Надежда Павлова
Использование мультимедийных презентаций в развития глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3
▼ Скачать + Заказать документы
Использование мультимедийных презентаций в развития глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Аннотация: в статье раскрываются результаты опытно-экспериментальной работы, направленной на развитие глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении города Абакана «Журавлик», Республики Хакасия. Результаты контрольного этапа эксперимента показали, что с помощью использования мультимедийных презентаций можно повлиять на положительную динамику в уровнях развития глагольного словаря у детей с ОНР.
Публикация «Использование мультимедийных презентаций в развития глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3» размещена в разделах
- Глаголы. Глагольный словарь дошкольника
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Ключевые слова: речь, словарь, глагольный словарь, общее недоразвитие речи, коррекционная работа, мультимедийные презентации, дети старшего дошкольного возраста, логопед, логопедическая работа с детьми.
В настоящее время можно наблюдать увеличение количества детей с нарушениями речи. Огромное значение в общей системе речевой работы занимает обогащение словаря, его активация и закрепление. Формирование лексики непосредственно связанно с развитием познавательной деятельности у детей. Уровень интеллектуального развития ребенка зависит от процесса соотношения мышления, речи и других психических процессов. Рождение лексики обусловлено развитием представлений ребенка об окружающей действительности.
Раскрытие представлений ребенка об окружающем мире появляется при взаимодействии с реальными объектами и явлениями в процессе неречевой и речевой деятельности. И, конечно же, через общение со взрослыми, которое является важнейшим условием психического развития ребенка-дошкольника.
Если появляется нарушение в восприятии лексической стороны речи, то происходит затруднение общения, задержка в развитии устной и письменной речи, нарушается логическая и смысловая память, затормаживается развитие игровой деятельности, что не благоприятно отражается на дальнейшей судьбе ребенка. Проблемой изучения общего недоразвития речи (ОНР) занимались Р. Е. Левина, Г. И. Жаренкова, Л. Ф. Спирова, Г. А. Каше, Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова и др. В исследованиях ученых отмечается, что проблема развития глагольной лексики у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня является сегодня значимой актуальной.
Для максимально положительного результата в развитии глагольной лексики, необходимо проводить специально разработанные дидактические упражнения с методическим сопровождением во всех видах детской деятельности, а также мультимедийные презентации. В настоящее время многие воспитатели, узкие специалисты, методисты ДОУ активно используют в своей работе различные мультимедийные средства. Мультимедийные презентации позволяют объединить в себе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию (мультипликацию). Это позволяет расширить возможности традиционного воспитания и обучения:
- даёт возможность моделировать различные ситуации и среды;
- активизирует внимание дошкольников благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике;
- способствует лучшему усвоению материала, так как в этот процесс включаются все каналы восприятия детей – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный;
- полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения;
- занятия - презентации вызывают большой интерес у ребят, надолго привлекают внимание. [3]
Анализ представленных в литературе сведений о развитии глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня показывает, что применение мультимедийных презентаций в логопедической работе с детьми может сделать коррекционно-развивающую работу с такими детьми более эффективной.
Теоретическое изучение проблемы развития глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня поставило нас перед необходимостью проведения опытно-экспериментальной работы.
Исследование проходило на базе МБДОУ «Детский сад «Журавлик» города Абакана, Республики Хакасия. В эксперименте принимали участие дети старшего дошкольного возраста с ОНР Ш уровня в количестве 12 человек. Экспериментальное исследование проводилось в три этапа:
- первый этап (констатирующий) – изучение особенностей развития глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня, оценка его результатов;
- второй этап (формирующий) – апробация системы логопедической работы по развитию глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Ш уровня с использованием мультимедийных презентаций;
- третий этап (контрольный) – оценка эффективности проведенного опытно-экспериментального исследования.
Для того чтобы выявить уровень умений пользоваться глагольным словарем детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Ш уровня, мы использовали следующие методы исследования: модифицированную методику Р. И. Лалаевой, Н. В. Серебряковой.
Результаты эмпирического исследования сформированности глагольной словаря у старших дошкольников с ОНР 3 уровня на констатирующем этапе эксперимента показали следующие результаты.
В группе детей с ОНР Ш уровня преобладает средний и низкий уровень активного владения глагольной лексикой, у них наблюдается бедность активного глагольного словаря. Уровень же владения пассивной глагольной лексикой несколько выше. Возможности словообразования глаголов у детей в данной группе отстают от детей с нормой речевого развития. Дошкольники не чувствуют того тонкого различия, которое вносится различными по значению приставками, суффиксами, что существенно влияет на развитие речи в целом. Дети не имеют высокого уровня развития по всем исследуемым параметрам, о чем свидетельствуют результаты исследования. Соответственно, учитывая эти показания, можно утверждать, что уровень развития глагольного словаря у детей с ОНР 3 уровня не соответствует возрасту и нуждается в коррекционно-развивающей работе.
Для детей экспериментальной группы была составлена коррекционная программа по развитию глагольного словаря, в основу которой, наряду с другими методами, мы сделали акцент на использовании мультимедийных презентаций. Логопедом была составлена картотека глагольного словаря по следующим разделам:
1. Бытовые глаголы (одевается, умывается, играет).
2. Глаголы, обозначающие движения и крики животных (крадётся, прыгает, кукарекает).
3. Глаголы движения (ходит, бегает, прыгает, приставочные глаголы (входит, уходит, заходит).
4. Глаголы, выражающие чувства людей (улыбается, смеётся, плачет).
5. Глаголы, связанные с профессиями (лечит, строит, продаёт).
6. Глаголы, связанные с процессами, происходящими в природе (светает, вечереет, смеркается).
В коррекционной работе с детьми использовали мультимедийные презентации, включающие упражнения, игры, текстовый и картинный материал. Это позволило обеспечивать не пассивное восприятие ребенком глагольных форм, а активное, творческое участие каждого ребёнка. В каждом отдельном случае коррекционно-развивающая работа была не утомительной тренировкой для детей, а интересным и увлекательным процессом. Коррекционные занятия с детьми с ОНР мы старались превратить в яркие и эмоциональные действа, завораживающими внимание детей. Использование мультимедийных презентаций позволяло включать больший объем иллюстративного материала, сопровождать его звуковыми сигналами и видеозаписями. Все это помогала обеспечивать компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. Однако мы всегда помнили о том, что никакой компьютер не может заменить «живую» работу логопеда, он нужен ему лишь как вспомогательное средство, позволяющее сделать коррекционную работу живой, красочной и интересной.
Развивающие мультимедийные презентации мы использовали как при групповой работе, так и индивидуально. Применение в коррекционной работе мультимедийных презентаций позволяло заинтересовать каждого ребенка, инициировать их активность детей не только в познавательном, но и в речевом плане. Кроме того, с помощью мультимедийных презентаций мы проводили с детьми комплексы зрительных гимнастик, использовали наглядные игровые упражнения для снятия зрительного утомления. Таким образом, применение мультимедийных презентаций позволило сделать коррекционную работу с детьми увлекательной и интересной.
Для проверки эффективности проделанной работы мы провели контрольный этап эксперимента для того, чтобы выявить положительную динамику в уровнях развития глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. На данном этапе эксперимента нами использовались те же самые методы, что и на констатирующем этапе эксперимента.
Сравнительный анализ результатов изучения экспрессивной речи показали, что уровень активного глагольного словаря детей повысился. При обследовании активного словаря дети стали правильно называть действие, выполняемое предметом, т. е. реже заменяют его близким по значению. При назывании действий людей редко допускаются такие ошибки: например, в словах «пашет» - «едет», «копает»; «соревнуется» - «бегает», «играет в хоккей». У них почти не возникали трудности при назывании действий животных, однако еще встречались замены слов – действий на слова близкие по звучанию («пищит» - «пикает»; «чирикает» - «чикает», происходили замены на близкие слова-действия по значению («воет» - «поет»).
При назывании слов-действий, свойственных инструментам, стали реже смешиваться по значению такие слова: «красят» - «рисуют»; «пишут» - «рисуют»; «пилят» - «режут»; «подстригают» - «режут». Однако у детей по-прежнему вызывало затруднение употребление глаголов в переносном значении. Дети с ОНР стали лучше подбирать слова к словам - действиям, которые являются для них бытовыми, повседневными (идет, прыгает); меньше допускали ошибки при подборе и назывании близких слов-действий, лучше научились подбирать нужные слова-действия.
После проведенной коррекционной работы появились большинство дошкольников научились справляться с образованием глаголов с противоположным значением. Меньше стали допускать ошибки в глаголах «поднимать» – «опускать» («не поднимать», «вниз надо класть»); «включать» - «выключать» («зажигать», «светить», «не выключать»); «застегивать – расстегивать» («отстегнуть», «не застегнуть»).
Также меньше ошибок дети стали допускать при образовании глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени, научились образовывать глаголы прошедшего и будущего времени.
Таким образом, сравнительный анализ результатов контрольного эксперимента свидетельствует о том, что составленная и апробированная в работе с детьми система мультимедийных презентаций, показала свою результативность.
Список литературы
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. - М. : Академия, 2013. – 672 с.
2. Алексеева, М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
3. Антипова, Ж. В. Формирование словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи - Автореф. дис. канд. пед. наук. – Москва,2012. - 128 с.