Получи документы

Консультация «Работа с родителями при решении задач обучения и воспитания»

казанцева мария
Консультация «Работа с родителями при решении задач обучения и воспитания»

Семья — это первый скульптор, который начинает лепить и физически, и духовно новую родившуюся личность. От семьи зависит, найдут ли возможность развития положительные задатки растущей личности и будут ли заторможены отрицательные наследственные особенности. Известный русский философ Иван Александрович Ильин говорил: «Семья — это первая форма человеческого духовного единения. Только через нее человек способен подняться к другим формам духовного единения — Родине и государству». Именно в семье воспитываются новые поколения россиян, формируется личность гражданина и патриота. И поэтому ее благополучие является основой национальной безопасности России. Сегодня особенно актуально стоит задача взаимодействия с родителями.

Публикация «Консультация „Работа с родителями при решении задач обучения и воспитания“» размещена в разделах

Система дополнительного образования детей является одной из составляющих сферы образования, что определяет необходимость для педагогов дополнительного образования не только учитывать в своей профессиональной деятельности влияние всех факторов, определяющих становление личности, но и по возможности создавать условия для их содержательного партнерства. Без помощи семьи ни одно образовательное учреждение не может обеспечить высоких результатов воспитания. В этом контексте семья по отношению к учреждению дополнительного образования выступает уже не только как потребитель и социальный заказчик, но и, что очень важно, в роли партнера. Отношение родителей к занятиям ребенка в системе дополнительного образования нередко носит парадоксальный характер: с одной стороны – родители заинтересованы в том, чтобы ребенок занимался «полезным делом», с другой стороны, значительная часть родителей проявляет крайне «потребительское отношение» к занятиям и педагогу.

Сложным является и понимание родителями содержания деятельности детского объединения, его значения в развитии ребенка – к занятиям относятся как чему-то несерьезному, либо сразу рассматривают их как начальную профессиональную подготовку.

Педагогов дополнительного образования и родителей объединяет забота о здоровье, развитии ребенка, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.

Основная цель работы с родителями обучающихся в создании психолого-педагогических условий для взаимодействия детей и родителей, укрепление партнерских отношений педагогов, родителей, детей, в мобилизации социокультурного потенциала семьи для создания единой гуманной, доброжелательной воспитательной среды.

Взаимодействие семьи и организации дополнительного образования в отличие от школы имеет свою специфику. Отношения между обучающимися, их родителями и педагогами построены на основе свободы выбора. И, как правило, большинство родителей не чувствуют необходимости и не обременены обязанностью систематически общаться с педагогами, вследствие чего обнаруживается проблема неэффективного взаимодействия с семьей ребенка. В тоже время успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов.

Специфика учреждения дополнительного образования детей состоит в том, чтобы выполнять государственный заказ по социализации детей, способствовать их духовно-нравственному становлению, создавать дополнительные предпосылки и уникальные возможности для воспитания, интеллектуального и творческого развития детей при активном включении в этот процесс семьи. Это осуществляется через личную заинтересованность детей в посещении занятий, вариативность обучения, его дифференцированность, практическую направленность занятий, неформальный характер общения детей и взрослых.

Педагогов дополнительного образования и родителей объединяет забота о здоровье, развитии ребенка, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.

Задачи сотрудничества с родителями :

• Установить партнерские отношения с семьей каждого обучающегося.

• Объединить усилия для полноценного развития и воспитания.

• Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки.

• Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

На сегодняшний день существует множество форм работы с родителями. Их можно разделить (условно) на четыре группы: информационно-аналитические, познавательные, информационные, досуговые.

а) основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого обучающегося, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях учреждения дополнительного образования, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.

С этой целью ежегодно в начале учебного года проводятся социологические исследования семей обучающихся ансамбля, составляется банк данных (Приложение №1, 2). Изучение личностных качеств ребенка, изменения в его нравственном развитии отслеживаются психологом Дома детского творчества в течение всего периода его обучения в учреждении. Это способствует своевременной коррекции поведения и формирования ценностных ориентаций обучающихся.

В своей работе провожу диагностику и ребёнка, на предмет выявления его способностей и индивидуальных особенностей (слух, память, чувство ритма, мотивация, интересы, и семьи – кто инициатор обучения, какие ожидают получить результаты, особенности характеристики ребёнка, как могут помочь ребёнку в обучении. Сюда же относится анкетирование и диагностика. Основная роль продолжает принадлежать таким формам общения, как собрания, групповые и индивидуальные консультации. Принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей : общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению.

Девиз консультации – мы вместе против проблемы, но не против друг друга. Даю рекомендации по правилам организации рабочего места, форме одежды на занятиях, выработке оптимального режима дня и т. п. Такие консультации дают возможность не только получить информацию о семье, её моральных и нравственных ценностях, но и установить доброжелательные и партнерские отношения между педагогом и родителем.

Следующая и, пожалуй, самая распространенная форма работы с родителями –это родительское собрание.

Собрание организуется не реже 2-х раз в год. Родительское собрание может быть трех видов: организационное, итоговое, тематическое.

В начале учебного года обязательно проводится организационное собрание, на первой встрече с родителями, важно определить день недели, время и согласовать примерную тематику встреч на учебный год (с кем бы они хотели встретиться, получить консультацию). Это можно выяснить с помощью анкетирования родителей. Родителям учащихся 1-го года обучения важно презентовать образовательную программу и результаты ее освоения, специфику и расписание занятий.

Любое родительское собрание требует от педагога тщательной подготовки, создания своего рода «сценария», плана, для того чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей. При подготовке тематического собрания желательно заранее предложить родителям анкету по проблеме, которая выносится для беседы, порекомендовать прочесть книги или ознакомиться с материалами периодической печати. Важно продумать оформление учебного кабинета, зала (оформить выставку творческих работ обучающихся, подобрать литературу для родителей, выпустить тематическую газету). Не менее значима и форма приглашения родителей на собрание.

Встреча должна начинаться в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются его придерживаться. Максимальная продолжительность 1-1,5 часа.

Каждое собрание (имеется в виду не тематическое, а рабочее собрание) структурируется в соответствии со следующей повесткой:

• Информация об учреждении дополнительного образования детей, о детском объединении, о достижениях детей за прошедший период (только положительная информация).

• Полезная информация от специалистов (психолога, социологов, ученых, работников правоохранительных органов).

• Информация о работе родителей с обучающимися за прошедший период.

• Планирование участия родителей в делах детского объединения на следующий период.

В заключительной части встречи педагог благодарит родителей за участие, совместную работу. Просит задержаться тех, родителей, у детей которых есть проблемы в обучении, поведении, чтобы выяснить причины и выработать совместное решение о возможных путях их преодоления.

В конце учебного года проводится итоговое собрание. Главная его цель – представление родителям образовательных результатов по программе, демонстрация достижений учащихся, а также планирование деятельности детского объединения на следующий учебный год.

Следует отметить, что успешность (либо не успешность) педагогического взаимодействия педагога и семьи во многом определяется правильно избранной позицией педагога, стилем и тоном его отношений.

Беседа с родителями обучающихся будет успешна, если:

- удалось избежать противостояния и конфронтации;

- удержались сами и удержали родителей от взаимных упреков и обвинений;

- удачно сформулировали проблему воспитания, и родители поняли и приняли вашу формулировку;

- обсудили ваши совместные действия по решению имеющейся воспитательной проблемы.

Абсолютного успеха вы добьетесь, если сумеете объединиться с родителями против вашего общего «врага» воспитательной проблемы и разработать план конкретных совместных действий по ее решению.

б) познавательные формы – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей. Совместная работа по реализации дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах освоения программы, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

Одной из известных и достаточно результативных воспитательных технологий является инициирование активности участия родителей в образовательном процессе. Эффективность воспитания зависит от создания благоприятной атмосферы для совместной деятельности педагогов, родителей и детей. Такая благоприятная атмосфера с успехом создается в хореографическом ансамбле «Сказка» детского дома творчества города Бийска через:

- проведение открытых учебных занятий с приглашением родителей обучающихся;

- совместная поездка с родителями и детьми на конкурс в Крым.

Следует отметить, что родители ансамбля «Сказка» мотивированы на активное компетентное сотрудничество с педагогом в воспитании своих детей. К тому же не надо недооценивать активность участия в воспитательном процессе бабушек и дедушек, готовых помочь педагогу в любую минуту, чаще родителей, посещающих занятия и воспитательные мероприятия (Приложение №. 3).

в) наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях учреждения дополнительного образования, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя. Это разработка и ведение сайта или странички, наглядная информация в виде стендов и уголков.

г) досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми.

Одна из самых популярных, простых и востребованных (опять-таки в силу занятости родителей) форм работы с родителями – организация совместных досуговых мероприятий. Это совместные праздники, например, «День танца», совместные посещения с последующим обсуждением концертов, экскурсии, творческие встречи, на которых дети рассказывают о профессиях своих родителей, их увлечениях. Концерт балет А. Адана «Жизель», – это неполный список мероприятий, доставляющих огромную радость от общения с прекрасным. Такая совместная деятельность сплачивает семью, вселяет уверенность в детей, расширяет круг общения.

Все проводимые мероприятия помогают родителям оценивать деятельность ансамбля не только с позиции занятости ребенка, но и с позиции становления его как личности, гражданина, носителя культурных ценностей. Поэтому все больше родителей приходят в ансамбль не в качестве гостей и зрителей, а в роли участников образовательного процесса, инициаторов интересных и добрых дел.

Одна из главных задач педагога — способствовать единению, сплочению семьи, становлению прочих взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребёнка в семье, формированию навыков их совместной деятельности и общения.

Родители принимают активное участие в жизни ансамбля. Для продуктивной работы создан родительский комитет, в который входит семь человек. Комитетом совместно с педагогом планируются родительские собрания. На них рассматриваются и обсуждаются вопросы обучения и воспитания, развитие творческой активности детей, участие в выставках, поездках.

В течение нескольких лет нарабатывались эффективные формы взаимодействия при работе с детьми и их родителями. Можно перечислить лишь некоторые из них:

• открытые занятия (приложение №3);

• совместные поездки;

• тематические родительские собрания (приложения № 4, 5);

• индивидуальные и групповые консультации (приложения №1, 2);

• совместные праздники и конкурсы «Посвящение в балерины и тацовщики», «Праздник танца», и другие (приложение № 6).

Все проводимые мероприятия позволяют продемонстрировать родителям творческие возможности детей, их успехи и достижения, степень включенности в совместный вид деятельности, показать работу педагога с детьми и уровень взаимопонимания между всеми участниками образовательного процесса.

Хочется отметить, что даже не систематические коллективные дела, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект. К сожалению, многие родители настолько перегружены работой, что не в состоянии уделять достаточного внимания собственному ребёнку, а на таких мероприятиях они волей-неволей включаются в общение с ними.

Очевидно, что сейчас эта потребность в квалифицированной помощи актуальна как никогда, поскольку, занимаясь профессиональной подготовкой подрастающего поколения, воспитание будущих родителей находится на очень низком уровне. Воспитание родителей – международный термин, под которым понимается также помощь родителям в исполнении ими функций воспитателей собственных детей – родительские функции.

Как показывает опыт работы с родителями, наших родителей интересует в большей степени именно совместная деятельность с их детьми. Это хорошая возможность увидеть своего ребенка в новых незнакомых видах деятельности, посмотреть на него другими глазами, просто провести время рядом с ним. Деятельность педагогов учреждений дополнительного образования и родителей в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и, таким образом, помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.

Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого обучающегося, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Только совместная деятельность поможет добиться оптимальных результатов в деле воспитания детей.

Кроме того, хорошо организованная система работы педагога с родителями обучающихся – это путь к повышению профессионального уровня и мастерства педагога, гарант совершенствования его личностных качеств, развития педагогического творчества, стратегия, направленная на отработку профессиональных навыков, формирование готовности к профессиональному самообразованию и самовоспитанию.

Подводя итоги вышеизложенному, следует отметить, что воспитание гражданина и патриота своей страны — это результат каждодневного совместного труда образовательного учреждения и решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и различных социальных учреждений. Решение этой проблемы становится все более актуальным и востребованным. Для полноценного прохождения процесса обучения и формирования личности ребенка необходим соответствующий микроклимат между педагогами и обучающимися, самими обучающимися, образовательным учреждением и семьей в целом. Семья - часть общечеловеческого коллектива, важнейший институт социализации подрастающего поколения.

Приложение №1

Анкета 1

«ЗНАКОМСТВО С РОДИТЕЛЯМИ»

На первой же встрече педагога с родителями можно попросить их ответить на следующие вопросы:

• Какого мнения вы о нашем Доме и о творческом коллективе, в котором будет заниматься ваш ребёнок?

• Каким вы видите руководителя этого творческого коллектива?

• Каким бы вы хотели видеть детский коллектив, в котором предстоит заниматься вашему ребёнку?

• Какие традиции и обычаи, по вашему мнению, должны развиваться в детском коллективе?

• Чем вы могли бы помочь руководителю объединения в создании детского коллектива?

• Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьёзную тревогу и опасения?

Анкета 2

«ПЕРСПЕКТИВЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ РЕБЁНКА»

• С каким чувством переступает порог Дома ваш сын или дочь?

• Как чувствует себя ваш ребенок в творческом коллективе?

• Знаете ли вы друзей и приятелей своего ребёнка из коллектива Дома? Назовите их.

• Как у вашего ребёнка складываются отношения с педагогом?

• Создаёт ли, по вашему мнению, Дом условия для самореализации вашего ребёнка?

• Какую помощь необходимо оказать вашему ребёнку для повышения результативности его творческой деятельности?

Анкета 3

«ВАШ РЕБЁНОК»

С целью изучения характера обучающихся, их взаимоотношений в семье можно использовать в анкетировании следующие вопросы:

• Какие положительные качества характера своего ребёнка вы можете назвать?

• Какие отрицательные качества характера вашего ребёнка мешают ему комфортно чувствовать себя в коллективе?

• Как ведёт себя ваш ребёнок дома?

• Делится ли ваш ребёнок с вами своими впечатлениями о событиях, происходящих в Доме, о жизни коллектива, который он посещает?

• Приглашает ли ваш ребёнок Вас на мероприятия, проходящие в Доме, хочет ли демонстрировать свои достижения?

• Как вы думаете, каким будет будущее вашего ребёнка?

Приложение №2

Методика

«НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Эта методика используется для диагностики взаимоотношений обучающихся и их родителей. И дети, и родители дают ответы на одни и те же вопросы, что позволяет определить причины конфликтов в их взаимоотношениях. Ни для кого не секрет, что несовпадение точек зрения, взглядов, убеждений, мнений родителей и детей могут привести к конфликтным ситуациям и проблемам в воспитании ребенка.

Проанализировав ответы обучающихся и их родителей, можно использовать их результаты для подготовки и проведения различных воспитательных мероприятий как с родителями, так и с детьми.

Предложения для обучающихся :

- Дом творчества для меня – это …

- Коллектив, в котором я занимаюсь, - это …

- Педагог для меня – это человек, который …

- Мои товарищи по коллективу – это …

- Занятия для меня – это …

- Деятельность, которая мне нравится, - это …

- Деятельность, которая мне не нравится, - это …

Предложения для родителей :

- Дом творчества, где занимается мой ребенок, - это …

- Коллектив, в котором обучается мой ребёнок, - это …

- Товарищи моего ребёнка по коллективу – это …

- Выполнение домашних заданий для моего ребёнка – это …

- Деятельность, нравящаяся моему ребёнку, - это …

- Деятельность, которая не нравится моему ребёнку, - это …

В целях изучения традиций и обычаев семей обучающихся, их нравственных ценностей можно использовать такие незаконченные предложения.

Для обучающихся :

- Я радуюсь, когда …

- Я огорчаюсь, когда…

- Я плачу, когда…

- Я злюсь, когда…

- Мне нравится, когда…

- Мне не нравится, когда….

- Я верю, когда…

- Если у меня хорошие новости, то я…

- Если у меня, плохие новости, то я …

- Если у меня что-то не получается, то я…

Для родителей :

- Я радуюсь, когда мой ребёнок….

- Я огорчаюсь, когда мой ребёнок….

- Я плачу, когда мой ребёнок….

- Я злюсь, когда ребёнок…

- Мне нравится, когда мой ребёнок…

- Мне не нравится, когда мой ребёнок…

- Я не верю, когда мой ребёнок…

- Я верю, когда говорят, что мой ребёнок…

- Если у моего ребенка хорошие новости, то…

- Если у моего ребёнка плохие новости, то ….

- Если у моего ребёнка что-то не получается, то….

Вторая группа – традиционная. К ней относятся дни открытых дверей, родительские собрания, творческие мастерские, организация совместных досуговых мероприятий. Основной формой работы с родителями, где концентрируется весь комплекс психолого-педагогического взаимодействия педагога и родителей является родительское собрание. Однако проведение встреч в виде формальных отчётов и поучающих бесед зачастую родителей раздражают, поэтому поддержать интерес каждого родителя возможно тогда, когда на фоне общих дел родители видят деятельность своих детей. Именно поэтому провожу родительские собрания с детскими выступлениями.

Публикации по теме:

Организация совместно детско-взрослой коммуникативной деятельности при решении задач Опдо Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны, чтобы,.

Консультация «Работа с родителями» «Работа с родителями» Ребенок подрастает и поступает в детский сад. Теперь в его окружении появляются новые люди – взрослые и дети. И от.

Использование чувашской игрушки в решении задач воспитания личности ребенка Использование чувашской игрушки в решении задач воспитания личности ребенка Во все времена и у всех народов дети играют в игрушки. Прежде.

Консультация «Как справиться со слезами ребенка при расставании с родителями» "Почему ты плачешь?" Этот вопрос тысячу раз задают родители своим маленьким детям, которые цепляются за них и рыдают, не позволяя выйти.

Консультация для родителей «Лэпбук как средство обучения и воспитания дошкольников»Консультация для родителей «Лэпбук как средство обучения и воспитания дошкольников» Консультация для родителей «Лэпбук как средство обучения и воспитания дошкольников». Цель: познакомить родителей с новым средством обучения;.

Консультация для родителей «Игра как основная форма воспитания и обучения детей» Игра является ведущим видом деятельности ребенка, основной формой организации его деятельности. В игре ребенок познает окружающий мир, выражает.

Консультация для воспитателей ДОУ «Описание методов и приемов воспитания и обучения» Консультация для воспитателей ДОУ «Описание методов и приемов воспитания и обучения» Распространенной является классификация методов обучения.

Консультация «Этапы и приемы обучения дошкольников решению арифметических задач» Обучение дошкольников решению задач проходит через ряд взаи-мосвязанных между собой этапов. Первый этап — подготовительный. Основная цель.

Мастер-класс «Технология системно-деятельностного метода обучения на уроках математики в начальной школе при решении задач» Выступление на образовательном Форуме по теме: «Обеспечение преемственности в преподавании предметов в 4 и 5 классах» Надиной М. И., учителя.

Работа с родителями. Мастер-класс с элементами сказкотерапии по теме «Стили семейного воспитания» Мастер – класс «Стили семейного воспитания». В нашем городе очень остро стоят социальные проблемы семьи: снижение ее материального уровня,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Работа с родителями при решении задач обучения и воспитания»
Опубликовано: 25 апреля 2019 в 07:41
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД