Лилия Васильевна Доронина
Использование блоков Дьенеша в образовательной работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
2 слайд - В дошкольной практике имеется большое количество дидактических материалов. Но формировать в комплексе на протяжении всего дошкольного детства все мыслительные умения дают немногие.
Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком венгерский математик, психолог и педагог, профессором Шербрукского университета Дьенешем.
3 слайд - Игры с блоками Дьенеша дают возможность :
1. Знакомить детей со свойствами объектов (форма, размер, цвет, толщина объектов);
Публикация «Использование блоков Дьенеша в образовательной работе с дошкольниками» размещена в разделах
2. Развивать мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение);
3. Развивать логическое мышление, творческие и познавательные способности.
4. Формировать начальные математические представления и начальные знания по информатике
4 слайд - Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:
- 4х форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники)
- Трех цветов (красные, синие и желтые)
- - двух размеров (большие и маленькие)
- - двух видов толщины (тонкие и толстые). В наборе нет ни одной одинаковой геометрической фигуры.
- 5 слайд
- Для создания новых игр и упражнений с детьми используется кодирование информации – то есть свойства блоков обозначаются символами на карточках:
- цвет обозначается пятном красного, синего, желтого цвета.
величина - силуэт домика (большой, маленький).
форма - контур фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный).
толщина - условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий).
- 6 слайд Игра «Принеси подарок Мишке»
- В этом упражнении дается задание по обобщение по трем-четырем признакам. Выбираются сказочные персонажи Гномик, Красная шапочка, Синеглазка, Фиалка собираются к Мишке на день рождения. Каждый хочет порадовать своим подарком. Дети называют соответствующие блоки.
- Упражнение развивает речь, мышление, воображение
7 слайд -- Игра «На свою веточку»- ориентирована на оперирование с блоками по двум свойствам (цвет и размер – красный, желтый, синий; большой и маленький).
Задание может меняться- разместите на веточки разные геометрические фигуры одного цвета.
Или разместите геометрические фигуры по толщине (толстую фигуру на большую веточку, тонкую- на маленькую веточку) и др. комбинации.
8 слайд – игровое упражнение «Весы» направлено на уравнивание предметов по различным признакам, дает представления о равенстве и неравсенстве групп предметов.
9 слайд – с помощью обручей мы даем понятия о множествах, признаках этих множеств и общего признака одного множества.
10 слайд - Старший дошкольный возраст — это благоприятный период для развития логического мышления и творческого воображения. Наряду с представленными настольными играми на базе блоков Дьенешаи я использую элементы системы, разработанной философом Раймундом Луллием. Сочетание колец Луллия и признаков блоков Дьенеша дает возможность развивать логическое мышление, приводить дошкольника к умозаключению. Использование символов (кодов) дает первоначальные сведения о кодировании информации и декодировании.