Татьяна Бичикова
Использование маркеров игрового пространства в современной предметно-развивающей среде ДОУ как одно из средств коммуникации
▼ Скачать + Заказать документы
Использование маркеров игрового пространства в современной предметно-развивающей среде ДОУ как одно из средств коммуникации
Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать
Я. А. Коменский
Чтобы дети общались, умели договариваться, легко социализировались, необходима вокруг развивающая среда.
Публикация «Использование маркеров игрового пространства в современной предметно-развивающей среде ДОУ как одно из средств коммуникации» размещена в разделах
- Маркеры игрового пространства, ширмы для игр
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция ноябрь 2022
Проблема предметно-развивающей среды сегодня актуальна. Среда — естественная, комфортабельная обстановка, насыщенная предметным и игровым материалом, где протекает естественная реальная жизнь. Такая среда вызывает у детей эмоционально положительное отношение к детскому саду, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей. Созданная в группе предметно-развивающей среды позволяет обеспечить свободную творческую деятельность детей в соответствии с желаниями и склонностями детей.
Разделение предметно — пространственной среды по центрам обеспечивает разные виды активности (игровую, интеллектуальную, поисково – исследовательскую, физическую и др., способствует развитию самостоятельной деятельности каждого ребенка.
Роль педагога с одной стороны обеспечить, а с другой стороны показать детям возможности использования окружающего пространства в разных видах детской деятельности. Детей надо приобщать к разным видам деятельности, попробовав свои силы и умения. Мы должны искать рациональные пути и методы воспитания и развития активности детей. Необходимо пробудить активность детей, желания приобретать знания, дать возможность самостоятельно организовывать и преобразовывать игровое пространство.
Это подтолкнуло к поиску новых интересных форм создания многофункциональных маркеров игрового пространства, соответствующих требованиям ФГОС. Маркеры позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми.
Для изготовления многозначных маркеров игрового пространства мы использовали строительные ячеистые полипропиленовые листы и строительный материал - ДВП (сертификат качества имеется). Тематическое содержание сюжетов игры с использованием многозначных маркеров разнообразнее, чем при использовании традиционных маркеров (кухня, магазин, парикмахерская и т. д.).
Маркер «Корабль легко трансформируется в бассейн, песочницу, речку, дорогу, забор, арку и т. д. Его можно использовать не только для сюжетной игры, но и в совместной деятельности и для развития двигательной активности (подлезание, перепрыгивание,
Маркер «Театральная касса». Эта ширма может превращаться в дом, кассу, магазин, корабль, машину и тд.
Маркер «Дом» изготовлен из двух полипропиленовых листов разного цвета. Технология изготовления этого маркера следующая : По центру каждого полипропиленового листа делается надрез толщиной равной толщине листа от края до центра. Листы вставляются один в другой. В одной части вырезается «дверь», в другой — «окно». При помощи этого маркера можно обыграть огромное количество сюжетов: «Семья», «Больница», «Магазин», «Парикмахерская» и т. д.
Маркер «Машина» изготовлен из одного полипропиленового листа синего цвета (цвет можно выбрать любой). Технология изготовления этого маркера следующая : Полипропиленовый лист разрезаем на две равные части. Одной части при помощи портновских ножниц придается форма кабины и вырезается окно. Вторая часть разрезается на две равные части. Эти части прикрепляются к кабине при помощи скотча на расстоянии не менее 4–5 мм. По желанию на кабину можно приклеить «фары» из самоклеющейся пленки. Этот маркер в процессе игры можно использовать как машину, электричку, маршрутку, автобус, телевизор, театр и т. д. Его также можно использовать для развития двигательной активности в качестве мишени или ворот.
Так же нами были изготовлены мини-маркеры «Дом» для игры за столом. С этим маркером можно также играть и на ковре. При игре с этим маркером дети могут использовать как кукольную мебель, так и мебель, сделанную из конструктора «ЛЕГО», настольного конструктора или бросового материала. А для запуска сюжета детям предлагаются фигурки животных, солдатики, маленькие машинки, куколки, картинки с изображением окна, ковра, телевизора, природы и т. д. Из маленьких обрезков, полоски размером 3х15 см. Разложили их в ряд на расстоянии 1 см. друг от друга и проклеили их двумя полосками самоклеющейся пленки с двух сторон. Полоски приклеили параллельно друг другу. Получился заборчик. Дети сразу нашли для него другое применение: железная дорога, зоопарк, ферма и т. д.
Опробовав маркеры в работе с детьми, мы убедились, что они обладают рядом достоинств и отвечают современным требованиям : легко трансформируются;
многофункциональные;
вариативны;
развивают детскую фантазию и воображение;
активизируют двигательную активность.
Но для приобретения социального опыта, мы должны ненавязчиво знакомить детей с разными профессиями. В этом очень помогают экскурсии, где сотрудники подробно рассказывают о профессии, продуктах своей деятельности.
Но начиная с младшего дошкольного возраста, необходимо учить детей играть в сюжетные игры, читать художественную литературу, где дети знакомятся с социальными ролями. Педагог на данном этапе должен брать на себя роль в сюжетной игре, помогать детям развить сюжет игры.
(если в младшем дошкольном возрасте при игре в больницу врач только слушает, ставит градусник, укол) все обучение (игра) может происходить с игрушками, куклами. То в старшем дошкольном возрасте сюжет игры разворачивается, где уже есть регистратура, выдают талончики, идут на прием не только к терапевту, но и окулисту. Выдают рекомендации и лекарства.
Очень нужный и важный «Уголок уединения». Где дети могут объединяться и беседовать по интересам, может один ребенок сидеть с игрушкой, в этот момент он хочет побыть один.
Роль педагога с одной стороны обеспечить, а с другой стороны показать детям возможности использования окружающего пространства в разных видах детской деятельности. Детей надо приобщать к разным видам деятельности, попробовав свои силы и умения. Мы должны искать рациональные пути и методы воспитания и развития активности детей. Необходимо пробудить активность детей, желания приобретать знания, дать возможность самостоятельно организовывать и преобразовывать игровое пространство.