Герасимова Ольга Николаевна
Использование инновационных приемов в работе с дошкольниками на музыкальных занятиях
«Использование инновационных приемов в работе с дошкольниками на музыкальных занятиях»
Компьютеризация, постепенно проникающая практически во все сферы жизни и деятельности современного человека, вносит свои коррективы и в подходы к воспитанию и образованию детей дошкольного возраста. Применение компьютерной техники позволяет сделать музыкальное занятие привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов.
Публикация «Использование инновационных приемов в работе с дошкольниками на музыкальных занятиях» размещена в разделах
Именно музыкальное восприятие является тем каналом, который позволяет ребенку обогащать индивидуальный музыкальный опыт. От того, какая музыка окружает ребенка, звучит в повседневной жизни в детском саду и дома или во время специально организованных занятий, зависит становление музыкального вкуса ребенка, его культурный кругозор, интерес к музыкальной деятельности, выбор музыки в качестве «спутника жизни».
В своей работе я имею возможность ввести в свою работу компьютерные музыкальные программы, которые не только позволяют слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты произведений видеозаписи, но и дают доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература, народные промыслы. Таким образом, использование компьютера очень удобны не только для усвоения музыкального материала, но и для активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала ребенка, воспитания интереса к музыкальной культуре, формирования духовного мира.
Функции демонстрационного материала на детских утренниках, досугах, а также во время проведения повседневных музыкальных занятий, выполняют презентации, созданные в приложении Они заменяют множество картинок, плакатов и аудиозаписей.
Видеодиски с утренниками и развлечениями также используется мной в качестве архива проведенных мероприятий, с включением фото- и видеоматериалов.
Одним из основных направлений в своей педагогической работе считаю развитие музыкально – ритмических движений на музыкальных занятиях.
Особенно важно в детском саду включать различные виды движений под музыку. Детям этого возраста свойственна подвижность, и они с удовольствием выполняют различные движения под музыку, включаются в музыкальные игры, связанные с движением. Движение под музыку является дидактически важной частью процесса музыкального воспитания, так как позволяет достаточно эффективно влиять на развитие музыкальных способностей метро - ритмического чувства. Движение под музыку развивают творческие способности, фантазию, воображение ребенка. Различные творческие задания позволяют активно влиять на личность ребенка, давая выход детскому стремлению к самовыражению. Красота музыки и красота движений, рождаемых ею, создают на занятии особую эмоционально насыщенную атмосферу погружения в мир музыкального искусства. Важными составляющими мастерства педагога является
Для оптимизации работы по развитию музыкально - ритмической деятельности дошкольников мы использовали :
1. Соответствующие игровые и средовые потребности в организации личностно-ориентированного развивающего пространства:
- музыкальный зал с набором пособий для организации и проведения
музыкально-ритмических занятий ( для развития ритма:
кастаньеты, палочки и др. муз инстр.
- подбор картин жанровой живописи: портрет (для танца «Поварята» надо было научить девочек правильно держать в руке тарелку. Положение рук подсмотрели на картине Бориса Кустодиева «Купчиха за чаем» : получилось нежно, интеллегентно, профессионально; а когда к выпускному вечеру готовили танцевальную зарисовку «Скоро в школу», фрагмент «Думаем» взяли из картины Николая Богданова-Бельского «Устный счет» : позиции детей были разными и запоминающимися.
- подбор: танцевально-дидактические («Светофор», «Пограничники») и хороводные игры;
- сюжетно-игровые упражнения Н. Ефименко («Пробуждение предметов», «Танец Дельфинов», «Утро в лесу» и др.);
- игры на самодельных и природных инструментах
- коммуникативные игры («Мы печем пирог», «Зеркало», «Походки» и
др.);
- ритмические игры («Пять домовых», «Веселая шляпа», «Ритмический
ряд» и др., ритмопластику
- логоритмические игры М. Картушиной, М. Гоголевой («У оленя дом большой», «Обезьянки» и др.);
- импровизированный танец («Снежинки», «Клоуны», «Веселые зверята» и др.);
- инсценировки стихотворений («Снежинка», «Котята») и песен («Чебурашка», «Кузнечик» и др.).
- в логопедических группах стало уже традицией по пятницам устраивать танцевальные вечера, где, как правило проходит закрепление разученного музыкального материала с обязательной танцевальной импровизацией.
2. Проводили работу с родителями.
Родители в течение учебного года являются активными участниками тематических развлечений и праздников.
Обязательным условием своей работы считаем уважение к достижениям детей, продуктам их творчества. Дети анализируют свои успехи при просмотре фотографий и видеозаписей с утренников и развлечений. Портфолио малышей пополняется грамотами за счет участия в конкурсах детского сада, города и области.
Систематическая, планомерная, целенаправленная работа по развитию музыкально-ритмических способностей на музыкальных занятиях позволила нам :
1. сформировать у детей потребность и привычку к движениям под музыку;
2. развить умение создавать разнообразные художественные образы;
3. повысить уровень интеллектуально-эстетического развития детей.
Таким образом, в результате активного использования эффективных дидактических и игровых приемов уровень развития музыкально-ритмических способностей качественно изменился в лучшую сторону.