Ирина Болдырева
Использование мнемотехники в работе с дошкольниками и взрослыми
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема речевого развития дошкольников в современной педагогике очень актуальна. Мы видим, что большое количество детей имеют низкий уровень коммуникативного развития, дошкольники с трудом строят описательные рассказы, рассказы по картинам и по сериям сюжетных картин. Рассказ из личного опыта сводится к воспроизведению 1-2 простых нераспространённых предложений, в речи детей мало встречается сравнительных оборотов, эмоционально окрашенных слов, дети с трудом строят пересказ произведения, лексический запас сравнительно беден, у дошкольника плохо сформирован грамматический строй речи.
Публикация «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками и взрослыми» размещена в разделах
Решая данные проблемы, в своей работе педагоги используют как традиционные, так и нетрадиционные методики по речевому развитию
Одной из таких нетрадиционных методик является мнемотехника (мнемоника)
мнемоника греч. - искусство запоминания, система «внутреннего письма», основанная на непосредственной записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими значимые элементы запоминаемой информации. Это искусство известно уже давно, им в совершенстве владели такие известные личности как Юлий Цезарь, Александр Македонский, Наполеон Банопарт. (показ слайда)
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц в образовательной деятельности по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка.
Приведу несколько широко известных мнемонических фраз или слов. Конечно, всем с детства хорошо известна фраза, задающая порядок цветов спектра: "Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.
При обучении детей связной речи можно использовать такие приёмы мнемотехники, как мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы, пиктограммы, коллаж и многое другое. (показ слайда)
. Мнемотаблица — это схема, в которую заложена определенная информация.
Работа с мнемотаблицами состоит из нескольких этапов:
Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
Этап 2. Осуществляется так называемое перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
Этап 3. После перекодирования осуществляется пересказ (показ слайда)
сказки с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания. Например: «Репка». «Посадил дед репку…»
При этом пересказ сказки могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого (на более поздних этапах, или пересказывать вместе с воспитателем (на более ранних этапах).
Этап 4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
Этап 5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему. При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев. Детям задают вопросы: «Какая сказка «спряталась» в таблице? Про кого эта сказка?».
Для детей младшего и среднего возраста мнемотаблицы необходимо девать цветные, так как у детей быстрее в памяти остаются отдельные образы: лиса — рыжая плутовка, цыплята — желтого цвета, у петушка — хохолок красного цвета, мышка — серая, елочка — зеленая, солнышко — желтое и красное (теплое) и другие образы. (показ мнемотаблицы к сказке «Лягушка и муравей»)
Что является опорным в таблице? Опорным в таблице является изображения главных героев сказки, через которые идет осознание происходящего в ней, понимание самой сказки, содержания, которое «завязано» вокруг ее главных героев.
Что можно изображать в таблице? В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно изобразить все то, что вы посчитаете нужным отразить в данной таблице. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе, взрослый предлагает готовую план – схему (младшая, средняя группы, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы (старшая, подготовительная группы).
А теперь, я предлагаю вместе с вами составить мнемотаблицу к стихотворению «Веселый снеговик». Перед вами листы бумаги с рачерчеными клетками. На каждую фразу у нас будет определенная картинка. Начнем.
Используем данную мнемодорожку.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
• развитие основных психических процессов — памяти,
внимания, образного мышления;
• перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы;
•помогает дошкольнику строить фразы, которые выстраиваются в законченный текст или стихотворение
• Развивает графические навыки, развиваем мелкую моторику рук.
А вам, педагоги, я предлагаю ознакомиться с методами развивающими навык запоминания чисел. Это метод ассоциаций. Постараемся узнать мой номер телефона опираясь на ассоциации цифр с картинками. (работа с зашифрованными цифрами).т. е цифры мы перенесли на какие- то образы. (показ слайда).
Я сама очень плохо запоминаю числа, цены, номера. И, например, долго не могла запомнить номер мужа. И чтобы закрепить его в памяти я применила метод ассоциаций чисел с датами. (показ слайда)
Я уже несколько лет применяю данную технологию в своей работе. Мнемотаблицы мы используем при разучивании прежде всего стихов, сказок, песен, пословиц, а также состовляем описательные рассказы, например о временах года, погоде.
Мнемотаблицы я составляю как на русском, так и на калмыцком языке. С детьми мы также состовляем мнемотаблицы. Еще даю им готовые мнемотаблицы и сначала мы их раскрашиваем, затем учим содержимое этих таблиц. Таким образом развиваем моторику рук ребенка. Мнемотаблицы я рисую сама.
Таким образом, решая проблемы речевого развития дошкольников я рекомендую педагогам использовать методику мнемотехники.