ТУГУШЕВА ГЕЛЬСИНЯ
Использование музыкально — краеведческого материала в формировании музыкально — творческих способностей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…
Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность.
Ещё в своё время К. Д, Ушинский отмечал, что «…воспитание, если оно не хочет быть бессильным должно быть народным»
Используя в своей работе русский и татарский фольклор мы хотим подчеркнуть, да мы любим и чтим обычаи наших предков, но вместе с тем мы частичка необъятной страны – Россия, где русский язык, русская культура, традиции русского народа близки, понятны и любимы нами.
Темочки:
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Музыка. Работа музыкального руководителя
- Экскурсии в краеведческий музей
- Темочки
В заключении хочется мне вспомнить русскую поговорку «Хорошее «новое» - это давно забытое «старое»».
Прибаутки, небылицы, дразнилки.
А ведь небылицы для детей - это не что иное, как забавный бред, ерунда, то, чего быть не может в природе. Например:
Сидит ежик на сосне –
Новая рубашка,
На голове сапожок,
На ноге фуражка.
Карга-чэукэ-чыпчык!
Тэрэзэдэн очып чык!
Нын башына
Тэмле конфитлар сибеп чык!
Прэниклэр сибеп чык!
Детский фольклор использую и для развития навыков выразительной речи детей. Тут-то в помощь мне приходят скороговорки:
Шли сорок мышей,
Несли сорок грошей;
Две мыши поплоше
Несли по два гроша.
Игровой фольклор занимает ведущее место в детском творчестве.
Народные игры с пением, движением развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию.
Самые любимые игры для детей – это народные подвижные игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки, заклички.
Так, например, в игре «Стадо» мы используем закличку :
Пастушок, пастушок,
Заиграй во рожок!
Травка мягкая, роса гладкая,
Гони стадо в поле,
Погулять на воле!
Очерчивается дом для медведя. Один из игроков в роли медведя
становится в этот дом, а остальные играющие подбегают к нему и дразнят:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру,
Медведь постыл
На печи застыл.
Это четверостишие дети произносят все вместе, нараспев, когда они произносят последнее слово, медведь выбегает и ловит кого-нибудь. Пойманный становится медведем, а поймавший возвращается к играющим.
«Гуси-лебеди»
Один из играющих - волк, другой - хозяйка. Остальные играющие - гуси. Намечается место игры - дом, откуда хозяйка гонит гусей, в поле появляется волк.
• Гуси-лебеди в поле, - говорит хозяйка. Гуси бегут на указанное место.
• Гуси-гуси!
• Га - га - га!
• Есть хотите?
• Да - да - да!
• Гуси-лебеди, домой! - зовет хозяйка.
• Там волк под горой! - отвечают гуси.
• Что он там делает?
• Гусей щиплет!
• Каких да каких?
• Сереньких да беленьких!
• Бегите скорей! - говорит хозяйка.
Казэм киль угэ
• Казым киль угэ.
• Куркамын.
• Нидэн?
• Буредэн.
• Буре кая?
• Тав астында чибилэр ашы.
Закреплять песенно-двигательные навыки, доставить детям удовольствие от совместной игры с пением нам помогают хороводные игры:
«Осенние красски», «Каравай», «Дождик», «Кошки мышки», «Мияу, мияу пескем» «Заинька выходи», «Куяннар»
Инсценировка сказок русских и татарских : «Теремок» и «Шрле», вызывают стремление проявить свои творческие способности.
Одной из форм организации музыкальной деятельности детей являются развлечения.
Участие детей в народных праздниках знакомит их с обычаями, бытом, культурой русского и татарского народа, с традициями и праздниками.
Виды фольклорных развлечений:
Музыкальное воспитание и образование в Российской Федерации является неотъемлемой частью общеобразовательного процесса, направленного на формирование всесторонне развитой личности. Основная трудность музыкального воспитания и образования в ХХI веке – ослабление связей с национальными, духовно-культурными традициями.
Современный дошкольник живёт под влиянием иноязычных культур. На экранах телевизора ребёнок видит диснеевские мультфильмы, героями современных детей становятся персонажи иностранных фильмов: люди-пауки, бетманы. Как же наши сказочные герои, изумительные фильмы-сказки, где добро всегда побеждает зло? Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу ребёнка и лежать в основе его личности фольклор с первых лет жизни служит средством формировнаия мировоззрения ребёнка в целом, развивает образное мышление. Благодаря мышлению ребёнок развивает творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.
Но сейчас основная трудность в работе с фольклором заключается в том, что современные родители, Кроме песни “Баюшки-баю” и сами ничего не знают. Наша работа заключается в пропаганде народной музыки не только в работе с детьми, но и с родителями. Необходимо показать большую воспитательную и образовательную ценность народной педагогики. Воспитывая детей на народных традициях, можно развивать нацыиональное самосознание, уважение своему нороду. Живя в условиях национального села, мы каждый раз подчёркиваем, что у нас два родных языка : русский и татарский “Великий и могучий русский язык”, “И туган тель и матур тель эткэм, энкэмнэн тэлэ”Работая снародной музыкой подбираю созвучные между собой произведения на русском и татарском языке.
Весь используемый в музыкальном воспитании фольклор можно распределить на 3 раздела:
1) календарный фольклор
2) потешный фольклор
3) игровой фольклор
Календарный фольклор
В календарный фольклор входит произведения, связанные с природой, календарными датами.
Заклички к природным явлениям:
“Дождик лей, лей, лей своей силы не жалей “
“Янгор яв, яв, яв, илэктэн, чилэктэн коймактан”
Дети проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст преодолевая языковой барьер, мы обогащаем речь поэтическими оборотами (зимушка-зима, травушка-муравушка)
“Черше, черше без сине сагэнэр кёттёк ел буе, син тагэнда матурырак” и т. д.
«Красивая, нарядная на праздник к нам пришла» и много, много радости детишкам принесла».
- Холодно на дворе. Надо песенку спеть морозу, чтобы он не морозил
людей, чтобы потеплело, и дети смогли гулять Люди всегда пели песни
морозу, чтобы он не злился, был добрым.
Ты, мороз-мороз,
Не показывай свой нос!
Уходи скорей домой, стужу уводи с собой.
Мы саночки возьмем и на улицу пойдем.
Сядем в саночки-самокаточки.
Да с горы то - ух!.
В снег пушистый - бух!
- Давайте скажем лаково: «Морозушко! Послушай нашу песенку, мы для тебя ее поем!» (Дети вместе с воспитателем становятся в круг, несколько раз проговаривают потешку - закличку).
• Пришла весна, зовут люди солнышко, чтобы скорее тепло наступило, трава и листочки зазеленели. Давайте и мы споем песню солнышку. Станем в круг, в хоровод. Воспитатель ведет с детьми хоровод в кругу и несколько раз повторяет закличку:
Солнышко, солнышко! Выгляни в окошко!
Ждут тебя детки, ждут малолетки.
Солнышко-ведрышко! Выгляни в окошечко!
Твои детки плачут, по камушкам скачут,
Солнышко, покажись! Красне появись!