МААМ-картинки

Использование метода биоэнергопластики в работе с детьми с ОВЗ как эффективное средство коррекции речевых нарушений

Никулина Светлана Станиславовна
Использование метода биоэнергопластики в работе с детьми с ОВЗ как эффективное средство коррекции речевых нарушений
▼ Скачать + Заказать документы

Опыт работы на тему: «Использование метода биоэнергопластики в работе с детьми с ЗПР старшего дошкольного возраста как эффективное средство коррекции речевых нарушений

учитель-логопед Никулина С. С.

Введение

В современном мире наблюдается увеличение числа детей с речевой патологией. Исследования ученых показывают связь между интеллектуальным и речевым развитием ребенка и степенью развития пальцевой моторики, а также стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев. Новым и интересным направлением в этой работе является биоэнергопластика.

Биоэнергопластика

Темочки:

Биоэнергопластика включает три базовых понятия: био (человек как биологический объект, энергия (сила, необходимая для выполнения определенных действий) и пластика (плавные движения тела, рук, которые характеризуются непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью). Таким образом, биоэнергопластика — это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук.

Преимущества биоэнергопластики

1. Активизация естественного распределения биоэнергии: Совместные движения руки и артикуляционного аппарата помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме, что оказывает благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности, развитие координации движений и мелкой моторики.

2. Интеграция с кинезиологией: Элементы биоэнергопластики можно найти в системах развития интеллекта методами кинезиологии (массаж кистей рук, шеи, плеч, пальцевая моторика, артикуляционная гимнастика). Это способствует структурным изменениям в организме: синхронизируется работа полушарий головного мозга, развиваются способности, улучшается память, внимание, мышление, речь.

3. Оптимизация психологической базы речи: Биоэнергопластика улучшает моторные возможности ребенка, способствует коррекции звукопроизношения и фонематических процессов. Она позволяет быстро убрать зрительную опору — зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям, что особенно важно, так как в жизни дети не видят свою артикуляцию.

Практическое применение

У детей с ЗПР наблюдается дефицит внимания, им требуются многократные повторения упражнений и речевого материала.

Особенности работы с применением биоэнергопластики

Существует ряд методических требований:

1. Упражнения выполняются сидя, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

2. Ребёнок должен хорошо видеть лицо и руки взрослого, а также своё лицо и руки, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребёнок и взрослый во время проведения упражнений должны находиться перед настенным зеркалом.

3. Логопед обязательно контролирует правильность и чёткость выполнения упражнений.

Основные этапы выполнения артикуляционных упражнений с применением биоэнергопластики:

На первом (подготовительном) этапе проводятся занятия, на которых ребёнка (детей) знакомят с органами артикуляции, выполняются упражнения для губ, языка или челюсти по традиционной методике, упражнения выполняются сидя перед зеркалом, педагог сопровождает гимнастику движениями ведущей руки по счёту.

Таким образом, ребёнок (дети) привыкает к движениям руки и запоминает их. Рука ребёнка (детей) в упражнения не вовлекается.

На втором этапе выполняются упражнения для губ, челюсти и языка с подключением ведущей руки. Учитель — логопед вместе с ребёнком выполняет упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки.

Такая артикуляционно-пальчиковая гимнастика выполняется в течение одного месяца, за этот период ребёнок научится выполнять одновременно артикуляционные упражнения и движения кистью ведущей руки. Движения кистей рук должны быть раскрепощёнными, необходимо следить за тем, чтобы рука в кисти не напрягалась.

На третьем этапе к артикуляционным упражнениям подключается другая рука ребёнка. Учитель — логопед так же сопровождает выполнения упражнений движениями руки.

На четвёртом этапе к артикуляционным упражнениям подключаются обе руки. Ребёнок выполняет артикуляционное упражнение и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движения органов речевого аппарата. Учитель — логопед так же сопровождает выполнение упражнений движениями рук. Также увеличивается темп выполнения упражнений.

На пятом этапе артикуляционные упражнения и движения руками выполняется с противоположным направлением (например: руки влево, язык вправо, или наоборот; язык вверх, руки вниз, или наоборот).

На шестом (заключительном) этапе, когда ребёнок полностью освоит упражнения, учитель — логопед называет упражнения, а ребёнок самостоятельно выполняет артикуляционные упражнения с движениями рук.

Такую артикуляционно-пальчиковую гимнастику дети выполняют весь учебный год. Логопед следит за ритмичным выполнением упражнений, применяет счёт, музыку, сказки, стихотворные строки. В конце учебного года, когда дети уже научились ощущать органы артикуляции, контрастность положений языка, челюстей, губ, направленность выдоха, можно убрать зрительную опору — зеркало.

Рекомендации по выполнению

Цель упражнений: воспитание точности, чёткости, плавности и устойчивости артикуляторных движений, развитие координации движений кистей рук, мелкой моторики пальцев рук, активизация интеллектуальной деятельности ребёнка, развитие памяти, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, межполушарной взаимосвязи, формирование умения действовать по словесным инструкциям.

Лучше выполнять упражнения 3–4 раза в день по 3–5 минут. Не следует предлагать детям 2–3 упражнения за один раз.

Каждое упражнение выполняется 5–7 раз.

Статические упражнения выполняются по 5–10 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

Артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой выполняют сидя, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Ребёнок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также своё лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому взрослый и ребёнок во время проведения артикуляционной гимнастики и биоэнергопластики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребёнок может воспользоваться небольшим зеркалом, но тогда взрослый должен находиться напротив ребёнка, лицом к нему.

Артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой необходимо выполнять ежедневно, чтобы выполняемые у детей навыки закреплялись более эффективно. При этом необходимо обращать внимание на ритмичность и чёткость выполнения упражнений. Упражнения проводятся под счёт, музыку, стихотворные строки. При этом важно следить за тем, чтобы кисти ребёнка не напрягались, чтобы движения были плавными и раскрепощёнными.

Артикуляционную гимнастику с применением биоэнергопластики рекомендуется проводить в игровой форме, создавая положительный эмоциональный настрой у ребёнка.

Цель и ожидаемые результаты

Целью работы является развитие артикуляционного праксиса у детей старшего дошкольного возраста с помощью метода биоэнергопластики. Ожидаемые результаты включают:

• Привлечение интереса детей к логопедическим занятиям.

• Положительные результаты в развитии артикуляционной и пальчиковой моторики.

• Облегчение постановки и введения звуков в речь.

• Более быстрое преодоление речевых нарушений.

• Положительная динамика коррекции речевых нарушений у детей.

• Разработка комплекса артикуляционных упражнений с использованием биоэнергопластики.

Заключение

Использование метода биоэнергопластики в работе с детьми с ЗПР старшего дошкольного возраста является эффективным средством коррекции речевых нарушений. Оно способствует активизации естественного распределения биоэнергии, развитию артикуляционной и пальчиковой моторики, улучшению координации движений и мелкой моторики, а также формированию эмоционально-психического равновесия и активного физического состояния.

Публикации по теме:

Использование народной тряпичной куклы как нетрадиционный метод коррекции при работе с детьми с ОНРИспользование народной тряпичной куклы как нетрадиционный метод коррекции при работе с детьми с ОНР Речь - один из видов коммуникативной деятельности человека. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность, так и его.

Логопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возрастаЛогопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста Участники: родители и дети. Цель: - познакомить родителей с особенностями логоритмических занятий, проводимых в младшей группе МДОУ «Детский.

Использование балансировочной доски при коррекции нарушений в речевом развитии дошкольников 4–7 летИспользование балансировочной доски при коррекции нарушений в речевом развитии дошкольников 4–7 лет Одним из новых приемов коррекции различных нарушений в речевом развитии является мозжечковая стимуляция. Мозжечковая стимуляция — это.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование метода биоэнергопластики в работе с детьми с ОВЗ как эффективное средство коррекции речевых нарушений
Опубликовано: 2 января 2025 в 22:56
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование метода биоэнергопластики в работе с детьми с ОВЗ как эффективное средство коррекции речевых нарушений» (включая файлы) размещена пользователем Никулина Светлана Станиславовна (УИ 1460818) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
06 января 2025 понедельник
07 января 2025 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД