Никулина Светлана Станиславовна
Использование метода биоэнергопластики в работе с детьми с ОВЗ как эффективное средство коррекции речевых нарушений
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы на тему: «Использование метода биоэнергопластики в работе с детьми с ЗПР старшего дошкольного возраста как эффективное средство коррекции речевых нарушений
учитель-логопед Никулина С. С.
Введение
В современном мире наблюдается увеличение числа детей с речевой патологией. Исследования ученых показывают связь между интеллектуальным и речевым развитием ребенка и степенью развития пальцевой моторики, а также стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев. Новым и интересным направлением в этой работе является биоэнергопластика.
Биоэнергопластика
Темочки:
- Биоэнергопластика в работе с детьми
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» январь 2025
Биоэнергопластика включает три базовых понятия: био (человек как биологический объект, энергия (сила, необходимая для выполнения определенных действий) и пластика (плавные движения тела, рук, которые характеризуются непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью). Таким образом, биоэнергопластика — это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук.
Преимущества биоэнергопластики
1. Активизация естественного распределения биоэнергии: Совместные движения руки и артикуляционного аппарата помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме, что оказывает благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности, развитие координации движений и мелкой моторики.
2. Интеграция с кинезиологией: Элементы биоэнергопластики можно найти в системах развития интеллекта методами кинезиологии (массаж кистей рук, шеи, плеч, пальцевая моторика, артикуляционная гимнастика). Это способствует структурным изменениям в организме: синхронизируется работа полушарий головного мозга, развиваются способности, улучшается память, внимание, мышление, речь.
3. Оптимизация психологической базы речи: Биоэнергопластика улучшает моторные возможности ребенка, способствует коррекции звукопроизношения и фонематических процессов. Она позволяет быстро убрать зрительную опору — зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям, что особенно важно, так как в жизни дети не видят свою артикуляцию.
Практическое применение
У детей с ЗПР наблюдается дефицит внимания, им требуются многократные повторения упражнений и речевого материала.
Особенности работы с применением биоэнергопластики
Существует ряд методических требований:
1. Упражнения выполняются сидя, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
2. Ребёнок должен хорошо видеть лицо и руки взрослого, а также своё лицо и руки, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребёнок и взрослый во время проведения упражнений должны находиться перед настенным зеркалом.
3. Логопед обязательно контролирует правильность и чёткость выполнения упражнений.
Основные этапы выполнения артикуляционных упражнений с применением биоэнергопластики:
На первом (подготовительном) этапе проводятся занятия, на которых ребёнка (детей) знакомят с органами артикуляции, выполняются упражнения для губ, языка или челюсти по традиционной методике, упражнения выполняются сидя перед зеркалом, педагог сопровождает гимнастику движениями ведущей руки по счёту.
Таким образом, ребёнок (дети) привыкает к движениям руки и запоминает их. Рука ребёнка (детей) в упражнения не вовлекается.
На втором этапе выполняются упражнения для губ, челюсти и языка с подключением ведущей руки. Учитель — логопед вместе с ребёнком выполняет упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки.
Такая артикуляционно-пальчиковая гимнастика выполняется в течение одного месяца, за этот период ребёнок научится выполнять одновременно артикуляционные упражнения и движения кистью ведущей руки. Движения кистей рук должны быть раскрепощёнными, необходимо следить за тем, чтобы рука в кисти не напрягалась.
На третьем этапе к артикуляционным упражнениям подключается другая рука ребёнка. Учитель — логопед так же сопровождает выполнения упражнений движениями руки.
На четвёртом этапе к артикуляционным упражнениям подключаются обе руки. Ребёнок выполняет артикуляционное упражнение и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движения органов речевого аппарата. Учитель — логопед так же сопровождает выполнение упражнений движениями рук. Также увеличивается темп выполнения упражнений.
На пятом этапе артикуляционные упражнения и движения руками выполняется с противоположным направлением (например: руки влево, язык вправо, или наоборот; язык вверх, руки вниз, или наоборот).
На шестом (заключительном) этапе, когда ребёнок полностью освоит упражнения, учитель — логопед называет упражнения, а ребёнок самостоятельно выполняет артикуляционные упражнения с движениями рук.
Такую артикуляционно-пальчиковую гимнастику дети выполняют весь учебный год. Логопед следит за ритмичным выполнением упражнений, применяет счёт, музыку, сказки, стихотворные строки. В конце учебного года, когда дети уже научились ощущать органы артикуляции, контрастность положений языка, челюстей, губ, направленность выдоха, можно убрать зрительную опору — зеркало.
Рекомендации по выполнению
Цель упражнений: воспитание точности, чёткости, плавности и устойчивости артикуляторных движений, развитие координации движений кистей рук, мелкой моторики пальцев рук, активизация интеллектуальной деятельности ребёнка, развитие памяти, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, межполушарной взаимосвязи, формирование умения действовать по словесным инструкциям.
Лучше выполнять упражнения 3–4 раза в день по 3–5 минут. Не следует предлагать детям 2–3 упражнения за один раз.
Каждое упражнение выполняется 5–7 раз.
Статические упражнения выполняются по 5–10 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
Артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой выполняют сидя, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Ребёнок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также своё лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому взрослый и ребёнок во время проведения артикуляционной гимнастики и биоэнергопластики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребёнок может воспользоваться небольшим зеркалом, но тогда взрослый должен находиться напротив ребёнка, лицом к нему.
Артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой необходимо выполнять ежедневно, чтобы выполняемые у детей навыки закреплялись более эффективно. При этом необходимо обращать внимание на ритмичность и чёткость выполнения упражнений. Упражнения проводятся под счёт, музыку, стихотворные строки. При этом важно следить за тем, чтобы кисти ребёнка не напрягались, чтобы движения были плавными и раскрепощёнными.
Артикуляционную гимнастику с применением биоэнергопластики рекомендуется проводить в игровой форме, создавая положительный эмоциональный настрой у ребёнка.
Цель и ожидаемые результаты
Целью работы является развитие артикуляционного праксиса у детей старшего дошкольного возраста с помощью метода биоэнергопластики. Ожидаемые результаты включают:
• Привлечение интереса детей к логопедическим занятиям.
• Положительные результаты в развитии артикуляционной и пальчиковой моторики.
• Облегчение постановки и введения звуков в речь.
• Более быстрое преодоление речевых нарушений.
• Положительная динамика коррекции речевых нарушений у детей.
• Разработка комплекса артикуляционных упражнений с использованием биоэнергопластики.
Заключение
Использование метода биоэнергопластики в работе с детьми с ЗПР старшего дошкольного возраста является эффективным средством коррекции речевых нарушений. Оно способствует активизации естественного распределения биоэнергии, развитию артикуляционной и пальчиковой моторики, улучшению координации движений и мелкой моторики, а также формированию эмоционально-психического равновесия и активного физического состояния.