МАРИНА Багаутдинова
Использование методов ТРИЗ-технологии при проведении с детьми опытно-экспериментальной деятельности в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить присутствующих педагогов с некоторыми методами ТРИЗ-технологии, используемых в опытно-экспериментальной деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и умения, побуждать взять на вооружение предложенный опыт.
Сценарий мастер-класс:
Упражнение “Приветствие”
Цель: создание положительного настроя на занятие.
Ход: педагоги сидят на стульях в круге. Каждый участник по кругу должен поздороваться с соседом справа без слов, не повторяясь
Темочки:
- Опытно - экспериментальная деятельность
- ТРИЗ. Консультации для педагогов
- ТРИЗ. Теория решения изобретательских задач
- Темочки
Уважаемые коллеги, давайте вспомним, что такое эксперимент? Дословно в переводе с греческого – это опыт, проба.
Я хочу сегодня в форме сказки провести с вами эксперименты с разными материалами, так как считаю, что это эффективный метод, ведь детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них форме сказки. Сказка называется «Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора».
На одном птичьем дворе совсем недавно у мамы-утки вылупились утятки. Все детки были послушные, всегда ходили за мамой-уткой, только один был уж очень любопытный, везде совал свой клюв. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора, и он пошел открывать мир.
Выйдя за забор, он увидел небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить и утенок увидел, как распускаются эти прекрасные цветы.
Опыт № 1
Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Потом он увидел, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке.
Опыт № 2
Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.
Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».
Утёнок так близко подошёл к воде, что не удержался и бултыхнулся в воду.
Опыт №3
- Можно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку?
-Возможно ли это, давайте выясним.
- Убедитесь, пожалуйста, что салфетка на дне стакана сухая.
- А теперь, переворачиваем стакан вверх дном и погружаем осторожно в воду, не наклоняя стакан до самого дна ёмкости.
- Далее поднимаем его из воды, даём воде стечь, не переворачивая стакан.
- Определите, намокла ли салфетка или не намокла, и объясните, что помешало воде намочить её (воздух в стакане).
- А, что произойдёт с салфеткой, если наклонить стакан?
- Давайте попробуем.
- И так, что же произошло? (Пузырьки воздуха вышли, а их место заняла вода, салфетка намокла).
Но тут подул ветер, на небе появились тучи и пошел дождь.
Опыт № 4
Налейте в банку горячей воды. Банку закройте крышкой с дырочками, сверху положите несколько кубиков льда. Лед будет таять от теплого воздуха, в дырочки будет стекать талая вода, имитируя капли дождя.
Утенок испугался и спрятался под кустом. Прошло немного времени и дождь закончился, снова появилось солнце. Утенок решил идти дальше. Тут он увидел, что идя по мокрому песку, после него остаются следы, а потом он увидел еще другие следы, и был в недоумении, кто же это?
Опыт № 5
Песок в ёмкости смачивается водой, чтобы видно было отпечатки, делаете отпечаток на песке пальцами. Сначала сделать отпечаток следа утенка, а потом собачки или птицы. Что можно делать с мокрым песком? (рисовать)
Шел, шел утенок и увидел перед собой огромный луг, который был усыпан разноцветными цветами, к цветам подлетали маленькие разноцветные бабочки.
Опыт № 6
Железный цветок обклеить блестящей липкой бумагой, на картинки бабочки приклеить с обратной стороны магнит. Что наблюдаем?
Утенку так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. Но у него осталось много вопросов:
1. Почему же распускаются кувшинки?
2. Почему плавают рыбки?
3. Что означает «выйти сухим из воды»?
4. Почему идет дождь?
5. Почему остались следы на песке?
6. Почему бабочки летят на цветы?
Рефлексия.
Закончить нашу встречу я хочу обменом мнениями с помощью цветов. На поляне растут цветы: красного цвета (было интересно, понравилось мероприятие, синего цвета (было интересно, но кое-что непонятно, жёлтого (было не интересно, многое осталось непонятным).