Гомзина Галина
Использование народной игрушки в работе с младшими дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Использование народной игрушки в работе с младшими дошкольниками.
«Игрушка -неизменный спутник детства,
друг ребенка, главное действующее лицо
в его играх, пробуждая мысль, давая широкие возможности для проявления знаний об окружающей действительности»
/Г. В. Лабунская/
У младших дошкольников обязательно должны быть игрушки, изображающие домашних, диких животных и их детенышей, сказочные персонажи, игрушки-забавы и музыкальные игрушки. (Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Д. В. Сергеева др.
Публикация «Использование народной игрушки в работе с младшими дошкольниками» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Средняя группа
- Темочки
«Кроха: методические рекомендации к программе воспитания и развития детей раннего дошкольного возраста в условиях дошкольных учреждений»
М., Просвещение, 20007)
Яркие образные народные игрушки могут стать источником формирования первоначальных эстетических представлений детей;
Игрушку можно использовать для формирования у детей способов восприятия;
Народная игрушка может служить поводом для обучающего речевого общения взрослого с детьми.
В своей работе с детьми младшей группы я использовала жбанниковскую народную игрушку. Она присутствовала как «гостья» на занятиях, в играх, в музыкально-театрализованной деятельности. Также игрушка служила для формирования у детей интереса и мотивации к художественной и познавательной деятельности.
Используя опыт «общения» с жбанниковской свистулькой, дети в старшем возрасте, по аналогии, переносят свои знания на другой вид игрушки.
«Духовно-нравственное развитие дошкольников на основе народного художественного творчества»(под ред. Г. Г. Григорьевой, Нижний Новгород, НИРО, 2012,
Формы работы с детьми
Совместная деятельность взрослых и детей (организованная образовательная деятельность,взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности)
Самостоятельная деятельность детей (все виды самостоятельной деятельности детей.
(Создание условий для СДД)
Одной из форм организации образовательного процесса с детьми является проектная деятельность.
Проект «Жбанниковская свистулька»
Срок реализации : 1 месяц
Вид проекта: групповой (младшая группа)
Тип проекта: творческо– игровой
Возраст участников: дети 3 - 4 года.
Состав проектной группы: воспитатель, воспитанники группы, родители
Режим работы: во время и вне занятий
Цель: Формирование у детей интереса к русской народной культуре через ознакомление с народной игрушкой жбанниковской свистулькой
Задачи:
1. Воспитывать у детей интерес к народной игрушке и бережное отношение к ней;
2. Знакомить детей с предметным миром, природой и животными (игровая мотивация);
3. Помогать детям использовать доступные для него способы изображения в рисовании и лепке, знакомить со свойствами красок, карандашей, элементарными приёмами и правилами их использования;
4. Развивать сенсорные ориентировки в цвете, величине, форме;
5. Содействовать проявлению положительных эмоций
от процесса и результата (стремление поделиться радостью со взрослыми и детьми)
Мероприятия по реализации проекта в образовательном процессе:
Познавательно-речевое развитие
Потешки: «Кошка», «Козонька рогатая», «Ходит конь по бережку», «Петушок», «Пастушок», «Курочка-рябушечка» «Киска – киска», «Заинька, попляши», и т. д.
Сказки: «Кот, петух и лиса», «Как коза дом построила»
Занятия:
«Домашние животные» (дикие) (название, строение тела животного);
«В гостях у бабушки» (о пользе домашних животных)
«У кого какие шубки?»
«Как звери готовятся к зиме?»
«У меня живет котёнок»
«Где живут дикие животные?»
Художественно –творческая деятельность
Рисование
Травка для козочки
Заборчик (по сказке «Кот, петух и лиса»)
Яблочки и ягодки
Морковка для зайки
Аппликация:
Рано-рано по утру он кричит: «ку-ка-ре-ку»
Будка для щенка
Лепка:
Угощение для козочки
Водят мыши хоровод, на лежанке дремлет кот…
Игровая деятельность
«Кто как кричит?», «Накорми животных», «Во дворе», «Чей домик?», «Чей хвост?»
«Дикие и домашние животные» (расставить животных по моделям леса и фермы);
«Большой –маленький», «Где чей домик» (определение и сравнение по величине);
«Один,два, много», «Столько же как», «Угостим наших гостей» (определение количества);
«Высоко-низко», «Где сидит игрушка» (использование слов «на», «в», «за»); «Игрушки делают зарядку» (Упорядочивание величины по убыванию)
Ожидаемый результат:
1. Дети узнают жбанниковскую свистульку среди других игрушек, проявляют к ней интерес
2. Дети более активны на занятиях, задают вопросы, высказывают свое мнение
3. В процессе ознакомления с игрушкой активизируется словарь, развивается связная речь
4. Ознакомление с игрушкой способствует развитию продуктивной деятельности.
5. Полученный опыт (представления, умения и т. д.) применяют в самостоятельной художественной деятельности
Результат
Коллаж «Жбанниковская ферма»(коллективная аппликация)
Работа с родителями
Консультация на тему: «Жбанниковская свистулька»
Консультация «Народная игрушка в жизни ребенка»
Выставка детских работ
Помощь родителей в изготовлении коллажа «Жбанниковская ферма»