Юлия Агапова
Использование мнемотехники в ФЭМП детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование мнемотехники в ФЭМП детей старшего дошкольного возраста
В современной образовательной системе уделяется большое внимание и интерес к проблеме интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста, развитие познавательного интереса и познавательной активности. Большую роль в этом, играет математическое развитие в ДОУ в соответствие с ФГОС.
Публикация «Использование мнемотехники в ФЭМП детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
Благодаря стремительному развитию средств информационных технологий возникает новая, информационная среда современного человека. Воспитателю важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался во время образовательной деятельности. В связи с этим перед воспитателем встаёт вопрос как наиболее правильно подобрать методику для обучения, развития и закрепления полученного материала.
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что в этом возрасте у детей преобладает образная память, запоминание зачастую происходит непроизвольно, его продуктивность повышается при наглядном подкреплении. Мнемотехника помогает ускорить процесс запоминания у дошкольников, развить образное, логическое, ассоциативное мышление (в том числе умение систематизировать, анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, воображение, внимание. Применение приемов мнемотехники обогащает словарный запас детей и способствует формированию связной речи. У детей появляются предпосылки к самообучению, умение проводить самоанализ, дети становятся более раскрепощенными и самостоятельными [1].
Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста безусловно играет важную роль в личностном, интеллектуальном развитие ребенка. Важно научить ребенка самостоятельно находить правильное решение, творчески и нестандартно мыслить.
Именно ФЭМП формирует память, внимание ребенка, развивает гибкость мышления, речь и воображение.
Считается, что слово «Мнемотехника» придумал Пифагор Самосский (6 век до н. э.). Мнемотехника имеет однокоренное слово – Мнемозина. В греческой мифологии Мнемозина является богиней памяти и матерью 9 муз, а переносный смысл обозначает - память. Известно, что уже в древней Греции люди успешно применяли приемы мнемотехники. Используя их, древние греки приобретали способность быстро запоминать очень большой, причем часто бессмысленный материал, демонстрируя свое искусство в публичных выступлениях.
Мнемотехнику изучал, разрабатывал и преподавал Джордано Бруно, ею интересовался Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью, основанной на приёмах мнемотехники, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт.
На Руси тоже использовалась мнемотехника.
Ее яркий пример – славянская азбука. Название всех букв кириллицы были придуманы с мнемонической целью.
Значит, уже издревле люди понимали, что мнемотехника облегчает запоминание, улучшает запоминание информации.
Мнемотехника — (от греч. mnemonikon- искусство запоминания) — «это совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание информации и увеличивающих объём памяти путём образования связей».
В. А. Козаренко определяет «Мнемотехнику» как систему внутреннего письма, процесс образования связей, процесс генерации (припоминание) осуществляется по зафиксированным связям при наличии соответствующих стимулов. Без стимуляции мозг не может создавать информацию[ 2].
Современные исследователи А. К. Колеченко, В. А. Козаренко, М. А. Зиганов утверждают, что применение мнемотехники на занятиях в детском саду позволяет детям более успешно осваивать и запоминать новые знания[3].
Современная педагогика активно вводит психологические методы, приемы, технологии в учебный процесс.
Мнемотехнику в педагогике можно представить в виде сенсорно-графических схем, блоками-квадратами, коллажем, схемой составления рассказа, предметно-схематическими моделями.
Использование данной технологии в ДОУ нужно начинать со средней группы, когда возраст ребенка достигнет 4 лет. Так как именно в этом возрасте у ребенка преобладает наглядно-образная память, и запоминание информации носит непроизвольный характер, дети в этом возрасте лучше запоминают события, факты, предметы, явления, близкие к полученному жизненному опыту[4].
В современном мире очень быстро растет поток информации, он буквально лавиной обрушивается на человека, в том числе и на дошкольника. Как освоить всю информацию? Что нужно делать для того, чтобы получаемые знания задерживались в голове ребенка на длительное время? Что может облегчить путь запоминания? На эти и другие подобные вопросы пытаются найти ответ не только педагоги, но и многие ученые. Совершенно очевидно, что механическое запоминание сегодня уже не справляется с тем объемом информации, которую нужно усвоить дошкольнику[5].
Анализируя, я пришла к выводу о том, что обучение математике – это не столько цель, сколько средство совершенствования и развития личности. Сам процесс познания, даже если он мотивирован, должен увлекать ребенка, а не быть скучной работой по заучиванию тех или иных научных постулатов. Поэтому актуальным становится использование таких методик, которые помогли бы ребёнку усвоить способы познания мира, способы получения и обработки информации. Важно развить общие способности ребёнка, его интеллект, внимание, память. В этом случае пришла на помощь мнемотехника-методика, уже давно вошедшая в практику работы педагогов[6].
Изучив научную литературу я провела опытно экспериментальную работу по внедрению мнемотехники в общеобразовательный процесс.
Мною были разработаны и апробированы мнемодорожки и мнемотаблицы в формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников, посещающих подготовительную группу.
На основе выбранной техники мною были поставлены следующие задачи:
1. Расширять и обогащать словарный запас детей
2. Формировать умение преобразовывать символы в образы (перекодировка информации).
3. Способствовать формированию развития у детей восприятия, воспроизведения, умения использования средств технологии.
4. Способствовать развитию основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
5. Способствовать развитию умения работать по образу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
6. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.
Для формирования у детей навыков любой информации,я использовала следующие, наиболее эффективные методы:
1. Метод ассоциаций -установление между предметами ассоциативных связей, нахождение «похожести» в том, что на первый взгляд является совсем непохожим.
2. Метод «крокирования» (от франц. croquis – чертеж, схема, набросок) (рисуночное письмо).
3. Метод, использующий образное мышление (эйдетизм)
Для того, чтобы познакомить детей с цифрами, я использовала метод ассоциаций. С помощью данного метода дети запоминали цифры методом связных ассоциаций или методом «Вешалок».
Метод слов-вешалок основан на зрительных представлениях, этот метод помогает детям запомнить в определенном порядке нужную информацию, которая состоит из любого количества цифр.
Вариация цифр может быть разной, в зависимости от того, как дети закодируют ту или иную информацию.
Чтобы детям было намного проще запомнить двузначные числа и понять их,я разработала и использовала данную мнемотаблицу
Используя модель из палочек (составляющие 1 десяток, легко выстроить знакомство ребенка с двузначными числами. Для формирования правильного представления о структуре двузначного числа следует всегда класть десятки слева, а единицы справа, но так как мы используем мнемотаблицу, то десятки мы расположили справа для того чтобы зашифрованный образ в виде картинки с помощью предлога мгновенно накладывался на модель десятка.
Мнемотаблица «Состав числа»
В центре таблицы располагается нужное число, а по диагонали, горизонтали и вертикали- два меньших числа, которые в сумме составляют нужное число.
Для того чтобы дети научились выделять числовые данные задачи, практические действия и понимать смысл количественных изменений, к которым они приводят,
необходима полная предметная наглядность.
Для этого мною были составлены мнемодорожки на решение простых арифметических действий. Для начала в своих мнемодорожках я указывала знаки «+» «-» «=». Затем убрала знаки и дети самостоятельно придумывали условия к задачам и решали их. При этом, наглядные картинки помогали детям более грамотно выстроить свою речь, правильно подобрать вопрос к задаче и решить ее.
К старшему дошкольному возрасту у детей накапливается опыт деления на части (в быту, играх, конструировании).Складывается бытовое понимание целого, как неделимого и восприятие каждой части целого как нового, самостоятельного объекта.
С помощью мнемодорожек «Часть и Целое» дети на занятиях и самостоятельно применяли данную методику. У детей сформировались четкие представления о зависимости целого и части, они научились воспринимать целое не только как неразделенный предмет, но и воссозданный из частей. Сравнивали части, полученные при делении целого с равными частями, путем наложения.
Дети в течении 20 секунд самостоятельно изучали мнемодорожку, а затем делили исходную фигуру на части, определяли и сравнивали их.
На основе умения деления целого на части мною были разработаны мнемодорожки «Геометрические задачки».
Дети самостоятельно устанавливали закономерности, классифицировали предметы по общим и отличительным признакам, последовательно рассуждали, делали соответствующие выводы, самостоятельно выбирали способы решения.
Мнемотаблица «Времена года»
Каждый месяц разного времени года зашифрован первой буквой слова. Детям становится наиболее проще запомнить название месяцев, относящихся к определенному времени года.
Мнемоколлаж «Дни недели»
дает понять детям что семь суток –составляет неделя, и каждый день имеет свое название. Даё т представление о времени: его текучести, периодичности, название. Закрепляет умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
Мнемотаблица – цепочка «Графический диктант»
Формирует глазомер ребенка, укрепляет зрительную памяти; способствует развитию мелкой моторики; развитию устойчивого, сосредоточенного внимания, развитию зрительно-двигательной координации, произвольности, ритмичности и точности движений; развитию зрительно-пространственного восприятия: анализ, синтез; воспитание трудолюбия, усидчивости; развитию умений ориентироваться на листе бумаги.
Использование мнемотаблиц и мнемодорожек в свободной игровой деятельности придает математическому материалу игровые элементы и занимательность, вызывает у детей интерес, облегчает и ускоряет процесс запоминания, формирует приемы работы с памятью и мышлением, которые в наглядной и доступной форме помогают детям.
Включение мнемотаблиц и мнемодорожек в непосредственно – образовательную деятельность по формированию элементарных математических представлений, для выполнения какого-либо задания, позволяет запомнить сложный материал, удерживать интерес детей, создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность, способствует развитию у детей элементарных математических представлений.
Литература:
1. Козаренко В. А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джор-дано». М. : Самиздат, 2007. — 350 c.
2. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. — СПб. : КАРО, 2002.— 368 с.
3. Марат Зиганов М. А., Козаренко В. А. - МНЕМОТЕХНИКА Запоминание на основе визуального мышления М. : Школа рационального чтения, 2000.-173 с.
4. Фатеева Г. И. Характеристика мнемотехники как метода развития мышления у детей и взрослых [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). — М. : Буки-Веди, 2018. — С. 3-5.
5. Конрад Борис «Как запомнить все! Секреты чемпиона мира по мнемотехнике» ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус», 2017
6. Челпанов Г. И. «О памяти и мнемонике»
https://elib.gnpbu.ru/text/chelpanov_o-pamyati-i-mnemonike_1903/go,0;fs,0/