию конструктивного мышления, мелкой моторики рук. Играя с ребенком, не забывайте сопровождать все свои действия речью.
5. Массаж шестигранными карандашами. Грани карандаша легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение.
Пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определенном положении в правой и левой руке.
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непрерывно каждый пальчик,
Быть послушным научу.
6. Массаж «четками». Перебирание «четок» (бус) развивает пальцы, успокаивает нервы.
Считать количество «бус» в прямом и обратном порядке.
Дома я одна скучала,
Бусы мамины достала.
Бусы я перебираю,
Свои пальцы развиваю.
Дети проговаривают стихотворение и поочередно одевают резинку на пальчик, а потом снимают
Раз, два, три, четыре, пять!
Вышли пальчики гулять!
Раз, два, три, четыре, пять!
В домик спрятались опять!
Игры со счётными палочками
Цапля ходит по болоту
Цапля ходит по болоту Дети ставят счётную палочку на большой палец правой руки и
держат указательным пальцем правой руки.
Будто ищет там кого-то. Дети ставят счётную палочку на большой палец правой руки и
держат средним пальцем правой руки.
Ой, боюсь, что эта цапля Дети ставят счётную палочку на большой палец правой руки и
держат безымянный пальцем правой руки.
Лягушонка хочет… Дети ставят счётную палочку на большой палец правой руки и
держат мизинцем пальцем правой руки.
Сцапать! Убирают счётную палочку за спину. О. Крупенчук
(Затем дети выполняют те же движения левой рукой.)
Клювы
Ребёнок собирает разложенные на столе счётные палочки одноимёнными пальцами – от указательных к мизинцам – и удерживает их до тех пор, пока не соберёт все четыре «клюва». На каждую строчку осуществляется по одному взятию палочки.
Клювов длиннее
Не видывал я,
Чем клювы у цапли
И журавля! О. Крупенчук
Игры с платочками
«Фокусник» - собрать (скомкать) кусочек полиэтилена (носовой платок) пальцами в ладонь, начиная с уголка (кусочки полиэтилена торчать из кулачка не должны).
Выполняя пальчиками различные упражнения дома, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Это в дальнейшем облегчает приобретение навыка письма.
Тесто
1 вариант игры.
Месим, месим тесто Дети берут платочек за два уголка и пальцами обеих рук
Есть в печи место!
Будут, будут из печи собирают платочек в обе ладони.
Булочки и калачи!
2 вариант игры.
Берут платочек за уголок и собирают целиком платочек владонь, используя пальцы только одной руки (правой или левой). Другая рука не помогает!
Прятки
Дети кладут платочек на колени или на любую ровную поверхность.
Пальчики играли в прятки, Сжимают и разжимают пальцы обеих рук.
Ловко прятались в кроватке.
Вот так, вот так, Пальцы обеих рук собирают платочек в обе ладошки.
Ловко спрятались в кроватке.
А. Савушкина
Игры с резиночками
1-й вариант. Растягивание текстильной резинки поочерёдно большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. Упражнение выполняется сначала ведущей рукой.
2-й вариант. Кисти рук ребёнка соединены в запястьях. Взрослый надевает резинку поочерёдно на указательные, средние, безымянные пальцы, мизинец ребёнка. Ребёнок растягивает резинку пальцами, не разводя кисти рук (взрослый помогает удерживать кисти рук ребёнка в исходном положении).
3-й вариант. Для игры необходимы клубок и резинки для волос. Используя,все пять пальцев правой руки нанизываем резиночку на клубок. И так пока не кончатся все резиночки. Затем руку меняем
Игры с веревочкой.
Рисуем предметы с помощью веревочки, рассказывая сказку.
Летняя сказка
Как хорошо летом на лесной полянке! Травка зеленая, цветочки, бабочки летают (рисуем травку, цветочки, птичек). Видишь, как ярко светит солнышко? (рисуем солнышко с улыбкой на лице). Вдруг на небе появилось облачко, затем еще одно и солнышко перестало улыбаться (рисуем облачка, стираем улыбку у солнышка и делаем его грустным). Тут пришла огромная туча и закрыла собой солнышко (стираем солнышко, рисуем большую тучу). Пошел дождь (рисуем дождь). Когда дождь закончился, на небе опять появилось солнышко (стираем дождь, рисуем солнышко). После дождя на полянке стали расти грибы (рисуем грибы). Затем на полянку прибежал ежик и сразу почуял грибной запах (рисуем ежика). Ежик собрал грибы и одел их на свои колючки (стираем грибы и рисуем их сверху ежика). Ежик убежал, а полянку пришли мальчик и девочка (рисуем детей с большим воздушным шариком). «Ах, как здесь хорошо!» — сказали дети. Они долго бегали и играли на полянке, а потом наступил вечер, и они ушли домой (стираем детей, солнышко, рисуем луну и звезды).
Игры с решетками
Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. `Ходить` можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря:
В зоопарке мы бродили,
К каждой клетке подходили,
И смотрели всех подряд:
Медвежат, волчат, бобрят`.
Игры с крупными бигуди
Самокат
Самокат, самокат, Дети катают бигуди между
Самокату очень рад! ладонями вперёд-назад, руки
Сам качу, сам качу держат перед собой.
Самокат куда хочу!
И. Токмакова
Ролик
Трудно ролик мне вести Дети катают бигуди между
Прямо по дорожке, ладонями вперёд-назад, руки
Так и хочется ему держат перед собой.
Спрятаться в ладошке. Убирают бигуди в обе ладони.
С. Ерошкина
Игры с эспандерами
Силач
(Дети берут эспандер в виде резинового кольца в руки.)
Я сожму своё кольцо, Дети сжимают и разжимают в руках эспандер на каждый
Буду сильным молодцом, ударный слог. После каждой строчки – смена рук.
Буду младших защищать,
Буду слабым помогать!
Пополам его согну
И восьмёркой заверну О. Крупенчук
Сжать кольцо поможет нам Дети сжимают и разжимают в руках эспандер на каждый
Сила с волей пополам. ударный слог. После каждой строчки – смена рук.
Станут пальчики сильнее,
А головушка – умнее! О. Крупенчук
«Сухой бассейн». Упражнения с желудями, каштанами, орехами, горохом и другими плодами.
Данные игровые упражнения помогают ребенку научиться удерживать в ладонях максимально большое количество природного материала; перекатывать между ладонями по одному или несколько плодов; доставать мелкие игрушки из ведерка, наполненного плодами; «купать» кисти рук, сжимать и разжимать руки в желудях, горохе, орехах (по типу сухого бассейна).
Самомассаж кистей и пальцев рук в «сухом бассейне» способствует:
— нормализации мышечного тонуса;
— стимуляции тактильных ощущений;
— увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук;
— формированию произвольных, координированных движений пальцев рук.
Фасоль
На дне «бассейна» спрятать игрушки из киндер-сюрпризов. Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» фасоль, затем найти и достать игрушки.
В миске не соль, совсем не соль,
А разноцветная фасоль.
На дне — игрушки для детей,
Мы их достанем без затей.
Тесто
Опустить кисти рук в «сухой бассейн» и изображать, как месят тесто. Перебирая пальцами фасоль.
Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи.
Лодочка
Соединить ладони обеих рук «ковшиком», делать скользящие движения по поверхности «сухого бассейна».
Лодочка плывет по речке,
Оставляя на воде колечки.
Повар
Выполнять круговые движения кистью в «сухом бассейне» по часовой стрелке и против нее.
Варим, варим, варим щи.
Щи у Вовы хороши!
Стираем платочки
Выполнять движения раскрытой ладонью по дну «сухого бассейна» в направлении вперед-назад, пальцы разведены.
Мама и дочка стирают платочки.
Вот так, вот так!
Постирали и отжали.
Ох, немножко мы устали.
Игра «Дождик»
На подносе или в емкости находятся плоды. Ребенок поочередно или обеими руками одновременно захватывает плоды и выпускает их из рук, имитируя «дождик».
Дождик лей, лей, лей
На меня и на людей,
На меня немножко,
На людей – по ложке.
А на Бабу-ягу
Лей по целому ведру!
Игра «Найди пропажу»
Ребенку предлагается опустить руки в емкость с плодами и найти предмет, который там спрятался.
В ведерко руки опускай,
Все игрушки доставай.
Громко нам их называй,
По порядку сосчитай.
Игра «Моем ручки»
Педагог предлагает ребенку опустить руки в емкость, наполненную плодами, и выполнить следующие движения: сжать руки в кулачки, разжать; набрать плодов (горошек) и сжать и т. д.
В горошке ручки я купаю,
Их сжимаю, разжимаю.
Очень нравится ладошкам
Весело играть в горошке.
В орешках ручки я купаю,
Их сжимаю, разжимаю.
Пальчики купаются, им орешки нравятся.
Упражнения с шишками
Обучение действиям с шишками лучше начинать со свежих шишек, так как они не колются, приятны на ощупь и не вызывают отрицательных эмоций. В дальнейшем используются сухие, колючие шишки.
Педагог обращается к ребенку:
На солнечной полянке
В глуши лесной
Нашла я эти шишки.
Пойдем играть со мной.
Педагог предлагает ребенку корзинку, в которой лежат свежие или сухие еловые и сосновые шишки, и просит взять в руки одну сосновую шишку.
И задает примерные вопросы: С какого дерева шишка? Какая она по форме? Какая на ощупь? На что похожа?
Далее педагог показывает и выполняет вместе с ребенком круговые движения сосновой шишкой между ладонями. Ребенок выполняет движения самостоятельно или с помощью взрослого, если в этом есть необходимость. Упражнения целесообразно сопровождать речью:
Как ежик колется сосна,
Ее мне шишка не страшна.
Сосновую шишку в ладонях катаю
С сосновою шишкой сейчас я играю.
Педагог может ввести игрового персонажа, например Медвежонка:
Мишка с шишкою играет,
Между лап ее катает.
Медвежата все хохочут,
Шишки лапы им щекочут.
Колются не больно,
Малыши довольны.
Используя разнообразный стихотворный текст, вы почувствуете, какие именно стихи подходят каждому ребенку, какой текст у него находит эмоциональный отклик. Можно использовать реплики героев из сказок, тогда, выполняя круговые движения ладошками, ребенок произносит определенную фразу, например: «Колобок, колобок я тебя съем!», меняя при этом высоту и выразительность голоса, в зависимости от того, кто это произносит, зайка, лиса или кто-то другой.
Следующее упражнение – перекатывание еловых шишек между ладонями до появления чувства приятного тепла и легкого покраснения. Для этого педагог предлагает положить сосновую шишку и взять еловую (большую). Уточняется, с какого дерева эта шишка, какая она по величине по сравнению с сосновой, какая она на ощупь, на что похожа и т. д.
Раз, два, три, четыре, пять,
Шишку будем катать.
Шишку будем катать,
Раз, два, три, четыре, пять.
Еловая шишка нам коле ладошки,
Мы покатаем шишку немножко.
Далее педагог предлагает ребенку следующее упражнение – сжимание и разжимание шишек обеими руками одновременно или поочередно правой и левой рукой. Ребенок выполняет упражнение самостоятельно или вместе с педагогом, используя прием «рука в руке» (если это необходимо) .
Если, как Мишутка,
Сильным хочешь стать,
Надо в ручке шишку
Сильно-сильно сжать.
Следующее упражнение – воздействие на кончики пальцев и ладошку кончиками шишки легким постукиванием и вращательными движениями.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать.
Шишке все расскажем,
Пальчики покажем.
Каждый пальчик обойдем,
Снова мы считать начнем.
Далее педагог предлагает детям поиграть с белками в беличью игру «Белки шутят» - перебрасывание шишек друг другу.
Белки шутят, белки играют:
Шишки, как мячики,
Деткам кидают.
С белками весело мы поиграем,
Все шишки руками ловко поймаем.
Если упали, скорей подберем
И снова бросать их белкам начнем.
Для поддержания интереса к играм с природным материалом целесообразно использовать игру «Прятки». Для этого понадобится емкость, наполненная шишками. Ребенку предлагается опустить руки в эту емкость и найти то, что в ней спряталось (мелкие игрушки, предметы, буквы, цифры, геометрические фигуры). Данную игру можно использовать для автоматизации поставленных звуков, обогащение словаря, формирование грамматического строя речи, закрепление навыков счета, расширение представлений об окружающем и т. д.
Для родителей:
Игра “Помогаю маме”. Большую часть времени Вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле Вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет Вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.
Игра “Волшебные палочки”. Дайте малышу счётные палочки или спички (с отрезанными головками). Пусть он выкладывает простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры. А вырезанные из бумаги круги, овалы, трапеции дополнят изображения.
Игра “Мастерская золушки”. Пока Вы заняты пришиванием пуговиц, ребёнок может выкладывать из пуговиц, ярких ниточек красивые узоры. Попробуйте вместе с ребёнком сделать панно из пуговиц. Пуговицы можно пришивать (с Вашей помощью, а можно укрепить их на тонком слое пластилина (без Вашей помощи). Очень красивые картинки получаются из кнопок, особенно из цветных.
Застёгивать и расстёгивать пуговицы.
Зашнуровывать и расшнуровывать обувь.
Завязывать шарф, бант.
«Цветочная полянка»
Цель:Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Закрепление цвета. (Ребенок откручивает пробки от пластиковых бутылок по часовой стрелке.)
Литература
1. Зажигина О. А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
2. Коноваленко С. В., Кременецкая М. И. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями развития. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
3. Крупенчук О. И., Воробьёва Т. А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. – СПб. : Издательский Дом «Литера», 2010.
4. Фадеева Ю. А., Пичугина Г. А., Жилина И. И. Игры с прищепками: творим и говорим. – М. : ТЦ Сфера, 2012.