ЮЛИЯ
Обобщение опыта «Культурно-досуговая деятельность как средство формирования музыкально-творческих способностей у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Культурно-досуговая деятельность как средство формирования музыкально-творческих способностей у детей»
Обобщение опыта: «Культурно-досуговая деятельностьть как средство формирования муз. -творческих способностей у детей дв»
Актуальность опыта.
Музыка охватывает всю творческую деятельность ребёнка. Совокупность знаний, умений, навыков — результат этой деятельности, взятый в своем высшем проявлении — искусстве, так и включающий все, что создано руками человека.
Публикация «Обобщение опыта „Культурно-досуговая деятельность как средство формирования музыкально-творческих способностей у детей“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
В современных условиях особую актуальность приобретает формирование музыкальных способностей ребенка в процессе освоения культуры, её ценностей, ведь именно музыка обладает огромным потенциалом в формировании творческих способностей детей дошкольного возраста. Именно этот возрастной период, как показывают исследования ученых и мои многолетние наблюдения за детьми, является наиболее сензитивным для приобщения ребенка к культуре, его музыкального воспитания. А процесс вовлечения ребенка дошкольника в волшебный мир культуры и музыки я решила начать с проведения интересных и разнообразных праздников и театральных постановок.
Ведь из уже достаточно многолетнего опыта своей работы знаю, что именно праздники детства оставляют яркий след в душе ребенка. Праздники не только позволяют ребенку повеселиться, они воспитывают умение жить в коллективе, создают накопление опыта общественного поведения. Интересный праздник побуждает интерес к творчеству, делает ребенка добрее, отзывчивее, является важным фактором в формировании маленького человека. А если праздник музыкальный, то это позволяет развивать у ребенка не только театральные, но и певческие, ритмические способности. Недостаточная разработанность обозначенных проблем и стремление определить пути разрешения вышеперечисленных противоречий обусловили выбор актуальности темы моей работы.
Цель и задачи
Цель моей работы: сформировать музыкально - творческие способности ребенка через элементарное музицирование, театральную и досуговую деятельность.
В соответствии с поставленной целью мною намечены следующие задачи:
• дать детям представления о различных видах искусства (музыка, изобразительное искусство, театр, литература, выразительных особенностях их художественных средств, возможностях своим оригинальным языком передать мысли и настроения в разных видах художественной деятельности детей; 1
• Воспитывать у дошкольников любовь к музыке, движениям и потребность к артистическому воплощению в сотрудничестве с педагогами и родителями;
• Развивать эстетическое восприятие, воображение детей, их образные представления через объединение различных ощущений (зрительных, слуховых, тактильных, двигательных, через сюжетно-двигательные композиции;
• Научить слышать, слушать и понимать музыкальные произведения, чувствовать их красоту и эмоционально выражать свои восприятия через пение, движение, танец, театрализацию;
• Обеспечить единство в работе ДОУ, семье и учреждениях социума по эстетическому воспитанию;
• Создать условия для обогащения педагогического опыта воспитателей и специалистов ДОУ по культурно-досуговой деятельности.
Содержание работы
Для успешного решения поставленных задач по развитию творческих способностей детей мне пришлось заняться самообразованием:
1. Изучить психолого-педагогические аспекты развития творческих способностей детей через театральную и музыкально – досуговую деятельности.
2. Рассмотреть способ проведения нетрадиционных форм праздников и развлечений, постановок мюзиклов, как условие развития творческих способностей детей;
3. Изучить необходимую методическую литературу по теме;
4. Разработать и внедрить в работу план проектной деятельности «Сказка в мире музыки»;
5. Разработать информацию педагогического просветительского характера для родителей, привлекать родителей к совместному обучению и творчеству через разнообразные формы работы с родителями.
Вся работа строилась на основе следующих принципов:
1. Принцип развивающего обучения - дать детям знания повышенного уровня, опережающего их развития;
2. Принцип доступности - обучение и воспитание ребёнка в доступной, привлекательной и соответствующей его возраста форме. 2
3. Принцип свободы выбора - представление детям возможности принимать совместное с взрослым решение, как будет оформлена сцена для наших выступлений, как подобраны костюмы;
4. Принцип личностно- ориентированного обучения – признание ценности личности каждого ребёнка, развитие его индивидуальности, неповторимости, таланта;
5. Принцип интеграции - музыкальная деятельность детей неразрывно связана с другими областями;
6. Принцип системности – решение поставленных задач в системе непрерывной работы с детьми.
Свою работу я начала с изучения и анализа соответствующей литературы: «Как рассказывать детям о музыке?» Д. Кабалевского, инновационных программ «Музыкальные шедевры» О. Радыновой, «Ладушки» И. Каплуновой.
При разработке сценариев досугов и музыкальных праздников использую здоровьесберегающие технологии: пальчиковую гимнастику, дыхательную гимнастику, психогимнастику (по М. Чистяковой, логоритмические комплексы. В конце каждого квартала проводятся итоговые, а также доминантные мероприятия по определённому виду деятельности. Они подводят итог проделанной работе, закрепляют знание репертуара по данному виду музыкальной деятельности.
В своей практической деятельности делаю акцент на развитие креативного мышления, воображения, стараюсь удовлетворить эстетические, творческие интересы и потребности каждого ребёнка. Этому успешно способствует проведение, как в традиционных, так и в нетрадиционных формах развлечений : мюзикл «Муха Цокотуха на новый лад», «Федорино горе», музыкальная сказка «Красная шапочка», сказка «Золушка», КВН, сезонные мюзиклы, экологические («День Земли», фольклорные («Золотая хохлома», спортивные («Зимние забавы», валеологические праздники («Берегите воду», театрализованные постановки с участием детей и их родителей, учеников старших классов, наших выпускников («Путешествие по сказкам», «Капустница» и др.). Дети активно участвуют в развлечениях: «День рождения», «Путешествие с красками», «Зов джунглей», «Цветочный бал»; в концертах «Праздник мам», «Поём вместе с мамой» и др.
Ознакомившись с программой Сорокиной И. Ф. «Театр — Творчество — Дети», 3
разработала программу кружковой деятельности организовала кружок «Музыкальный театр» по театрализованной деятельности с детьми старшего возраста. Для работы по данному направлению изготовила картотеку этюдов и упражнений на развитие эмоций, мимики, жестов; картотеку с упражнениями пальчиковой, дыхательной и артикуляционной гимнастик и динамических минуток.
В результате моей работы с детьми культурно-досуговая деятельность в нашем ДОУ вышла на качественно новый уровень. Праздники и развлечения стали более многогранны и привлекательны. У детей появилась заинтересованность как в процессе индивидуального, так и коллективного творчества. Для ребят стало характерно проявление мотивации, интереса к познавательной деятельности и расширение художественного кругозора. Дошкольники научились свободно инсценировать разнообразные ситуации, передавать всевозможные эмоциональные состояния, воплощать образы сказочных персонажей. Они почти точно выражают и формулируют эмоциональное состояние художественного образа с помощью интонационного и пластического моделирования, вербального и невербального общения и средствами музыкального и театрального искусства.
Добиться эффективных результатов в воспитании и обучении детей можно только в сотрудничестве с семьей. Семья играет главную роль в жизни ребенка, поэтому я стараюсь привлекать родителей в свою работу, используя такие формы: оформление альбома с цветными фотографиями, на которых видно, как дети участвуют в праздниках и развлечениях; проведение консультаций на темы «Значение и задачи музыкального развития ребенка», «Ребенок в мире сказочной страны», «Музыкотерапия». С коллегами я также провожу консультации, мастер-классы, выступаю на педсоветах.
Результативность опыта
Анализируя свой многолетний опыт работы по организации и проведению досуга дошкольников, я сделала вывод, что есть резерв в совершенствовании этого вида деятельности. Его я вижу в интегрированном подходе, который является стержневым и отражает взаимосвязь и взаимодействие всех компонентов педагогического процесса, что позволяет значительно повысить эффективность образования, «на малом учить многому».
4