Яна Комарь
Использование метода сказкотерапии на занятиях в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Сказки – это универсальный материал для родителей и педагогов, с его помощью можно воспитывать, развивать и даже лечить, а занятия сказкотерапии достаточно просты и доступны всем желающим. Сказкотерапия является эффективным методом коррекции детских психологических проблем, а сложный психоанализ с помощь сказок проводят психологи.
Публикация «Использование метода сказкотерапии на занятиях в ДОУ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Сказкотерапия. Конспекты занятий со сказкотерапией
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2022
Сказкотерапия для детей представляет собой комплексные занятия, которые направлены на работу с чувствами и эмоциями ребенка. В основе занятий, конечно же, сказки, но главное не то, что мы их будем читать, а - проигрывать.
Использование сказкотерапии решает целый ряд задач:
• развивает фантазию;
• знакомит с нравственными ценностями и народной мудростью;
• регулирует детскую самооценку;
• развивает диалогическую и монологическую речь;
• формирует модель правильного социального поведения;
• корректирует детские страхи.
Для занятия подходят детские сказки, как хорошо знакомые детям, так и абсолютно новые. Герои должны быть известны и понятны ребятам, чтобы дошкольник мог прочувствовать его действия и принять на себя роль.
Выделяются несколько видов сказок :
• Сказки дидактические – это истории, придуманные на поучительные бытовые темы, например, как переходить дорогу, как правильно одеваться. Суть сказки в создании истории из простой бытовой ситуации.
• Сказка психологическая – это вымышленная история с важной психологической информацией о дружбе, любви, заботе и др.
• Сказка психотерапевтическая – это самый сложный вид сказки, где путем переживания проблемной ситуации, находится выход.
Детская сказкотерапия обладает уникальными возможностями. Разнообразные методы и приёмы позволяют варьировать задания по уровню сложности в зависимости от детских проблем и их возраста.
Приемы и методы сказкотерапии :
1. Чтение с придумыванием окончания. Дети не всегда согласны с авторской концовкой, и тогда можно придумать свое окончание, основываясь на своих эмоциях и переживаниях.
2. Рисование сказки. Здесь сказкотерапия соединяется с рисуночной терапией, что особенно может быть полезно в работе с детскими страхами.
3. Песочная терапия на сюжеты сказок.
4. Психологические игры на сказочной основе.
5. Сочинение сказок с помощью специальных картинок, карточек, кубиков, где новое событие зависит от случайно выпавшего изображения.
6. Театрализация – театрализованные игры, настольный, пальчиковый, магнитный театр, теневой театр, куклы-перчатки.
Темы сказкотерапии берутся из жизни, напрмер, детский обман, детские страхи, неловкие ситуации, это все ребенок легко приписывает сказочному герою. Проговаривание ситуации дает шаг к решению проблемы. А правильный диалог взрослого способен решить проблему.
Использование сказкотерапии в детском заду зависит от возраста. Дети младшего дошкольного возраста могут наблюдать за эмоциями и действиями взрослых, учатся передавать эмоции героев сказки, легко усваивают простые бытовые проблемы героев сказок, например, герой замерз, проголодался, устал. Дети хорошо воспринимают животных как главных героев, и не всегда отличают сказку от реальности.
В среднем дошкольном возрасте дети легко воспринимают реальные проблемы похожих на них детей, поэтому сказкотерапию лучше начинать со слов: «Одна девочка.», «Однажды мальчик.», ребята воспринимают информацию на подсознательном уровне и устают от долгих обсуждений. Дошкольники в этом возрасте уже способны придумать свой небольшой сюжет или ситуацию.
Старшие дошкольники любят истории с необычным концом, хорошо воспринимают страшилки, с удовольствием берут на себя разные роли в драматизациях.
Таким образом, сказкотерапия повышает детскую самооценку, пополняет словарный запас детей, развивает воображение и мышление.
В педагогической деятельности особое внимание следует уделить просвещению родителей. Необходимо рассказывать им о роли сказки в развитии речи и становлении личности детей. Рассказывать о значимости семейного чтения, о вкладе в его личность нравственных ориентиров.
Чтение и обсуждение сказок – это хорошая семейная традиция, которая создает тёплую душевную атмосферу в доме.