Татьяна Васильевна Старостина
Использование методов нейрогимнастики в коррекционной работе с дошкольниками с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальной проблемой в нашей стране является обеспечение психического здоровья молодого поколения. Для дошкольников в качестве критерия психологического здоровья выступает гармония ребенка и социума. Многие современные специалисты считают, что без наличия психологического здоровья невозможно говорить о самодостаточности личности.
В последние годы на свет появляется все меньше детей с первой группой здоровья. Наблюдается рост заболеваемости различными нервно-психическими расстройствами, увеличивается распространенность патологии беременности и родов, соматических заболеваний и других патологических состояний в детском возрасте, приводящих к нарушениям развития.
Публикация «Использование методов нейрогимнастики в коррекционной работе с дошкольниками с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Нейропсихологические игры и занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
Стремительный рост числа детей с нарушениями в речевом развитии предполагает применение разнообразных методов, приёмов и средств в коррекционно-развивающей деятельности с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи. У детей, имеющих речевые и психические нарушения, встречается неловкость в движениях, они слабы физически, они быстро утомляются и имеют низкую производительность, им сложно переключать своё внимание, удерживать и распределять его - эти характеристики являются признаком того, что у ребёнка имеются незрелости развития мозговых структур.
В детском саду каждый специалист использует в своей работе здоровьесберегающие технологии. На занятиях используются физминутки, дыхательная, пальчиковая, артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, игротерапия,. При работе с детей стоит отметить, что у ряда воспитанников встречаются трудности сосредоточения и переключения внимания, некоторое снижение слухоречевой памяти, двигательная недостаточность, трудности при рисовании, вырезании, конструировании, речевые отклонения и особенности эмоциональной сферы.
Для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве межполушарного взаимодействия.
Нейрогимнастика – это метод двигательной нейропсихологической коррекции, который был разработан в 1970 годах Полом Деннисоном. Это немедикаментозный вид помощи детям, имеющим различные неврологические заболевания, который направлен на коррекцию различных нарушений ребёнка с целью восстановления у него нормального функционирования мозга.
У детей, имеющих речевые и психические нарушения, встречается неловкость в движениях, неуклюжесть, раскоординированность, они слабы физически, у них низкий мышечный тонус, особенно в руках, они быстро утомляются и имеют низкую производительность, им сложно переключать своё внимание, удерживать и распределять его эти характеристики являются признаком того, что у ребёнка
имеются проблемы в работе мозжечка.
Нарушенная связь между мозжечком и лобными долями мозга приводит к замедлению формирования речи, нарушению артикуляции, интеллектуальных и психических процессов. Но в мозге существует и обратная связь от мозжечка к лобным долям. Она помогает интегрировать сенсорное восприятие и движение, что позволяет связывать эмоциональные ответы, языковую способность, способность планировать свои действия. Поскольку большинство психических процессов связаны с обеими сторонами мозга, ребёнок выполняя действия, свя- занные с обеими сторонами его тела, приводит две системы к балансу. Успешная интеграция между двумя сторонами мозга необходима для улучшения всех мозговых процессов.
Нейропсихологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. При подготовке детей к школе необходимо уделять большое внимание развитию межполушарных связей. Ведь это нарушение искажает познавательную деятельность. Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до семи лет, у мальчиков до восьми – восьми с половиной лет.
Каждое из упражнений нейрогимнастики способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения, также способствуют развитию координации движений и психофизических функций. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Гимнастика мозга позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга –
Цели нейрогимнастики :
• Развитие межполушарной специализации.
• Развитие межполушарного взаимодействия.
• Развитие комиссур (межполушарных связей).
• Синхронизация работы полушарий.
• Развитие мелкой моторики.
• Развитие способностей.
• Развитие памяти, внимания.
• Развитие речи.
• Развитие мышления.
Основная цель применения нейрогимнастики с детьми— это активизация развития речи у детей.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
- Стимулировать речевую активность детей;
- Развивать слухоречевое внимание детей;
- Развить нейродинамические процессы головного мозга, отвечающие за речь ребёнка;
- Развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление)
Хотелось бы поделиться некоторыми нейропсихологическими методами и приёмами, наиболее интересными, на мой взгляд, которые использую на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми.
В своей работе я использую комплекс кинезиологических упражнений, которые имеют свою конкретную цель, а разделить их условно можно на три функциональных блока:
Упражнения, которые поднимают тонус коры полушарий мозга (дыхательные упражнения, самомассаж).
Упражнения, которые улучшают возможности приема и переработки информации (движения перекрестного характера, направленные на развитие мозолистого тела головного мозга).
Упражнения, которые улучшают контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положений руки).
Занятия проводятся систематически в спокойной, доброжелательной обстановке. Важно точное выполнение каждого упражнения, поэтому необходимо индивидуально обучить каждого ребёнка. Занятия начинаются с изучения упражнений, которые постепенно усложняются, и увеличивается объем выполняемых заданий. Регулярные занятия помогут улучшить ряд физических навыков, в частности выполнение симметричных и асимметричных движений, соблюдение равновесия, подвижность плечевого пояса, ловкость рук и кистей. Дошкольники учатся сидеть прямо и не испытывать при этом дискомфорт, становятся более ловкими.
Основополагающим является «Метод пяти пальцев» :
Широко использую нейрогимнастику при автоматизации звуков в речи.
Цель: развивать зрительно-двигательную координацию, движение кистей рук и пальцев, внимание, учить выполнять движения двумя руками, автоматизация звуков речи.
Ход выполнения: ребенок одновременно передвигается пальцами по игровому полю и произносит заданный звук
При работе с неговорящими детьми вызываем звукоподражательные комплексы и одновременное движение пальцев рук.
Цель: развивать зрительно-двигательную координацию, движение кистей рук и пальцев, внимание, учить выполнять движения двумя руками, звукоподражательные комплексы
Ход выполнения: ребенок произносит звукоподражание «Мяу»; Ав» при этом выполняет определенное движения руками
При автоматизации звука ребенок называет картинку и координирует движениями пальцев рук. Сначала пальцами одной руки, затем усложняем задание – пальцами двумя рук
Цель: развивать зрительно-двигательную координацию, движение кистей рук и пальцев, внимание, учить выполнять движения двумя руками, автоматизация звука в словах
Ход выполнения: ребенок называет картинку при этом выполняет движения руками
Дифференциация звуков в словах
Цель: развивать зрительно-двигательную координацию, движение кистей рук и пальцев, внимание, учить выполнять движения двумя руками, дифференциация звуков в словах
Ход выполнения: ребенок называет картинку при этом выполняет движения руками (каждый звук имеет своё положение пальцев)
Нейроигры усложняются координированием пальцев рук и сенсорным развитием ребенка.
Цель: развивать зрительно-двигательную координацию, движение кистей рук и пальцев, внимание, сенсомоторное развитие, автоматизация звука в словах
Ход выполнения: ребенок называет картинку подбирает фишку нужного цвета
Закрепляется знание пальцев и соотнесение каждого цвета с каждым пальчиком
«Весёлые пальчики» Предлагаю всем положить ладони перед собой, называя картинку приподнимаем соответствующий пальчик. Можно усложнить вариант игры – простукивая пальчиком слоговую структуру слова.
«Картинку называем и резинку подбираем»
Цель: развивать зрительно-двигательную координацию, движение кистей рук и пальцев, внимание, сенсомоторное развитие, автоматизация звука в словах
Ход выполнения: ребенок называет картинку подбирает резинку нужного цвета и надевает на нужный пальчик
Подводя итог вышесказанному можно сделать следующий вывод: при применении нейропсихологических игр и упражнений на занятиях у детей улучшается память, самоконтроль поведения, повышается концентрация внимания, происходит формирование пространственных ориентаций, повышается уверенность в своих силах. А это, в свою очередь, является одним из главных критериев психологического здоровья дошкольников.
Поэтому, применяя упражнения нейрогимнастики, в своей работе, мы способствуем развитию у детей увеличения концентрации внимания, мышления, памяти. Эти упражнения помогают в коррекции нарушений речевого развития, в учебной деятельности, в улучшении осанки, эмоционально успокаивают центральную нервную систему, а также повышают работоспособность ребёнка, активизируют работу мозга. То есть, мы выполняем упражнения, которые воспитывают, учат и лечат ребёнка.
Список литературы:
1. Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии : учебник для студентов вузов /Т. Г. Визель. – М. : В. Секачев, 2019. – 264 с., цветная вклейка 12 с.
2. Дубровина, И. В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. заведений/И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; под ред. И. В. Дубровиной. – М. : Издательский центр «Академия», 1999. – 464 с.
3. Колганова, В. С. Нейропсихологические занятия с детьми : В 2 ч. Ч 1./Валентина Колганова, Елена Пивоварова, Сергей Колганов, Ирина Фридрих – М. : АЙРИС-пресс, 2019.- 416 с. : ил.
4. Цветкова Л. С., А. В. Семенович, С. Н. Котягина, Е. Г. Гришина, Т. Ю. Гогберашвили. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста : Учебное пособие/ – М. : 2001. – 272с.
5. Лурия А. Р., Цветкова Л. С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. – М. : 1996.