Юлия Петровна Зинченко
Музейно-образовательный комплекс в ДОУ, как инновационный подход к решению задач патриотического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В период обновления дошкольного образования значительно возрастает роль народной культуры как источника развития творческого потенциала детей и взрослых. Большое внимание уделяется музейной педагогике, как целенаправленной работе с детьми по формированию у них первых нравственно-патриотических чувств. Поэтому важно сформировать вокруг ребёнка одухотворенную среду, развить эстетическое к ней отношение, подготовить дошкольника к восприятию духовно-нравственных ценностей не столько информационно, сколько эмоционально.
Публикация «Музейно-образовательный комплекс в ДОУ, как инновационный подход к решению задач патриотического воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Музейная педагогика в детском саду
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Исходя из этого, в результате творческо-поисковой деятельности коллектива педагогов, опираясь на научные труды Т. Н. Дороновой, Т. Н. Антоновой было принято решение создать на базе детского сада музей.
Изначально нами был сделан акцент на приобщение детей к русской национальной культуре, с целью социально-психологической адаптации детей к реалиям современной жизни путем воспитания на материале русской истории и культуры, традиций, устойчивых нравственных ориентиров, а также развития социальных и коммуникативных навыков.
При активном включении всех участников образовательных отношений, по крупицам были собраны экспонаты прошлых лет, способствующие приобщению ребёнка к миру общечеловеческих ценностей, к истории, формированию патриотических чувств и развитию духовности.
Небольшое помещение, ставшее хранилищем приобретенных ценностей так и назвали «Комната русского быта».
Через реальные предметы старины, отображающие быт, культуру, традиции народа (икона Божьей матери, корыто, коромысло, сундук, скатерть, утюг, кузова берестяные и т. д.) дети знакомились с традиционным укладом русской жизни.
Фонд музея постоянно пополнялся и обновлялся продуктами детской деятельности: вышивками, поделками из природного и бросового материала, рисунками, которые дети создавали на основе полученных впечатлений в кружках «Стежок» и «Рукодельница», являющихся частью модели музейно-образовательного пространства ДОУ.
Однако данный объект до сегодняшнего дня использовался больше не как музей, а как предметное пространство для ознакомления детей только с историей русского народа, его культурой и пр.
Преобразование «Комнаты русского быта» в музейно-образовательный комплекс (далее МОК) дало возможность практического претворения в жизнь новых педагогических идей и технологий.
Сегодня, в рамках реализации нравственно-патриотического направления деятельности основной общеобразовательной программы, детский сад стремится создать особые условия, в том числе, особую развивающую среду, необходимую для решения поставленных задач. Такой средой стал МОК, целью которого стало формирование нравственных основ личности воспитанников в процессе накопления социокультурного опыта в виде чувств, отношений и знаний об исторических, материальных и духовных ценностях.
Являясь инновационной технологией в сфере личностного воспитания воспитанников нашего ДОУ, МОК, помогает создать условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.
Деятельность МОК опирается на принцип непрерывности и принцип партнёрства. Поскольку музей является частью образовательного пространства ДОУ, тематически неразрывно связанный с организованной образовательной и самостоятельной детской деятельностью в условиях сотрудничества всех участников образовательного процесса.
Основные направления работы МОК - краеведение, нравственно-патриотическое воспитание, художественно-продуктивное творчество, история ДОУ, отражают разделы постоянных и временных периодических экспозиций. В дополнение к «Комнате русского быта» постоянными экспозициями стали: «Летопись детского сада», хранит воспоминания старейших работников, выпускников разных лет, альбомы с фотографиями, газетные статьи о работе детского сада, почётные грамоты, сувениры; «Бабий кут» - демонстрирует предметы быта прошлых столетий; «Божница» - являет собой духовно - нравственное наследие многих поколений; «Каинск исторический», рассказывает о родном городе через старинные фотографии, которые дают детям наглядное представление об архитектуре того времени, о том, какими были улицы, дороги, транспорт, занятия людей. Темы периодических музейных экспозиций, такие как: «История в лицах», «Семейная реликвия» «Книжная ярмарка», «Космическая эпопея» и др. определены в соответствии с ООП и годовым планом ДОУ.
Главными составляющими экспозиций музея стали исторические экспонаты, коллекции, альбомы фотографий и иллюстраций, книги, поделки, изготовленные детьми, педагогами и родителями. Особенностью экспозиций является динамичность, мобильность и многофункциональное использование. Они полностью или частично могут переноситься, в любое помещение ДОУ, например, для создания интерьера фольклорного праздника, занятия; не статичны, могут меняться и переставляться в зависимости от содержания экскурсий. Для удобства просмотра и восприятия экспозиции экспонаты размещаются вертикально на полочках, стеллажах, информационных стендах.
Если предмет находится в постоянном поле зрения, но делать с ним практически ничего нельзя, интерес к нему ослабевает: предмет становится частью окружающего фона, а сама экспозиция не решит поставленных задач. Поэтому, ко всем экспонатам обеспечен свободный доступ, их можно подержать в руках, потрогать, «ощутить».
Основными средствами работы с дошкольниками являются :
театрализация (дети примеряют на себя различные историко-культурные и психологические роли, проигрывают их);
ребенок - экскурсовод (ребенок - рассказчик на качественно лучшем уровне усваивает информацию, а дети - слушатели воспринимают слова своего товарища с большим вниманием и отдачей);
непосредственно-образовательная деятельность (педагог объясняет связь какого-либо ремесла и жизни людей, создание в процессе занятия экспонатов для музея);
культурно-досуговая деятельность.
МОК - результат совместной работы педагогов, воспитанников, родителей, способствующий целенаправленной поисковой деятельности, содержанием которой являются встречи с хранителями старинных вещей, работа с семейным архивом, семейными реликвиями. Дошкольники чувствуют свою причастность к музею, участвуя в обсуждении его тематики, пополняя коллекцию экспонатами.
Работа музейно-образовательного комплекса увлекает воспитателей, обогащает и развивает детей, нравится родителям, а посещение музея - стимулирует процесс взаимодействия взрослых и детей. Участие в образовательных проектах направленных на развитие нравственно-патриотического воспитания дошкольников (ретро-выставках, краеведческих чтениях, творческих конкурсах различного уровня и т. д.) - стали результатами совместной деятельности.
Таким образом, МОК в детском саду стал важным звеном развивающей предметной пространственной среды, направленной на всестороннее гармоничное развитие каждого ребенка.