Елена Холод
Использование наглядности как необходимого условия в обучении дошкольников счету
▼ Скачать + Заказать документы
В процессе проводимого эмпирического исследования были использованы различные виды наглядных пособий.
Принцип наглядности утверждает, что сознательное овладение знаниями и формирование у дошкольников научных представлений и понятий возможно лишь в том случае, если у них имеется определенный чувственно – практический опыт, связанный с непосредственным восприятием изучаемых предметов и явлений. Этот принцип требует, чтобы в процессе обучения использовались различные ощущения : зрительные, слуховые, осязательные и др. Чем разностороннее восприятие предмета, тем полнее и глубже знания учащихся о нем. Поэтому Я. А. Коменский требовал начинать обучение не со словесного толкования о вещах, а с реального восприятия их: «Все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами». Это положение он назвал «золотым правилом для учащихся».
Публикация «Использование наглядности как необходимого условия в обучении дошкольников счету» размещена в разделах
К. Д. Ушинский говорил о том, что наглядности обучения требует сама детская природа. Понятия и абстрактные положения на всех возрастных ступенях доходят до сознания легче, если они подкрепляются восприятием. Образы изучаемых предметов могут восприниматься под руководством преподавателя, который демонстрирует эти предметы или их изображения (внешняя наглядность).
Обучение может опираться на опыт детей, самостоятельно проведенное ими ранее наблюдение (внутренняя наглядность). Правильное использование наглядности в обучении способствует развитию наблюдательности, мышления (осмысливание наблюдаемого) и речи (словесное выражение мыслей) воспитанников.
Принцип наглядности соответствует целям обучения и обусловлен самим содержанием материала, изучение которого должно вооружить детей подлинно научными и жизненно важными знаниями. Наглядность способствует лучшему усвоению этих знаний и установлению связи их с жизнью, с практикой. Применение различных видов наглядных пособий на занятиях активизирует мыслительную деятельность детей, мобилизует их внимание. Поэтому средства наглядности применяются на всех стадиях обучения : при восприятии дошкольниками нового материала, закреплении знаний, проверке их и применении в практической деятельности и труде, при формировании трудовых умений и навыков.
Так, при обучении счету детям предлагались реальные (мячи, каштаны, куклы) или условные (палочки, кружочки, кубики) объекты. При этом предметы были разными по цвету, форме, величине. На основе сравнения разных конкретных множеств дети делали выводы об их количестве, равенстве или неравенстве. В этом случае главную роль играет зрительный анализатор.
Рассмотрим роль зрительного анализатора. В раннем детстве, когда внимание ребенка привлечено к границам множества, когда в первую очередь фиксируются именно они, значительно усиливается роль зрительного анализатора. Дети зрительно воспринимают множество как единое пространственно-замкнутое целое. В дальнейшем все в большей и в большей степени развивается взаимодействие двух анализаторов: зрительного и двигательного, чему в значительной мере способствует правильное педагогическое руководство. Приемы наложения и приложения ставят детей перед необходимостью воспринять не только множество в его границах, но и зрительно следить за каждым элементом множества и воспроизводить его; это перестраивает, как уже говорилось выше, характер движения рук детей. Зрительное восприятие целого в единстве с его элементами становится все более совершенным.
Использование наглядности в обучении математике просто необходимо. Важно помнить, что наглядность не самоцель, а средство обучения. Неудачно подобранный наглядный материал отвлекает внимание детей, мешает усвоению знаний. Правильно подобранная наглядность повышает эффективность обучения, вызывает живой интерес у детей, облегчает усвоение и осознание материала.
Использование наглядности в исследовании способствовало обогащению и расширению непосредственного чувственного опыта детей, уточнению их конкретных представлений и тем самым развитию любознательности, значение которой в учебной деятельности трудно переоценить.
Весь наглядный материал условно можно разделить на два вида: демонстрационный и раздаточный.
Демонстрационный материал отличается от раздаточного размером и назначением. Демонстрационный материал больше по размеру, а раздаточный — меньше.
Значение демонстрационного наглядного материала заключается в том, что с его помощью процесс обучения становился интересным, доступным и понятным детям, создается чувственная опора для формирования конкретных математических представлений, для развития познавательных интересов и способностей.
Значение раздаточного наглядного материала заключается прежде всего в том, что он придает процессу обучения действенный характер, включает ребенка непосредственно в практическую деятельность.
В качестве средств наглядности были использованы реальные предметы и явления окружающей действительности: игрушки группы (машинки, кубики, матрешки, посуда, набор доктора, муляжи фруктов и овощей, геометрические фигуры (плоскостные и объемные, карточки с изображением математических символов — цифр, изображения животных, овощей, сказочных героев. Такой материал легко сделать своими руками или привлечь родителей (Приложение 4). На занятиях по математике широко использовался фланелеграф. С его помощью удобно перегруппировывать геометрические фигуры, решать арифметические задачи и примеры.
Широко использовалась словесная наглядность — образное описание объекта, явления окружающего мира, художественные произведения, устное народное творчество и др. (Приложение 5).
Развивающая предметная среда – еще один метод формирования математических представлений у дошкольников. С этой целью в группе был создан математический центр.
Проводя работу по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста, важным условием в организации данного центра являлся отбор воспитателем игр, игрушек, игрового оборудования, оптимальных с точки зрения количества и качества. Насыщение математического центра должно быть разумным. Игры должны соответствовать возрасту детей.
Дидактические средства должны меняться не только с учетом возрастных особенностей, но в зависимости от соотношения конкретного и абстрактного на разных этапах усвоения детьми программного материала. Например, на определенном этапе реальные предметы могут быть заменены числовыми фигурами, а они в свою очередь цифрами и т. п.
В процессе работы по плану происходило своевременное изменение предметно-развивающей среды центра за счёт новых атрибутов, игрушек, игрового оборудования в соответствии с разнообразным содержанием игр.
Конечно же, важна и доступность предметов для детей: игры, игрушки, различные игровые атрибуты должны располагаются не выше вытянутой руки ребенка.
Таким образом, развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребёнка.