Гульнара Валиуллина
Использование нестандартного игрового оборудования в целях развития познавательного интереса детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни замирал перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».
В. А. Сухомлинский
Основа познавательного интереса – активная мыслительная деятельность. Под ее влиянием ребенок оказывается способен к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность при решении умственной или практической задачи. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха, в случае если проявил догадку, получил одобрение взрослых – создают у ребенка уверенность в своих силах.
Публикация «Использование нестандартного игрового оборудования в целях развития познавательного интереса детей 3–4 лет» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Прочные знания – основа активности ребенка. Они способствуют проявлению живого интереса к действительности. Недаром народная мудрость гласит: «Любить – значит знать».
Уровень развития познавательных интересов во многом определяет подготовку ребенка к обучению в школе.
Стремление узнать новое, выяснить непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, желание вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и взаимоотношения характеризуют познавательный интерес. Одним из важных аспектов развития познавательного интереса в дошкольном возрасте является движение.
Важным направлением в формировании у детей основ здорового образа жизни является правильно организованная предметно-пространственная среда, прежде всего это двигательная предметно-развивающая среда. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной, для этого в нашем детском саду мы используем физкультурное нестандартное оборудование, изготовленное своими руками, ведь новое спортивное оборудование - это всегда дополнительный стимул активации физкультурно-оздоровительной работы.
При проектировании предметно-пространственной среды, способствующей формированию здорового образа жизни детей - дошкольников, следует исходить из необходимости учета следующих факторов:
• индивидуальных социально-психологических особенностей ребенка;
• особенностей его эмоционально-личностного развития;
• индивидуальных интересов, склонностей, предпочтений и потребностей.
На эффективность проведения непосредственной организованной деятельности влияет качественная и глубоко продуманная предварительная работа по подготовке всех необходимых пособий и инвентаря, которые помогут проводить комплекс живо, эмоционально, интересно. Задача педагога - насыщение пространства группы недорогим, нестандартным, многофункциональным оборудованием и инвентарем, отвечающим гигиеническим, психическим, эстетическим, эргономическим и другим требованиям.
В группе есть "Уголок здоровья", где в доступном для детей месте находятся пособия для развития двигательной активности. Это и фабричное спортивное оборудование, и нестандартное, изготовленное педагогами и родителями. Здесь можно увидеть различные массажные и ребристые дорожки, для профилактики плоскостопия, кольцебросы, разноцветные флажки, ленты, косички, султанчики, разнообразные мишени и многое другое, дуги, веера. Все оборудование выполняет свою развивающую роль тем, что оно доступно для активности детей, становится предметом для упражнений и тренировок в метании, ходьбе и беге, лазании, равновесии, а так же оно переносимо из одной среды в другую.
Очень полезно проводить с детьми прогулки и экскурсии. И в познании нового или закреплении пройденного тоже поможет нестандартное оборудование, это всевозможные пластиковые баночки, бутылочки, коробки, пакеты, паролон и т. д. Не стремитесь объяснять и рассказывать ребенку обо всем, что он видит на прогулках, экскурсиях и по телевизору. Для развития интереса ребенка целесообразнее возбуждать его познавательную активность, стимулировать появление у него стремления находить на них ответы посредством наблюдений, размышлений.
Наблюдение за явлениями в окружающей природе – это удивительные открытия детей, поводы для бесед и экспериментирования. Организованные наблюдения за природой обогащают практический опыт детей и побуждают к практической исследовательской деятельности: наблюдая за дождем, дети определяют, что дождь – это капельки воды, они мокрые, подвижные, стекаются струйками по окну, по водосточным трубам в большие лужи. На практическом опыте дети убеждаются, что намоченные водой предметы изменяются, как на улице после дождя. Наблюдая за снегом на прогулке, дети отмечают его внешние свойства и особенности, придумывают слова – сравнения, определяют, почему на улице много снега и он не тает. Это подталкивает к экспериментированию: снег тает в теплой группе, снег – это вода.
В своей практике, знакомя детей с окружающим миром, чаще прибегаю к приему сравнения. Благодаря сравнению предметов, явлений действительности, ребенок глубже познает их, выделяет в них новые качества, свойства, что дает возможность по-иному взглянуть на то, что казалось ему хорошо знакомым.
Игра с песком – одна из форм естественной деятельности ребенка. Строя башни из песка, играя с ним, придумывая различные истории, дети получают знания о физических свойствах песка (в сухом, в мокром состоянии, в сравнении с глиной и почвой).
Игры с водой и песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей и являются прекрасным средством для развития познавательной активности. Экспериментируя со снегом, водой, льдом, дети научились самостоятельно характеризовать воду в тех физических состояниях, выделять и называть их особенности, делать простые умозаключения: вода бывает жидкой, твердой, в виде льда.
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, основами математических знаний, с эстетическими правилами жизни в обществе.
В дошкольном возрасте детей привлекает все новое и необычное. Но это не значит, что для развития интереса ребенка нужны дорогостоящие игрушки и оборудование. Созданное своими руками или руками родителей на много интереснее, доступнее, легко обновляемое. Надо лишь помнить, что нетрадиционное оборудование приносит пользу лишь тогда, когда им найдено точное место среди обычных.