Анна Цуканова
Использование мнемотехники в образовательной деятельности с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
На начальных этапах по обучению пересказыванию, я использую мнемодорожку или серию сюжетных картинок, которые облегчают ребенку последовательно передать содержание сказки или рассказа.
Пример: Пересказ рассказа Кошка (Е. Чарушин) в старшей группе.
Публикация «Использование мнемотехники в образовательной деятельности с дошкольниками» размещена в разделах
. Кошка Маруська. в чулане мышь поймала, за это ее хозяйка молочком накормила. Сидит Маруська на коврике сытая, довольная, песенки поет — мурлычет, а ее котеночек маленький — ему мурлыкать неинтересно. Он сам с собой играет — сам себя за хвост ловит, на всех фыркает, пыжится, топорщится.
Пиктограммы, как составная часть мнемотаблиц, помогают в работе над формированием грамматического строя речи, в частности, в правильном употреблении предлогов. Способствуют правильному составлению предложения. Служат подсказкой в подборе нужного слова и его падежного окончания.
Часто дети испытывают затруднения при описании и сравнении предметов и объектов, связанных с самостоятельным определением при рассмотрении предмета его главных признаков и свойств; установлением последовательности в изложении выявленных признаков; удержанием в памяти этой последовательности. Учитывая это, я вижу, насколько актуально использование в образовательной деятельности мнемотаблиц. Схемы для составления описательных и сравнительных рассказов по методике Татьяны Александровны Ткаченко я использую в рамках наиболее типичных групп предметов, таких как игрушки, одежда, животные, посуда, овощи и фрукты, времена года и др.
Ознакомившись с описательными схемами, дети могут составить схематичную схему предложения, короткого описательного рассказа.
В подготовительной к школе группе дети составляют описательные, сравнительные рассказы более подробно и развернуто. В непосредственно образовательную деятельность включаются рассказы более насыщенные по содержанию и здесь я тоже пользуюсь мнемотаблицами, составленными по содержанию текста. Они могут быть напечатанными или схематично зарисованными мелом на доске, как мнемодорожка.
Самый интересный вид мнемотехники для детей - это мнемостихи и мнемозагадки. Мнемозагадки довольно легко даются детям, они быстро улавливают логическую связь в описании отгадываемого предмета.
Также мнемотаблицы ускоряют процесс запоминания стихов, дети с удовольствием повторяют стихи.