Папки-передвижки

Использование методов нейрогимнастики в коррекционной работе с дошкольниками с ТНР

Татьяна Васильевна Старостина
Использование методов нейрогимнастики в коррекционной работе с дошкольниками с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальной проблемой в нашей стране является обеспечение психического здоровья молодого поколения. Для дошкольников в качестве критерия психологического здоровья выступает гармония ребенка и социума. Многие современные специалисты считают, что без наличия психологического здоровья невозможно говорить о самодостаточности личности.

В последние годы на свет появляется все меньше детей с первой группой здоровья. Наблюдается рост заболеваемости различными нервно-психическими расстройствами, увеличивается распространенность патологии беременности и родов, соматических заболеваний и других патологических состояний в детском возрасте, приводящих к нарушениям развития.

Публикация «Использование методов нейрогимнастики в коррекционной работе с дошкольниками с ТНР» размещена в разделах

Стремительный рост числа детей с нарушениями в речевом развитии предполагает применение разнообразных методов, приёмов и средств в коррекционно-развивающей деятельности с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи. У детей, имеющих речевые и психические нарушения, встречается неловкость в движениях, они слабы физически, они быстро утомляются и имеют низкую производительность, им сложно переключать своё внимание, удерживать и распределять его - эти характеристики являются признаком того, что у ребёнка имеются незрелости развития мозговых структур.

В детском саду каждый специалист использует в своей работе здоровьесберегающие технологии. На занятиях используются физминутки, дыхательная, пальчиковая, артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, игротерапия,. При работе с детей стоит отметить, что у ряда воспитанников встречаются трудности сосредоточения и переключения внимания, некоторое снижение слухоречевой памяти, двигательная недостаточность, трудности при рисовании, вырезании, конструировании, речевые отклонения и особенности эмоциональной сферы.

Для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве межполушарного взаимодействия.

Нейрогимнастика – это метод двигательной нейропсихологической коррекции, который был разработан в 1970 годах Полом Деннисоном. Это немедикаментозный вид помощи детям, имеющим различные неврологические заболевания, который направлен на коррекцию различных нарушений ребёнка с целью восстановления у него нормального функционирования мозга.

У детей, имеющих речевые и психические нарушения, встречается неловкость в движениях, неуклюжесть, раскоординированность, они слабы физически, у них низкий мышечный тонус, особенно в руках, они быстро утомляются и имеют низкую производительность, им сложно переключать своё внимание, удерживать и распределять его эти характеристики являются признаком того, что у ребёнка

имеются проблемы в работе мозжечка.

Нарушенная связь между мозжечком и лобными долями мозга приводит к замедлению формирования речи, нарушению артикуляции, интеллектуальных и психических процессов. Но в мозге существует и обратная связь от мозжечка к лобным долям. Она помогает интегрировать сенсорное восприятие и движение, что позволяет связывать эмоциональные ответы, языковую способность, способность планировать свои действия. Поскольку большинство психических процессов связаны с обеими сторонами мозга, ребёнок выполняя действия, свя- занные с обеими сторонами его тела, приводит две системы к балансу. Успешная интеграция между двумя сторонами мозга необходима для улучшения всех мозговых процессов.

Нейропсихологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. При подготовке детей к школе необходимо уделять большое внимание развитию межполушарных связей. Ведь это нарушение искажает познавательную деятельность. Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до семи лет, у мальчиков до восьми – восьми с половиной лет.

Каждое из упражнений нейрогимнастики способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения, также способствуют развитию координации движений и психофизических функций. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Гимнастика мозга позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга –

Цели нейрогимнастики :

• Развитие межполушарной специализации.

• Развитие межполушарного взаимодействия.

• Развитие комиссур (межполушарных связей).

• Синхронизация работы полушарий.

• Развитие мелкой моторики.

• Развитие способностей.

• Развитие памяти, внимания.

• Развитие речи.

• Развитие мышления.

Основная цель применения нейрогимнастики с детьми— это активизация развития речи у детей.

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

- Стимулировать речевую активность детей;

- Развивать слухоречевое внимание детей;

- Развить нейродинамические процессы головного мозга, отвечающие за речь ребёнка;

- Развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление)

Хотелось бы поделиться некоторыми нейропсихологическими методами и приёмами, наиболее интересными, на мой взгляд, которые использую на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми.

В своей работе я использую комплекс кинезиологических упражнений, которые имеют свою конкретную цель, а разделить их условно можно на три функциональных блока:

Упражнения, которые поднимают тонус коры полушарий мозга (дыхательные упражнения, самомассаж).

Упражнения, которые улучшают возможности приема и переработки информации (движения перекрестного характера, направленные на развитие мозолистого тела головного мозга).

Упражнения, которые улучшают контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положений руки).

Занятия проводятся систематически в спокойной, доброжелательной обстановке. Важно точное выполнение каждого упражнения, поэтому необходимо индивидуально обучить каждого ребёнка. Занятия начинаются с изучения упражнений, которые постепенно усложняются, и увеличивается объем выполняемых заданий. Регулярные занятия помогут улучшить ряд физических навыков, в частности выполнение симметричных и асимметричных движений, соблюдение равновесия, подвижность плечевого пояса, ловкость рук и кистей. Дошкольники учатся сидеть прямо и не испытывать при этом дискомфорт, становятся более ловкими.

Основополагающим является «Метод пяти пальцев» :

Широко использую нейрогимнастику при автоматизации звуков в речи.

Цель: развивать зрительно-двигательную координацию, движение кистей рук и пальцев, внимание, учить выполнять движения двумя руками, автоматизация звуков речи.

Ход выполнения: ребенок одновременно передвигается пальцами по игровому полю и произносит заданный звук

При работе с неговорящими детьми вызываем звукоподражательные комплексы и одновременное движение пальцев рук.

Цель: развивать зрительно-двигательную координацию, движение кистей рук и пальцев, внимание, учить выполнять движения двумя руками, звукоподражательные комплексы

Ход выполнения: ребенок произносит звукоподражание «Мяу»; Ав» при этом выполняет определенное движения руками

При автоматизации звука ребенок называет картинку и координирует движениями пальцев рук. Сначала пальцами одной руки, затем усложняем задание – пальцами двумя рук

Цель: развивать зрительно-двигательную координацию, движение кистей рук и пальцев, внимание, учить выполнять движения двумя руками, автоматизация звука в словах

Ход выполнения: ребенок называет картинку при этом выполняет движения руками

Дифференциация звуков в словах

Цель: развивать зрительно-двигательную координацию, движение кистей рук и пальцев, внимание, учить выполнять движения двумя руками, дифференциация звуков в словах

Ход выполнения: ребенок называет картинку при этом выполняет движения руками (каждый звук имеет своё положение пальцев)

Нейроигры усложняются координированием пальцев рук и сенсорным развитием ребенка.

Цель: развивать зрительно-двигательную координацию, движение кистей рук и пальцев, внимание, сенсомоторное развитие, автоматизация звука в словах

Ход выполнения: ребенок называет картинку подбирает фишку нужного цвета

Закрепляется знание пальцев и соотнесение каждого цвета с каждым пальчиком

«Весёлые пальчики» Предлагаю всем положить ладони перед собой, называя картинку приподнимаем соответствующий пальчик. Можно усложнить вариант игры – простукивая пальчиком слоговую структуру слова.

«Картинку называем и резинку подбираем»

Цель: развивать зрительно-двигательную координацию, движение кистей рук и пальцев, внимание, сенсомоторное развитие, автоматизация звука в словах

Ход выполнения: ребенок называет картинку подбирает резинку нужного цвета и надевает на нужный пальчик

Подводя итог вышесказанному можно сделать следующий вывод: при применении нейропсихологических игр и упражнений на занятиях у детей улучшается память, самоконтроль поведения, повышается концентрация внимания, происходит формирование пространственных ориентаций, повышается уверенность в своих силах. А это, в свою очередь, является одним из главных критериев психологического здоровья дошкольников.

Поэтому, применяя упражнения нейрогимнастики, в своей работе, мы способствуем развитию у детей увеличения концентрации внимания, мышления, памяти. Эти упражнения помогают в коррекции нарушений речевого развития, в учебной деятельности, в улучшении осанки, эмоционально успокаивают центральную нервную систему, а также повышают работоспособность ребёнка, активизируют работу мозга. То есть, мы выполняем упражнения, которые воспитывают, учат и лечат ребёнка.

Список литературы:

1. Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии : учебник для студентов вузов /Т. Г. Визель. – М. : В. Секачев, 2019. – 264 с., цветная вклейка 12 с.

2. Дубровина, И. В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. заведений/И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; под ред. И. В. Дубровиной. – М. : Издательский центр «Академия», 1999. – 464 с.

3. Колганова, В. С. Нейропсихологические занятия с детьми : В 2 ч. Ч 1./Валентина Колганова, Елена Пивоварова, Сергей Колганов, Ирина Фридрих – М. : АЙРИС-пресс, 2019.- 416 с. : ил.

4. Цветкова Л. С., А. В. Семенович, С. Н. Котягина, Е. Г. Гришина, Т. Ю. Гогберашвили. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста : Учебное пособие/ – М. : 2001. – 272с.

5. Лурия А. Р., Цветкова Л. С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. – М. : 1996.

Публикации по теме:

Использование приемов ТРИЗ в работе с дошкольниками Я работаю с детьми 14 лет. Великое счастье для педагога, однажды встретившись с детьми, с малышами, провести их через всё дошкольное детство,.

Использование расписных камней в работе с дошкольникамиИспользование расписных камней в работе с дошкольниками Доброе время суток, уважаемые коллеги, друзья, гости моей странички! Хочу представить вашему вниманию одно из направлений своей педагогической.

Использование нестандартного физкультурного оборудования в работе с дошкольникамиИспользование нестандартного физкультурного оборудования в работе с дошкольниками Фотоотчёт «Использование нестандартного физкультурного оборудования в работе с дошкольниками».Сохранение и укрепление здоровья ребенка.

Использование инновационных форм и методов в индивидуальной и групповой работе с детьми в ДОУИспользование инновационных форм и методов в индивидуальной и групповой работе с детьми в ДОУ Современные дошкольники — самые активные, открытые и творческие личности. Игры и театрализованные постановки с использованием детских комплексов.

Использование мандал в работе с дошкольникамиИспользование мандал в работе с дошкольниками Детский коллектив неоднороден, все чаще в группу приходят дети с трудностями поведения, гиперактивные, нервозные. В работе с такими ребятишками.

Использование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детейИспользование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детей Наша группа не совсем обычная. У нас воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В основном это дети с заболеванием.

Использование методов пластилинотерапии в работе с детьми раннего дошкольного возраста и взрослымиИспользование методов пластилинотерапии в работе с детьми раннего дошкольного возраста и взрослыми Важным способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не.

Использование схем в работе с дошкольниками Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему внимаю свои схемы! Все мы с вами и родители, и педагоги, хотим, чтобы наши дети и воспитанники.

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с ОНРИспользование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с ОНР Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников. По показателям физического.

Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование методов нейрогимнастики в коррекционной работе с дошкольниками с ТНР
Опубликовано: 24 ноября 2022 в 17:28
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование методов нейрогимнастики в коррекционной работе с дошкольниками с ТНР» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Васильевна Старостина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД