Барматина Ольга Валентиновна
Использование лэпбука в коррекционной работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Анализ ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Увеличилось число воспитанников с проблемами психического плана - гипервозбудимость, недостаточная работоспособность, быстрая утомляемость, пассивность, несформированность или недоразвитие высших психических функций. Часто логопеды, и не только начинающие, испытывают затруднения в организации и проведении индивидуальных занятий. Действительно, многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. При подготовке и проведении индивидуального занятия очень важно помнить о том, что на протяжении всего занятия у ребенка должен быть стойкий положительный эмоциональный настрой, который выражается в желании заниматься. Это достигается использованием сюрпризных моментов, игровых фрагментов, увлекательных заданий и упражнений, при выполнении которых процесс обучения и научения превращается в интересную игру.
Публикация «Использование лэпбука в коррекционной работе учителя-логопеда» размещена в разделах
«Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения». К. Д. Ушинский
Современные требования, предъявляемые государством к качеству образовательно – воспитательной деятельности в детском саду, подразумевают, что педагогу необходимо постоянно заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности и владеть необходимыми образовательными технологиями.
ФГОС дошкольного образования диктует современные требования в образовательной деятельности, поэтому каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической работе. Вот и МЫ начали изучать и внедрять в свою работу совершенно новое, интересное незаменимое методическое пособие – лэпбук.
.
Что же такое лэпбук?
Лэпбук (lapbook) – это сравнительно новое средство из Америки, представляет собой одну из разновидностей метода проекта. Адаптировала его под наш менталитет Татьяна Пироженко. Автор блога о развитии детей. Она разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми.
В дословном переводе с английского языка лэпбук означает «книга на коленях», или как его еще называют тематическая папка или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Это книга, которую педагог собирает, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы. Чаще всего основой для лэпбука является твердая бумага или картон, главное, чтобы по размеру лэпбук умещался на коленях.
Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения.
Лэпбук - отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.
Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по теме и лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ для закрепления материала. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное. Ребенок самостоятельно собирает и организовывает информацию, формируя навыки школьного обучения. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно будут заняты несколько детей. Можно выбрать задания под силу каждому (одним – кармашки с карточками, а другим детям – задания, подразумевающие умение писать и т. д.) и сделать коллективную книжку. Лэпбук развивает творческие способности и коммуникативные навыки. И это просто интересно! Дошкольникам нужны эмоциональные, яркие и увлекательные занятия!
При изготовлении лэпбука нами учитывались такие критерии, как:
-насыщенность содержания материала;
-трансформируемость- (возможность применения в зависимости от образовательной ситуации, от интересов ребёнка);
- полифункциональность (возможность применения в разных видах деятельности);
- вариативность (возможность периодической смены, разной интерпретации речевого материала);
- преемственность (возможность использования воспитателями на познавательном занятии, экологии, на занятиях по развитию речи, а так же в индивидуальной работе по закреплению знаний ребёнка по лексической теме по заданию логопеда)
-игровая форма.
Лэпбук можно использовать как в детском саду, так и дома, как в индивидуальной, так и в подгрупповой работе; значимо и то, что он является содержательным элементом развивающей предметно-пространственной среды логопедического кабинета.
Лэпбук – является новейшим способом организации учебной деятельности с дошкольниками и младшими школьниками. Это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности педагогов и ребенка, а так же родителей и ребенка.
Для чего делают такие книжки?
Все материалы лэпбука соответствуют определенной теме и несут в себе познавательную и развивающую функции. Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей.
Значение для педагога:
-способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования,
-способствует оформлению результатов совместной проектной деятельности,
-может быть формой представления итогов проекта или тематической недели,
-способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми.
Значение Лэпбука для ребенка :
- способствует формированию самостоятельного поиска информации,
-способствует пониманию и запоминанию информации по изучаемой теме,
-способствует повторению и закреплению материала по пройденной теме,
-повысить познавательный интерес у детей.
Результаты наблюдений показали, что дети проявляли инициативу, любознательность и самостоятельность, активно и заинтересовано взаимодействовали со сверстниками и взрослыми, проявляли интерес к участию в совместной деятельности, инициативность в решении поставленных задач. Изучаемый материал успешно используется детьми в повседневной жизни.
. Подводя итог выше сказанного можно выделить следующее преимущество использования лэпбука.
Лэпбук помогает :
*структурировать сложную информацию
*развивает познавательный интерес и творческое мышление
*разнообразить даже самую скучную тему
*научить простому способу запоминания
*объединить всю семью (группу детей в детском саду) для увлекательного и полезного занятия.
Лэпбук – это
ВЕЛИКИЙ ДЕТСКИЙ ВОЛШЕБНИК;
СЛОЖНОЕ ПРЕВРАТИТ В ПРОСТОЕ;
СКУЧНОЕ В ИНТЕРЕСНОЕ;
ЛЮБОЙ ПРЕДМЕТ ОБЕРНЕТ В ВЕСЕЛУЮ ИГРУ;
ЛЮБОЕ ЗАНЯТИЕ ПРЕДСТАВИТ УВЛЕКАТЕЛЬНЫМ ТВОРЧЕСТВОМ