Получи документы

Использование чувашской игрушки в решении задач воспитания личности ребенка

ТАТЬЯНА ИВАНОВА
Использование чувашской игрушки в решении задач воспитания личности ребенка

Использование чувашской игрушки в решении задач воспитания личности ребенка

Во все времена и у всех народов дети играют в игрушки. Прежде чем научиться жить в большом мире, каждый ребенок, играя, создает свой маленький мир, как бы проводит репетицию своей будущей жизни.

Публикация «Использование чувашской игрушки в решении задач воспитания личности ребенка» размещена в разделах

В изготовлении чувашских народных игрушек наблюдается любопытное содружество детей и взрослых. Как малышу не любить игрушку, выполненную самостоятельно, его родителями или вместе? Ведь при изготовлении игрушки дети и взрослые вкладывают свою душу и дарование. Так, самой распространенной игрушкой деревенских девчонок когда-то была тряпичная кукла. Куклы жили в каждой семье, их берегли, передавали по наследству. От матери к дочери, от бабушки к внучке передавалось мастерство их изготовления. Таким образом, из поколения в поколение прививалась любовь к игрушкам, к памяти предков, родным местам, воспитывалось чувство патриотизма. Казалось бы, что нет ничего особенного в тряпичных куклах, но до сих пор в раскраске кукол, в их одежде присутствуют следы местных и национальных традиций.

Сегодня народная игрушка – необходимый традиционный элемент воспитательного процесса.

С 3-4 лет дети сами себе придумывали игры. Большинство этих игр было подражанием труду взрослых.

Начиная с 6-7 лет таких игр у детей становится меньше, потому что они начинали заниматься настоящим трудом, помогать взрослым. А в свободное время они играли в разные игры.

У всех народов во все времена лучшими друзьями-игрушками детей были домашние животные, их детеныши. В холодные зимние вечера в дом заносили теленка, птиц, маленьких ягнят, козлят. Детям и детенышам животных не приходилось скучать. Дети сами ухаживали за своими живыми «игрушками» – их приходилось кормить, поить и убирать за ними.

Например, весной, детям поручали скребком чистить линяющую лошадь или корову. Дети мыли, чистили, аккуратно собирали шерсть и изготавливали из нее войлочные шары для игр в мяч.

Иногда дети совмещали игру и выполнение какого-то задания родителей. Самым ответственным поручением для детей был присмотр за младшими братьями и сестрами. С маленьким ребенком никуда далеко не уйдешь, его нельзя оставить и все время нужно было держать в поле зрения, но и поиграть со своими сверстниками тоже хотелось. Вот как справлялись с этим они во время игры «Купсталла (Пуканелле)». Ма-леньких детей где-нибудь на травке рассаживали в круг, каждый из них был капустой (куклой, бочонком или еще чем-нибудь подобным). Его брат или сестра стояли рядом со своей «капусткой». К нему подходил продавец и спрашивал: «Почем капустка?» Хозяин называл какую-нибудь цифру и, ударив по рукам, они бежали в разные стороны, по кругу. Кто первым добегал до «капустки», тот и становился хозяином. Конечно, в это время «капустка» во все глазки смотрела на своего брата или сестру и никак не думала плакать и капризничать.

«При играх поощрялся коллективизм и соблюдение возрастной субординации – слушаться старших, заботиться о младших. Пресекалось присвоение чужих игрушек, будь хоть черепок.» [7, стр. 28]

Известно более 300 детских чувашских игр. В большинстве игр девочки и мальчики играли вместе. Во время игр чувашские дети обычно пели, могли аккомпанировать себе на музыкальных инструментах. Часто дети сами придумывали песни, музыку и считалки.

В древности все детские игры были полезны для здоровья ребенка, большинство из них проходило на свежем воздухе, во дворе или на улице, только в очень холодное время или во время сильных дождей дети играли дома.

Зимой дети катались на лыжах, санках. Расчищали пруд от снега и устраивали «фигурное катание» на самодельных деревянных коньках.

Дети наделялись особыми правами, все, что ими изображалось, считалось значительным для жизни общества. Трудовая тематика (ут турттармалла – возить сено, кантр тылламалла – мять коноплю, купста касмалла – убирать капусту и т. д.) преобладала уже в играх 3-4 – летних детей. Подражание действиям и поведениям взрослых, использование инвентаря, сходного с обычным, характерно для многих игр. В играх детей используются игрушки – тетте, которые взрослые подбирали детям соответственно их возрасту. Игры с куклами, костями (в бабки) и другие отражали различные стороны семейного и общественного быта.

Подвижные игры детей (без предметов и с предметами) являлись средством воспитания, средством развития силы, ловкости, смелости. Игры детей чувашей весьма разнообразны, их насчитывается более 300.

По детским играм можно узнать о прошлом своего народа. Сами названия игр подсказывают, чем занимались, и какой образ жизни вели наши предки. Например, игры «Стрельба из лука» (Ухран пемелле», «В лошадку («Лашалла», «На пахоте» («Акара», «В курицу» («Чхлла», «Слепой баран» («Суккр такалла», «Резвые белки» («ивч пакшасем», «Рыбаки» («Пулсем», «Защити флаг» («Ялава сыхла», «Иголка с ниткой» («Йппипе иппи», «Штандар-стоп!» («Штантрла») и многие другие. Наличие во многих играх таких элементов подражания пробуждало трудовые интересы и готовило детей к практической деятельности.

Анализ и сравнения детских игр, произведений устного народного творчества показывает, что чуваши испытывали на себе влияние творчества соседних народов. Особенно чуваши дорожили дружбой русских, это дружба проникала и в детскую среду. Такие игры, как «Жмурки», «Прятки», а также песенки «Каравай» исполнялись наравне с исконно национальными.

Публикации по теме:

Организация совместно детско-взрослой коммуникативной деятельности при решении задач Опдо Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны, чтобы,.

Осуществление сотрудничества с родителями в ходе воспитания личности ребенка Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности.

Взаимосвязь детского сада с семьёй в успешном решении задач физического воспитания Детский сад уделяет большое внимание вопросам охраны и укрепления здоровья детей, их полноценного физического развития, повышения двигательной.

Консультация для воспитателей «Развитие личности ребенка в современных условиях в условиях гендерного воспитания» Консультация для воспитателей по теме: «Развитие личности ребенка в современных условиях в условиях гендерного воспитания». Подготовила.

Мастер-класс «Технология системно-деятельностного метода обучения на уроках математики в начальной школе при решении задач» Выступление на образовательном Форуме по теме: «Обеспечение преемственности в преподавании предметов в 4 и 5 классах» Надиной М. И., учителя.

Необходимость раннего музыкального воспитания для полноценного формирования личности ребенка Все мы музыкальны в той или иной степени. И даже не имея выдающегося таланта к музыке, каждый способен наслаждаться прекрасными звуками.

Реализация задач нравственного воспитания дошкольников Понятие нравственного воспитания определяется в исследованиях учёных как целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения.

Влияние русской народной игрушки на формирование личности ребенка Традиционная игрушка во все времена оказывала важное и, во многом, определяющее влияние на формирование личности, души русского ребенка.

Взаимодействие инструктора по физической культуре и учителя-логопеда в решении задач физического и речевого развития Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Тюменского муниципального района Ембаевский детский сад комбинированного.

Звуковая культура речи, её значение для развития личности ребенка. Основные задачи воспитания звуковой культуры речи детей Звуковая культура речи, её значение для развития личности ребенка. Основные задачи воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование чувашской игрушки в решении задач воспитания личности ребенка
Опубликовано: 7 февраля 2019 в 21:31
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование чувашской игрушки в решении задач воспитания личности ребенка» (включая файлы) размещена пользователем ТАТЬЯНА ИВАНОВА в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 сентября. Витаминная осень. Передвижка «Осенние витамины»

Осень — время холодов, затяжных дождей ипростуд. Именно в это время происходит всплеск заболеваемости. Впереходный период иммунитет снижается, что приводит к болезням. Выход есть — усиленная...

19 сентября. День рождения смайлика. Передвижка, лэпбук

 19 сентября свой день рождения отмечает смайлик — особый знак, используемый в электронной переписке для обозначения эмоций. Прекрасный день, чтобы потренироваться с детьми распознавать эмоции и...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД