Татьяна Адасенко
Использование методов коррекции в работе учителя-логопеда с детьми раннего возраста с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Роль развития речи ребенка, в первые, годы жизни трудно переоценить. Овладение речью перестраивает процессы восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и социализацию ребенка.
В психологических, лингвистических, психолингвистических исследованиях детской речи таких ученых как Выготского Л. С., Запорожец А. В., Лисиной М. И., Жуковой Н. С., Филичевой Т. Б., было доказано, что любое нарушение в ходе развития речи отражается на деятельности и поведении детей.
Хотелось бы выделить те случаи, при которых ребёнку в раннем возрасте (до 3-х лет) может понадобиться помощь логопеда:
Публикация «Использование методов коррекции в работе учителя-логопеда с детьми раннего возраста с ОВЗ» размещена в разделах
- Младшая группа
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
• ребёнку поставлен диагноз, при котором тонус мышц артикуляционных органов (так же, как и других скелетных мышц) нарушен, и перемещение в пространстве ограничено (ДЦП);
• ребёнок имеет диагноз, вследствие которого ожидается ЗПР или умственная отсталость (генетические нарушения);
• ребёнок раннего возраста отстаёт в речевом развитии по непонятным причинам;
• ребёнок имеет нарушения зрения или слуха.
Нарушения речи в той или иной степени сопровождает любой дефект. Организация наблюдения за ребёнком и коррекционные занятия помогут дифференцировать нарушения речи от других нарушений.
В раннем возрасте у детей с нарушением речи разной степени сложности уровень общего и речевого развития может выглядеть примерно одинаково, предположения о дальнейшем развитии речи ребёнка можно составить, только учитывая динамику развития речи в ходе обучающего логопедического воздействия.
Оказанная ребенку раннего возраста помощь во многих случаях способна предупредить тяжелые формы общего недоразвития речи, в значительной степени ускорить ход речевого и умственного развития ребенка. В связи с этим проблема раннего опознавания и коррекции отклонений в речевом развитии у детей раннего возраста приобретает особое значение для их дальнейшего
полноценного развития и обучения.
В последнее время становится актуальным внедрять в образовательный процесс разнообразные здоровье сберегающие технологии. В деятельности логопеда они становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Терапевтические возможности здоровье сберегающих технологий содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.
Хромотерапии
Хромотерапия — наука, изучающая свойства цвета. Цвету издавна присвоено особое значение, оказывающее благотворное или отрицательное действие на человека.
Задачи, которые можно решать, применяя технологию хромотерапии:
• автоматизация и дифференциация исправленных звуков с помощью предметов различных цветов;
• совершенствование грамматического строя речи, развитие связной речи;
• развитие общей и мелкой моторики;
• обучение детей расслаблению в зависимости от окружающего их цветового пространства;
• развитие правильного дыхания.
Каждый цвет воздействует на людей по-разному, носит избирательный характер, и педагогам необходимо это учитывать в работе. Доказано, что, меняя цветовой режим, можно воздействовать на функции вегетативной нервной системы, эндокринные железы и другие органы, и процессы в организме. Педагогам, психологам, родителям необходимо владеть элементарной информацией о цветовой терапии и использовать эти знания в учебно-образовательном процессе, коррекционной и лечебной педагогике.
В логопедической работе элементы хромотерапии можно применять как на индивидуальных занятиях, так и на подгрупповых и групповых.
Как известно, большая часть индивидуальной работы отводится автоматизации поставленного звука.
Также, автоматизируя звуки, можно проводить работу по совершенствованию грамматического строя речи. Используя технологию хромотерапии при коррекции звукопроизношения у детей с нарушениями речи, можно отметить, что заметно улучшается качество логопедической работы.
Музыкальная терапия
В логопедии музыкотерапия применяется для развития у детей слухового внимания, чувства темпа, ритма и времени, мыслительных способностей и фантазии, коммуникативных навыков, тренировки общей и артикуляционной моторики.
Музыкальная ритмика – отлично помогает в устранении тиков, заикания, расторможенности, развитии чувства ритма, речевого дыхания. Исцеление мелодией улучшает общее эмоциональное состояние ребёнка, а значит, повышает мотивацию к учебе и приносит удовлетворение от неё, а также стимулирует речевую функцию.
Музыкотерапия как учебный процесс, включает: прослушивание музыкальных произведений, пение песен, ритмические движения под музыку, сочетание музыки и рисования, артикуляционной, пальчиковой гимнастики.
Необходимо учитывать следующие рекомендации:
1) использовать для прослушивания нужно те произведения, которые нравятся и знакомы ребенку. Они не должны привлекать их внимания своей новизной.
2) Продолжительность прослушивания – не более 10 минут в течение всего занятия.
3) Громкость звучания – обязательно умеренная.
4) Все занятия объединяет единый лексический и тематический материал, который соответствует этапам логопедической работы.
Пражская программа «РОДИТЕЛИ И ДЕТИ» (PEKIP)
(автор Ярослав Кох)
Программа PEKIP - стремление побудить родителей общаться с ребенком с первых минут его жизни и поддерживать естественное развитие малыша с учетом его индивидуальности и своеобразия характера.
Подвижные игры, песенки, потешки и пальчиковые игры помогают родителям с максимальной внимательностью и чуткостью отслеживать развитие детей. На занятиях малышам предлагают игрушки, привлекающие их интерес и побуждающие к движению.
Цели программы:
1. Способствовать позитивному развитию взаимоотношений родителей и ребенка.
2. Поддерживать развитие ребенка.
3. Способствовать обмену опытом между родителями.
4. Поддерживать общение детей друг с другом.
Диетологический метод
Диеты используются в терапии :
• синдрома аутизма;
• гиперактивного поведения;
• шизофрении.
На фоне диет отмечалось:
• значительное улучшение социально-коммуникативного поведения;
• спокойный ночной сон;
• зрительный контакт с родителями;
• дети начинают замечать окружающий мир.
Основа диеты – исключение из рациона ребенка трех компонентов:
• глютен (смесь белков пшеницы и других зерновых культур);
• казеин (молочный белок);
• глутомат натрия (мононатриевая соль).
Рекомендации перед началом диеты:
• полное медицинское обследование;
• коррекция общего состояния здоровья ребенка.
Таким образом, работа с данной категорией детей требует особого подхода. Занятия с ними отличаются объёмом и содержанием материала, специфическими приёмами проведения занятий. Чтобы построить свою работу, логопед должен хорошо представлять себе психологическую характеристику раннего возраста : особенности развития памяти, внимания, восприятия, речи, мышления.
Логопедическая работа является важным звеном комплексно медико-педагогического воздействия. Она стимулирует речевую функцию, расширяет коммуникативно-познавательную деятельность малыша, способствует развитию его мышления.