Елена Матюнина
Преемственность в работе детского сада с семьёй и школой по реализации задач математического развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на тему:
«Преемственность в работе детского сада с семьёй и школой по реализации задач математического развития дошкольников»
Подготовил воспитатель
Матюнина Е. В.
Публикация «Преемственность в работе детского сада с семьёй и школой по реализации задач математического развития дошкольников» размещена в разделах
- Математика. Конспекты уроков
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Преемственность – это опора на пройденное, использование и развитие имеющихся у детей знаний, представлений, способов деятельности. Она означает расширение и углубление этих знаний, осознание уже известного на новом, более высоком уровне.
Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью, и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Семья играет в воспитании ребёнка основную, важнейшую роль. Совместная работа детского сада с семьей - важное условие правильного математического развития детей. В своей работе воспитатели прилагают все усилия к тому, чтобы знания и умения, полученные детьми в детском саду родители у детей, закрепляли дома.
Взаимодействие семьи и ДОУ играет важную роль в развитии ребенка и обеспечении преемственности дошкольной и школьной ступеней образования.
Многие родители ошибочно полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10).
Кроме этого, нужно, конечно, развивать у детей логику, иначе им будут не по силам математические задачи. Для начала это - логика жизни, логика всех окружающих нас явлений (это случилось, потому что… или наоборот, чтобы было так, как нам надо, нужно сделать так, чтобы не было так, нужно… и т. д.) У всех событий есть причины и следствия и это нужно подчёркивать, обсуждать.
Я использую индивидуальную работу с семьей – беседа. Их можно проводить, когда родители приводят и забирают детей из детского сада. Чтобы вызвать у родителей доверие и желание прислушаться к моим советам, беседу начинаю с констатации успехов ребенка. Можно показать тетрадь по математике, карточку, заполненную самим ребенком. Ненавязчиво даю свои рекомендации, как знакомить детей с такими понятиями, как количество, форма, размер, пространство, время.
КОЛИЧЕСТВО И СЧЁТ.
Ситуаций, в которых родителям предоставляется возможность сообщить новые и выявить уровень имеющихся математических знаний и умений, много.
Например, кухня- отличный плацдарм для математики.
Нужно накрыть на стол – поручите это дело ребенку, пусть достанет необходимое количество столовых предметов, принесет из холодильника 2 или 3 яблока, принесет 2 чашки и стакан. Задания рождаются сами собой, только стоит начать!
Поставьте чашки, спросите, сколько нужно поставить тарелок, положить ложек, вилок, если будут обедать 3 или 4 человека. Спросите, чего больше (меньше? Это можно сделать и без счета, путем парного сопоставления. Если пересчитать, то можно сравнить числа (груш больше, их 5, а яблок меньше, их 4.) Варите суп, спросите, какое количество овощей пошло, какой они формы, размера.
Обращайте внимание на цифры, которые окружают нас в повседневной жизни: например на циферблате, в календаре, в рекламной газете, на телефонном аппарате, страница в книге, номер вашего дома, квартиры, номер машины.
Предложите ребенку вместе с вами рассмотреть цифры на телефоне, назвать их сначала в прямом, а потом в обратном порядке, сказать номер своего телефона; поинтересоваться, есть ли в номере одинаковые цифры.
Для запоминания цифр и геометрических можно слепить их из пластилина, вырезать из картона.
Читая ребенку книжку или рассказывая сказки, когда встречаются числительные, просите его отложить столько счетных палочек, сколько, например, было зверей в истории. После того как вы сосчитали, сколько в сказке было зверюшек, спросите, кого было больше, кого - меньше, кого - одинаковое количество. Сравнивайте игрушки по величине: кто больше - зайка или мишка, кто меньше, кто такого же роста.
Очень полезно сравнивать картинки, в которых есть и общее, и отличие. Особенно хорошо, если на картинках будет разное количество предметов.
ВЕЛИЧИНА.
Собираясь на прогулку, можно предложить ребенку подобрать одежду для куклы соответственно ее размеру. Гуляя по дорожкам, взрослый говорит об их длине и ширине: широкой дорожкой удобно идти рядом и при этом не мешать встречным людям, а узкой — лучше идти один за другим, по одному. Рассматривая на улице или рисунке домики, ребенок дает характеристику размеров окон, дверей. В магазине окна и двери широкие, а в жилом доме — уже.
По дороге в детский сад или домой рассматривайте деревья (выше -ниже, толще- тоньше).
ФОРМА.
Обращайте внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире, их количество. Например, тарелки круглые, скатерть квадратная, часы круглые. Спросите, какую фигуру по форме напоминает тот или иной предмет. Спросите, чего у них по два: две руки, две ноги, два уха, два глаза, две ступни, два локтя, пусть ребенок покажет их. При уходе за комнатными растениями можно предложить определить форму листьев.
Пусть ребенок составляет геометрические фигуры из палочек. Вы можете задавать ему необходимые размеры, исходя из количества палочек. Предложите ему, например, сложить прямоугольник со сторонами в три палочки и четыре палочки; треугольник со сторонами две и три палочки.
ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ И ВО ВРЕМЕНИ.
Каждый день родители могут найти разные возможности для развития у детей ориентировки во времени и пространстве. Для этого и не нужно много времени, главное в том, чтобы родители понимали значение таких занятий. Например, игра «Сначала - потом».
Дети учатся не только считать, но и ориентироваться в пространстве и времени. Обращайте на это внимание в повседневной жизни. Спрашивайте ребенка, что находится слева, справа от него, впереди, сзади. Обращайте внимание на то, когда происходит те или иные события, используя слова: вчера, сегодня, завтра (что было сегодня, что было вчера и что будет завтра). Называйте день недели, спрашивайте его; а какой был вчера, будет завтра. Называйте текущий месяц, если есть в этом месяце праздники или знаменательные даты, обратите на это внимание.
Обратите внимание детей на часы в вашем доме, особенно на те, что установлены в электроприборах, например в телевизоре, магнитофоне, стиральной машине. Объясните, для чего они. Обращайте внимание ребенка на то, сколько минут он убирает постель, одевается, спросите, что можно сделать за 3 или 5 минут.
Как видно из сравнительного анализа программы д/с и школы программные требования образовательно-воспитательной работы преемственно связаны между собой. Разница в форме организации - занятия и урок в школе.
Преемственные методы математического развития (показ, объяснения, указания) в школе и в ДОУ одинаковы. Средства" "обучения дидактические материалы в д/с и в школе одинаковы.
Направление в подг. гр. - учить решать арифметические задачи -в школе учат записывать решение задач.
Новые вариативные программы обучения и воспитания строятся в соответствии с требованиями начальной школы. Я сравнила программу дошкольного воспитания и обучения Васильевой с программой 1 класса начальной школы :
1. Формирование понятий числа и арифметических действий существующих в д/с — продолжается в 1 классе (в разделе количество и счет) - оперяются на эти знания, к этому ряду добавляется число 0 (обозначение и употребление). В д/с начинается, а в 1 классе продолжается усвоение таблицы сложения и вычитания к пределах десяти., на основе делении состава числа из двух меньших. В 1 классе при сложении и вычитании одно число может равняться 0. Усваивается таблица умножения, к концу 1 класса выходят- за пределы десятка, нумерация, сравнение чисел, запись количественных десяток. В д/с ознакомление со специальной терминологией -название чисел, действий (прибавление и отнимание, знаков +, –. В школе углубленная терминология при сложении (1 слагаемое, 2 слагаемое, сумма); при вычитании (уменьшаемое, вычитаемое, разность). При сложении ознакомление с закономерностью от перестановки мест слагаемых сумма не меняется.
2. В д/с знакомство с геометрическими фигурами, выделение формы окружающих предметов, многоугольники и их элементы (стороны, углы, вершины). -В 1 классе учат выделять прямые и непрямые углы, чертить, отрезки разной длины, изображать геометрические фигуры в тетради в клетку (готовим еще в д/с).
З. В д/с знакомим с непрерывными величинами (линия, натуральный ряд чисел) с условной мерой (измерим меркой длины стола) и общепринятыми мерами (метр, литр, кг.) В 1 классе продолжается измерять протяженность, массу, вместимость, объем. В д/с начинаем, а к школе продолжаем подводить к пониманию функциональной зависимости между измеренной величиной, мерой и результат измерения (кол-во мерок).
4. В д/с давали знания о пространственных и временных отношениях, а и 1 классе предусматривается дальнейшее углубление знаний.
5. В методических рекомендациях в работе д/с и школы используются д/и. наглядное моделирование.
Как видно из сравнительного анализа программы д/с и школы программные требования образовательно-воспитательной работы преемственно связаны между собой. Разница в форме организации - занятия и урок в школе. Преемственные методы математического развития (показ, объяснения, указания) в школе и в ДОУ одинаковы. Средства" "обучения дидактические материалы в д/с и в школе одинаковы.