казанцева мария
Консультация «Работа с родителями при решении задач обучения и воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Семья — это первый скульптор, который начинает лепить и физически, и духовно новую родившуюся личность. От семьи зависит, найдут ли возможность развития положительные задатки растущей личности и будут ли заторможены отрицательные наследственные особенности. Известный русский философ Иван Александрович Ильин говорил: «Семья — это первая форма человеческого духовного единения. Только через нее человек способен подняться к другим формам духовного единения — Родине и государству». Именно в семье воспитываются новые поколения россиян, формируется личность гражданина и патриота. И поэтому ее благополучие является основой национальной безопасности России. Сегодня особенно актуально стоит задача взаимодействия с родителями.
Публикация «Консультация „Работа с родителями при решении задач обучения и воспитания“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
Система дополнительного образования детей является одной из составляющих сферы образования, что определяет необходимость для педагогов дополнительного образования не только учитывать в своей профессиональной деятельности влияние всех факторов, определяющих становление личности, но и по возможности создавать условия для их содержательного партнерства. Без помощи семьи ни одно образовательное учреждение не может обеспечить высоких результатов воспитания. В этом контексте семья по отношению к учреждению дополнительного образования выступает уже не только как потребитель и социальный заказчик, но и, что очень важно, в роли партнера. Отношение родителей к занятиям ребенка в системе дополнительного образования нередко носит парадоксальный характер: с одной стороны – родители заинтересованы в том, чтобы ребенок занимался «полезным делом», с другой стороны, значительная часть родителей проявляет крайне «потребительское отношение» к занятиям и педагогу.
Сложным является и понимание родителями содержания деятельности детского объединения, его значения в развитии ребенка – к занятиям относятся как чему-то несерьезному, либо сразу рассматривают их как начальную профессиональную подготовку.
Педагогов дополнительного образования и родителей объединяет забота о здоровье, развитии ребенка, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.
Основная цель работы с родителями обучающихся в создании психолого-педагогических условий для взаимодействия детей и родителей, укрепление партнерских отношений педагогов, родителей, детей, в мобилизации социокультурного потенциала семьи для создания единой гуманной, доброжелательной воспитательной среды.
Взаимодействие семьи и организации дополнительного образования в отличие от школы имеет свою специфику. Отношения между обучающимися, их родителями и педагогами построены на основе свободы выбора. И, как правило, большинство родителей не чувствуют необходимости и не обременены обязанностью систематически общаться с педагогами, вследствие чего обнаруживается проблема неэффективного взаимодействия с семьей ребенка. В тоже время успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов.
Специфика учреждения дополнительного образования детей состоит в том, чтобы выполнять государственный заказ по социализации детей, способствовать их духовно-нравственному становлению, создавать дополнительные предпосылки и уникальные возможности для воспитания, интеллектуального и творческого развития детей при активном включении в этот процесс семьи. Это осуществляется через личную заинтересованность детей в посещении занятий, вариативность обучения, его дифференцированность, практическую направленность занятий, неформальный характер общения детей и взрослых.
Педагогов дополнительного образования и родителей объединяет забота о здоровье, развитии ребенка, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.
Задачи сотрудничества с родителями :
• Установить партнерские отношения с семьей каждого обучающегося.
• Объединить усилия для полноценного развития и воспитания.
• Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки.
• Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
На сегодняшний день существует множество форм работы с родителями. Их можно разделить (условно) на четыре группы: информационно-аналитические, познавательные, информационные, досуговые.
а) основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого обучающегося, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях учреждения дополнительного образования, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.
С этой целью ежегодно в начале учебного года проводятся социологические исследования семей обучающихся ансамбля, составляется банк данных (Приложение №1, 2). Изучение личностных качеств ребенка, изменения в его нравственном развитии отслеживаются психологом Дома детского творчества в течение всего периода его обучения в учреждении. Это способствует своевременной коррекции поведения и формирования ценностных ориентаций обучающихся.
В своей работе провожу диагностику и ребёнка, на предмет выявления его способностей и индивидуальных особенностей (слух, память, чувство ритма, мотивация, интересы, и семьи – кто инициатор обучения, какие ожидают получить результаты, особенности характеристики ребёнка, как могут помочь ребёнку в обучении. Сюда же относится анкетирование и диагностика. Основная роль продолжает принадлежать таким формам общения, как собрания, групповые и индивидуальные консультации. Принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей : общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению.
Девиз консультации – мы вместе против проблемы, но не против друг друга. Даю рекомендации по правилам организации рабочего места, форме одежды на занятиях, выработке оптимального режима дня и т. п. Такие консультации дают возможность не только получить информацию о семье, её моральных и нравственных ценностях, но и установить доброжелательные и партнерские отношения между педагогом и родителем.
Следующая и, пожалуй, самая распространенная форма работы с родителями –это родительское собрание.
Собрание организуется не реже 2-х раз в год. Родительское собрание может быть трех видов: организационное, итоговое, тематическое.
В начале учебного года обязательно проводится организационное собрание, на первой встрече с родителями, важно определить день недели, время и согласовать примерную тематику встреч на учебный год (с кем бы они хотели встретиться, получить консультацию). Это можно выяснить с помощью анкетирования родителей. Родителям учащихся 1-го года обучения важно презентовать образовательную программу и результаты ее освоения, специфику и расписание занятий.
Любое родительское собрание требует от педагога тщательной подготовки, создания своего рода «сценария», плана, для того чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей. При подготовке тематического собрания желательно заранее предложить родителям анкету по проблеме, которая выносится для беседы, порекомендовать прочесть книги или ознакомиться с материалами периодической печати. Важно продумать оформление учебного кабинета, зала (оформить выставку творческих работ обучающихся, подобрать литературу для родителей, выпустить тематическую газету). Не менее значима и форма приглашения родителей на собрание.
Встреча должна начинаться в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются его придерживаться. Максимальная продолжительность 1-1,5 часа.
Каждое собрание (имеется в виду не тематическое, а рабочее собрание) структурируется в соответствии со следующей повесткой:
• Информация об учреждении дополнительного образования детей, о детском объединении, о достижениях детей за прошедший период (только положительная информация).
• Полезная информация от специалистов (психолога, социологов, ученых, работников правоохранительных органов).
• Информация о работе родителей с обучающимися за прошедший период.
• Планирование участия родителей в делах детского объединения на следующий период.
В заключительной части встречи педагог благодарит родителей за участие, совместную работу. Просит задержаться тех, родителей, у детей которых есть проблемы в обучении, поведении, чтобы выяснить причины и выработать совместное решение о возможных путях их преодоления.
В конце учебного года проводится итоговое собрание. Главная его цель – представление родителям образовательных результатов по программе, демонстрация достижений учащихся, а также планирование деятельности детского объединения на следующий учебный год.
Следует отметить, что успешность (либо не успешность) педагогического взаимодействия педагога и семьи во многом определяется правильно избранной позицией педагога, стилем и тоном его отношений.
Беседа с родителями обучающихся будет успешна, если:
- удалось избежать противостояния и конфронтации;
- удержались сами и удержали родителей от взаимных упреков и обвинений;
- удачно сформулировали проблему воспитания, и родители поняли и приняли вашу формулировку;
- обсудили ваши совместные действия по решению имеющейся воспитательной проблемы.
Абсолютного успеха вы добьетесь, если сумеете объединиться с родителями против вашего общего «врага» воспитательной проблемы и разработать план конкретных совместных действий по ее решению.
б) познавательные формы – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей. Совместная работа по реализации дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах освоения программы, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
Одной из известных и достаточно результативных воспитательных технологий является инициирование активности участия родителей в образовательном процессе. Эффективность воспитания зависит от создания благоприятной атмосферы для совместной деятельности педагогов, родителей и детей. Такая благоприятная атмосфера с успехом создается в хореографическом ансамбле «Сказка» детского дома творчества города Бийска через:
- проведение открытых учебных занятий с приглашением родителей обучающихся;
- совместная поездка с родителями и детьми на конкурс в Крым.
Следует отметить, что родители ансамбля «Сказка» мотивированы на активное компетентное сотрудничество с педагогом в воспитании своих детей. К тому же не надо недооценивать активность участия в воспитательном процессе бабушек и дедушек, готовых помочь педагогу в любую минуту, чаще родителей, посещающих занятия и воспитательные мероприятия (Приложение №. 3).
в) наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях учреждения дополнительного образования, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя. Это разработка и ведение сайта или странички, наглядная информация в виде стендов и уголков.
г) досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми.
Одна из самых популярных, простых и востребованных (опять-таки в силу занятости родителей) форм работы с родителями – организация совместных досуговых мероприятий. Это совместные праздники, например, «День танца», совместные посещения с последующим обсуждением концертов, экскурсии, творческие встречи, на которых дети рассказывают о профессиях своих родителей, их увлечениях. Концерт балет А. Адана «Жизель», – это неполный список мероприятий, доставляющих огромную радость от общения с прекрасным. Такая совместная деятельность сплачивает семью, вселяет уверенность в детей, расширяет круг общения.
Все проводимые мероприятия помогают родителям оценивать деятельность ансамбля не только с позиции занятости ребенка, но и с позиции становления его как личности, гражданина, носителя культурных ценностей. Поэтому все больше родителей приходят в ансамбль не в качестве гостей и зрителей, а в роли участников образовательного процесса, инициаторов интересных и добрых дел.
Одна из главных задач педагога — способствовать единению, сплочению семьи, становлению прочих взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребёнка в семье, формированию навыков их совместной деятельности и общения.
Родители принимают активное участие в жизни ансамбля. Для продуктивной работы создан родительский комитет, в который входит семь человек. Комитетом совместно с педагогом планируются родительские собрания. На них рассматриваются и обсуждаются вопросы обучения и воспитания, развитие творческой активности детей, участие в выставках, поездках.
В течение нескольких лет нарабатывались эффективные формы взаимодействия при работе с детьми и их родителями. Можно перечислить лишь некоторые из них:
• открытые занятия (приложение №3);
• совместные поездки;
• тематические родительские собрания (приложения № 4, 5);
• индивидуальные и групповые консультации (приложения №1, 2);
• совместные праздники и конкурсы «Посвящение в балерины и тацовщики», «Праздник танца», и другие (приложение № 6).
Все проводимые мероприятия позволяют продемонстрировать родителям творческие возможности детей, их успехи и достижения, степень включенности в совместный вид деятельности, показать работу педагога с детьми и уровень взаимопонимания между всеми участниками образовательного процесса.
Хочется отметить, что даже не систематические коллективные дела, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект. К сожалению, многие родители настолько перегружены работой, что не в состоянии уделять достаточного внимания собственному ребёнку, а на таких мероприятиях они волей-неволей включаются в общение с ними.
Очевидно, что сейчас эта потребность в квалифицированной помощи актуальна как никогда, поскольку, занимаясь профессиональной подготовкой подрастающего поколения, воспитание будущих родителей находится на очень низком уровне. Воспитание родителей – международный термин, под которым понимается также помощь родителям в исполнении ими функций воспитателей собственных детей – родительские функции.
Как показывает опыт работы с родителями, наших родителей интересует в большей степени именно совместная деятельность с их детьми. Это хорошая возможность увидеть своего ребенка в новых незнакомых видах деятельности, посмотреть на него другими глазами, просто провести время рядом с ним. Деятельность педагогов учреждений дополнительного образования и родителей в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и, таким образом, помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.
Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого обучающегося, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Только совместная деятельность поможет добиться оптимальных результатов в деле воспитания детей.
Кроме того, хорошо организованная система работы педагога с родителями обучающихся – это путь к повышению профессионального уровня и мастерства педагога, гарант совершенствования его личностных качеств, развития педагогического творчества, стратегия, направленная на отработку профессиональных навыков, формирование готовности к профессиональному самообразованию и самовоспитанию.
Подводя итоги вышеизложенному, следует отметить, что воспитание гражданина и патриота своей страны — это результат каждодневного совместного труда образовательного учреждения и решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и различных социальных учреждений. Решение этой проблемы становится все более актуальным и востребованным. Для полноценного прохождения процесса обучения и формирования личности ребенка необходим соответствующий микроклимат между педагогами и обучающимися, самими обучающимися, образовательным учреждением и семьей в целом. Семья - часть общечеловеческого коллектива, важнейший институт социализации подрастающего поколения.
Приложение №1
Анкета 1
«ЗНАКОМСТВО С РОДИТЕЛЯМИ»
На первой же встрече педагога с родителями можно попросить их ответить на следующие вопросы:
• Какого мнения вы о нашем Доме и о творческом коллективе, в котором будет заниматься ваш ребёнок?
• Каким вы видите руководителя этого творческого коллектива?
• Каким бы вы хотели видеть детский коллектив, в котором предстоит заниматься вашему ребёнку?
• Какие традиции и обычаи, по вашему мнению, должны развиваться в детском коллективе?
• Чем вы могли бы помочь руководителю объединения в создании детского коллектива?
• Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьёзную тревогу и опасения?
Анкета 2
«ПЕРСПЕКТИВЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ РЕБЁНКА»
• С каким чувством переступает порог Дома ваш сын или дочь?
• Как чувствует себя ваш ребенок в творческом коллективе?
• Знаете ли вы друзей и приятелей своего ребёнка из коллектива Дома? Назовите их.
• Как у вашего ребёнка складываются отношения с педагогом?
• Создаёт ли, по вашему мнению, Дом условия для самореализации вашего ребёнка?
• Какую помощь необходимо оказать вашему ребёнку для повышения результативности его творческой деятельности?
Анкета 3
«ВАШ РЕБЁНОК»
С целью изучения характера обучающихся, их взаимоотношений в семье можно использовать в анкетировании следующие вопросы:
• Какие положительные качества характера своего ребёнка вы можете назвать?
• Какие отрицательные качества характера вашего ребёнка мешают ему комфортно чувствовать себя в коллективе?
• Как ведёт себя ваш ребёнок дома?
• Делится ли ваш ребёнок с вами своими впечатлениями о событиях, происходящих в Доме, о жизни коллектива, который он посещает?
• Приглашает ли ваш ребёнок Вас на мероприятия, проходящие в Доме, хочет ли демонстрировать свои достижения?
• Как вы думаете, каким будет будущее вашего ребёнка?
Приложение №2
Методика
«НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
Эта методика используется для диагностики взаимоотношений обучающихся и их родителей. И дети, и родители дают ответы на одни и те же вопросы, что позволяет определить причины конфликтов в их взаимоотношениях. Ни для кого не секрет, что несовпадение точек зрения, взглядов, убеждений, мнений родителей и детей могут привести к конфликтным ситуациям и проблемам в воспитании ребенка.
Проанализировав ответы обучающихся и их родителей, можно использовать их результаты для подготовки и проведения различных воспитательных мероприятий как с родителями, так и с детьми.
Предложения для обучающихся :
- Дом творчества для меня – это …
- Коллектив, в котором я занимаюсь, - это …
- Педагог для меня – это человек, который …
- Мои товарищи по коллективу – это …
- Занятия для меня – это …
- Деятельность, которая мне нравится, - это …
- Деятельность, которая мне не нравится, - это …
Предложения для родителей :
- Дом творчества, где занимается мой ребенок, - это …
- Коллектив, в котором обучается мой ребёнок, - это …
- Товарищи моего ребёнка по коллективу – это …
- Выполнение домашних заданий для моего ребёнка – это …
- Деятельность, нравящаяся моему ребёнку, - это …
- Деятельность, которая не нравится моему ребёнку, - это …
В целях изучения традиций и обычаев семей обучающихся, их нравственных ценностей можно использовать такие незаконченные предложения.
Для обучающихся :
- Я радуюсь, когда …
- Я огорчаюсь, когда…
- Я плачу, когда…
- Я злюсь, когда…
- Мне нравится, когда…
- Мне не нравится, когда….
- Я верю, когда…
- Если у меня хорошие новости, то я…
- Если у меня, плохие новости, то я …
- Если у меня что-то не получается, то я…
Для родителей :
- Я радуюсь, когда мой ребёнок….
- Я огорчаюсь, когда мой ребёнок….
- Я плачу, когда мой ребёнок….
- Я злюсь, когда ребёнок…
- Мне нравится, когда мой ребёнок…
- Мне не нравится, когда мой ребёнок…
- Я не верю, когда мой ребёнок…
- Я верю, когда говорят, что мой ребёнок…
- Если у моего ребенка хорошие новости, то…
- Если у моего ребёнка плохие новости, то ….
- Если у моего ребёнка что-то не получается, то….
Вторая группа – традиционная. К ней относятся дни открытых дверей, родительские собрания, творческие мастерские, организация совместных досуговых мероприятий. Основной формой работы с родителями, где концентрируется весь комплекс психолого-педагогического взаимодействия педагога и родителей является родительское собрание. Однако проведение встреч в виде формальных отчётов и поучающих бесед зачастую родителей раздражают, поэтому поддержать интерес каждого родителя возможно тогда, когда на фоне общих дел родители видят деятельность своих детей. Именно поэтому провожу родительские собрания с детскими выступлениями.