Ирина Карева
Использование международного проекта «Посткроссинг» в решении задач патриотического и познавательного развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе развития общества патриотическое воспитание становится одним из приоритетных направлений в деятельности дошкольных образовательных учреждений. Это отражено в Национальной доктрине образования в РФ, Концепции модернизации российского образования, Федеральной целевой программе развития российского образования, Концепции развития дошкольного образования и Государственном стандарте дошкольного образования, в которых определё н социальный заказ государства: воспитание человека образованного, нравственного… обладающего чувством ответственности за судьбу страны».
Публикация «Использование международного проекта „Посткроссинг“ в решении задач патриотического и познавательного развития дошкольников» размещена в разделах
Россия – большая многонациональная страна с богатыми природными ресурсами. В каждом городе есть свои традиции и достопримечательности. А наиболее точно и полно рассказать о своем городе смогут те, кто живет в нем. Так и возникла идея, для обмена открытками и письмами, которая получила название Посткроссинг. Конечно, это явление далеко не новое. Автором проекта является португалец Паоло Магляшем, в 2005 году, в век информационных писем, истосковавшийся по бумажной или «живой» переписке, решил создать инновационный проект, суть которого состоит в обмене открытками из разных стран мира. Идея Паоло не осталась незамеченной, и постепенно проект стал популярным в России и других странах, выйдя на международный уровень.
Посткроссинг – международный проект по обмену почтовыми открытками. В нашем случае, это переписка более широкого уровня, с обменом информацией об истории городов и поселков, где проживают адресаты. Обмен письмами, открытками, магнитами, подарками в виде детских рисунков, аппликаций, раскрасок.
Цель данного проекта : воспитывать у детей старшего дошкольного возраста патриотические чувства, любовь к Родине, гордость за свою страну.
Задачи :
• активизировать познавательную инициативу детей;
• заложить у детей основы географических знаний, используя проект «Посткроссинг», игровые и коммуникативные технологии;
• привлекать родителей к активному участию в проекте (оказание помощи в составлении рассказов, подборе иллюстративного материала, обогащения РППС).
• познакомить с национальными традициями, историческими событиями, великими людьми из разных городов;
• прививать интерес к общению с помощью писем, открыток, телеграмм.
Проект организован на базе средней группы ДОО, но предусматривает неограниченное число участников: педагогов, воспитанников старших возрастных групп и родителей из разных детских садов России. Посткроссинг не имеет сроков и может охватывать любое время его реализации.
Чтобы стать участником проекта, необходимы:
• карта России;
• конверты и письма;
• желание общаться и узнавать новое.
Как строится работа над проектом в нашей группе :
В январе 2019 года мы начали работу над проектом «Посткроссинг между детскими садами». А началась она со знакомства с группами в социальной сети ВКонтакте «Посткроссинг для детей, среди детских учреждений» и «Посткроссинг дошкольники, детский сад». В которых мы нашли всю информацию необходимую для начала работы над проектом (Данные детских садов, инструкции по началу участия в международном проекте, а также нами были оставлены наши данные. В группах состоят воспитатели, старшие воспитатели из детских садов России, Белоруссии и других стран, поддерживающих идею проекта.
На следующем этапе с детьми была проведена беседа, в результате которой они с радостью откликнулись на такую возможность узнать о странах, городах и селах. Мы предложили детям поучаствовать в составлении писем и подумать, о чем мы можем рассказать друзьям в письмах, нарисовать рисунки или раскрасить раскраски.
Так как в нашем случае проект подразумевает не обмен открытками с видами городов и их достопримечательностей, а письмами, то содержание конвертов имеет определенную структуру. Письмо состоит из 2-3 страниц, и содержит информацию о городе (достопримечательности или каком-либо значимом объекте, обязательное условие это минимальный, понятный детям текст, фото сопровождение текста. И вторая часть письма содержит новости из детского сада (в первых письмах рассказ о детском садике и группе, которая участвует в переписке).
Наша переписка начиналась с двух городов, к настоящему моменту это друзья из: Рязани, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Барнаула, Тверской и Ростовской областей, республики Башкортостан, Саратова и др. городов. А также из Беларуси.
Работа со всеми приходящими нам письмами строится в соответствии с заранее определенным нами планом:
1. Каждое принесенное письмо мы внимательно рассматриваем внешне: обсуждаем наличие необходимых элементов (печати, марки и адреса: наш и обратный, обращаем внимание на изображенную на конверте картинку (если она есть).
2. Чтение вложенной информации воспитателем, после каждого прочтенного фрагмента детям показываются картинки, которые прикрепляются к нему, обсуждаются появившиеся у детей вопросы или задаются вопросы по тексту.
3. Рассматривание иллюстраций в письме, конверта, открыток (если они приложены, детьми самостоятельно. Мы тут же с детьми отмечаем, если город новый, города меткой на карте.
,
В результате нашей переписки у нас собралась папка, в которой мы храним все письма и открытки из других городов. Из них мы, за время реализации проекта, узнали много нового. Папка регулярно выкладывается в раздевалке нашей группы, для ознакомления родителей. Кроме того, в рамках проекта на этапе реализации, родителям было предложено сходить с ребенком на почту и вместе отправить письмо, сделав там фотографии «У почты», «Отправляю письмо в почтовый ящик». Родители откликнулись активно, в результате чего, нами была создана папка «Мы на почте».
,
Проект разрабатывался в результате совместной деятельности педагога и детей. Когда нами были накоплены материалы в виде писем, открыток; то у детей возник вопрос о происхождении писем, появлении бумаги и профессии почтальон, которая неотрывно связана с письмами. Поэтому в нашей группе появился мини-музей «Почтовый теремок».
В нем расположена карта Российской Федерации, на которой мы отмечаем все наши города по переписке. Рассматривая карту во время организованных занятий или в свободной деятельности, дети учатся видеть масштаб нашей страны, запоминают местоположение нашего города, также можно предположить по расстоянию, каким видом транспорта до нас добиралось письмо (поездом, автомобилем или самолетом). Помимо карты, в мини-музее собраны открытки, присланные нам из других городов, которые дети с интересом рассматривают. Для детей в мини-музее выложены папки: «Как появилось письмо», «Откуда взялась бумага», «Мы на почте», «Наши друзья по переписке» (в силу того, что дети не умеют пока читать, все папки почти полностью состоят из картинок и имеют лишь небольшое текстовое сопровождение для педагога).
Также, в уголке представлены небольшие предметы, показывающие, на чем писали в старину (папирус, камень, ракушка и досочка).
Письма и посылки доставляет почтальон. Поэтому в нашем мини-музее мы уделили внимание и этой профессии. В нем есть форма почтальона, которую дети могут примерить или использовать в сюжетно-ролевых играх в самостоятельной деятельности, «почтовые» раскраски и игры-лабиринты, конверты и мини-посылки.
Благодаря проекту дети много узнали о стране, познакомились с эпистолярным жанром общения, научились помогать создавать открытки и письма. Проект продолжается. Участники в доступной и увлекательной форме знакомятся с основами географии, узнают о традициях разных народов России, создают коллекции открыток из разных городов.
Исходя из наблюдений за детьми в течении реализации проекта, можно отметить проявляемый интерес к технологии Посткроссинг. В результате чего нами были замечены:
• совершенствование умений составлять небольшие предложения (на основе обсуждаемого текста, следить за текстом и отвечать на вопросы по нему.
• возросший интерес к мелким деталям при обсуждении писем и фотографий, в результате чего дети подмечают «свои» детали и задают по ним вопросы;
• активность при обсуждении писем (что есть у нас, чего нет и, что есть в других городах);
• пополнение словарного запаса у детей;
• стремление нарисовать рисунок (раскрасить раскраску) для отправки ее с очередным письмом;
• желание рассказать детям из других городов что-то интересное о себе, о нашей группе, детском саду или городе.
Материалы, которые мы собрали с момента запуска проекта, стали хорошим подспорьем в работе воспитателей и самостоятельной деятельности детей. С их помощью мы решаем задачи патриотического воспитания, познавательного развития. В настоящее время многие участники создают свои печати или отличительные наклейки на конверты, для подчеркивания индивидуальности переписывающихся. Также создается видео база материалов о городах, участвующих в посткроссинге. Не станет исключением и наш детский сад. Работа в этом направлении будет продолжена нами в 2019-2020 учебных годах.