Елена Карцева
Использование театрализованной деятельности в работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Использование театрализованной деятельности в работе с дошкольниками.
Театр - самый доступный вид искусства для детей-дошкольников. В ходе театральной игры формируется личность ребенка, реализуются ее потенциальные возможности, проявляются первые творческие находки. В театрально-игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы детей. Игра может изменить отношение ребенка к себе, его самочувствие, научить художественным способам общения со сверстниками.
Публикация «Использование театрализованной деятельности в работе с дошкольниками» размещена в разделах
Театрализованная деятельность способствует развитию многих сторон личности дошкольника. Это психофизические способности (мимика, пантомимика, психические процессы (восприятие, воображение, мышление, внимание, память, речь (монолог, диалог, творческие способности (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль). Театрализованная деятельность помогает формированию следующих умений и навыков детей: разыгрывание стихов, сказок, рассказов, мини-сценок; владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра (би-ба-бо, плоскостной, теневой, пальчиковый и др.); обогащение театрального опыта (знания о театре, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, терминология); изготовление и подбор атрибутов, кукол и игрушек, элементов костюмов.
Театральная игра в детском саду может включаться практически во все занятия – в совместную деятельность детей и взрослых, в свободное время, в самостоятельную деятельность, в работу кружков, в проведение праздников и развлечений. Я работаю воспитателем логопедической группы и в своих занятиях нередко обращаюсь к разным видам театрализованных игр, я использую игры с куклами и другими игрушками.
Цель коррекционной работы с детьми – логопедической группы– научить детей говорить отчетливо, грамотно, выразительно. Для достижения данной цели, на занятиях по развитию речи я широко использую речевые игры и упражнения, направленные на развитие дыхание и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой. Сюда также включаются игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. В коррекционной работе с детьми с нарушениями речи всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес. Именно поэтому так велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях.
Стихотворный текст, как ритмически организованная речь, активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи, но и находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры и задания. Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. На следующем этапе из стихотворения можно создать целый мини спектакль. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект. Разыгрывать на занятиях по развитию речи мини-спектакли мне помогают разнообразные костюмные атрибуты - маски зверей, шапочки, фартучки и т. д.
Создавать же образы дети должны сами с помощью интонации, мимики, жестов, движений. В индивидуальной работе с детьми по звукопроизношению я стала использовать игры над согласными звуками М. А. Давыдовой «Согласные звуки в образах». Детям очень понравились такие занятия. Эти упражнения они выполняют с удовольствием, с особым интересом. Театрализованная игра также помогает мне выполнить программу по ознакомлению детей с окружающим миром и социальной действительностью. На своих занятиях я использую различные виды театра – кукольный,фланелеграф, настольный театр картинок и игрушек и др. В этих играх дети создают сценки, ведут роль игрушечного персонажа, объемного или плоского. Они действуют за него, изображают его интонацией и мимикой. Во второй половине дня я провожу с детьми театрализованные досуги. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки спектакля кукольного или драматизации даже недостаточно активных детей и помогает им преодолеть трудность в общении. Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки. Русские народные сказки оказывают активизирующее воздействие, как на речевую деятельность, так и на эмоциональную сферу ребенка.
У нас часто в различных сказках («Три поросенка», «Колобок» и др.) появляются дополнительные персонажи: солнышко, цветок, белочка, облачко, ежик. Пришлось придумать таких героев, так как все дети хотят участвовать в спектакле. Каждый ребенок должен что-то проиграть, каждому нужно дать слово. Все мы – и взрослые, и дети – знаем чуть ли наизусть сказку «Доктор Айболит», но она от этого отнюдь не надоедает. Более того, продолжает волновать читателя. Я только придумываю новую тему для этой сказки, близкую детям, например «Волшебные слова», «Лечение зверят» и др.
Список литературы.
1. Бряева Л. Б., Вечканова И. Г. Театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками. Издательство «КАРО» Санкт-Петербург, 2007г.
2. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. Игры, упражнения, сценарии - М. ТЦ Сфера, 2003г.
3. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. Кн. Для воспитателя детского сада. М. Просвещение, 1991г.
4. Домашний театр. Серия «Через игру - к совершенству» - М. Лист, 2000 г.
5. Сорокина Н. Ф., Л. Г. Миланович Играем в кукольный театр. Программа «Театр, творчество, дети» - М. АРКТИ, 2002 г.
6. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду - М. ТЦ Сфера, 2003 г.