Юлия Савенкова
Использование логопедического массажа для улучшения работы мозговых систем
▼ Скачать + Заказать документы
Массаж артикуляционного аппарата и артикуляционные
упражнения не только улучшают двигательную функцию
отстающих систем мозга, но и вовлекают в работу
близлежащие мозговые системы.
М. Е. Хватцев
В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается значительное увеличение количества детей с проблемами в развитии речи.
Публикация «Использование логопедического массажа для улучшения работы мозговых систем» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Актуальность: в нашем детском саду так же становится всё больше детей с речевыми нарушениями, так в 2011– 2012 учебном году при обследовании у 69 % детей старшего дошкольного возраста выявлена речевая патология различной степени тяжести, в 2012-2013 году – у 71% детей. В 2014-2015 г -у 73% детей. Это и послужило причиной поиска эффективных путей коррекционной работы.
Причиной речевых расстройств является увеличение числа патологий беременности, увеличение количества родовых травм. Среди наиболее частых речевых патологий на первом месте стоит стертая дизартрия.
Стертая дизартрия -речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга.
Стертая дизартрия встречается очень часто в логопедической практике. Основные жалобы при стертой дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре словах. Дети, имеющие стертую дизартрию, нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи.
Целью моей работы при коррекции нарушений речи является устранение фонетических недостатков.
При такой речевой патологии как дизартрия, добиться хорошей подвижности органов артикуляции только артикуляционными упражнениями очень сложно. Здесь основным методом воздействия на моторику мышц выступает массаж, который представляет собой совокупность приёмов механического воздействия на артикуляционную мускулатуру. Использование логопедического массажа целесообразно, ибо массаж изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов артикуляционного аппарата.
Новизна моей работы заключается в том, что я включила логопедический массаж в занятия, не меняя ничего в расписании деятельности логопункта. Не более семи минут на занятии уделяется различным видам массажа.
Я придерживаюсь мнения, что логопедический массаж – это специфическая логопедическая техника и применять ее могут и должны только специалисты, прошедшие обучение и имеющие сертификат или удостоверение в данной области. Поэтому я прошла обучение в научно-образовательном центре «Логопед плюс» по программе «Зондовый массаж» и получила соответствующий документ - удостоверение №819
Использую методику Новиковой Е. В. (зондовый массаж, классическая методика (ручной массаж, аппаратный массаж (с помощью вибрационных приборов). Цель зондового массажа - нормализация речевой моторики. Метод прост и эффективен. Он дает возможность целенаправленно воздействовать на пораженные участки артикуляционных органов, активизируя и восстанавливая их деятельность. Нормализация звукопроизношения проходит быстрее. Зонды Новиковой используются для массажа мимической мускулатуры:
обкалывание «вилочковым» зондом губ и щек
для «утопающих» движений в щечных мышцах и мышцах губ предназначен зонд «восьмёрочка»
для скольжения с нажимом – зонды «саночки»
для интенсивного нажима используется «крестовина», «топорик», «толкачик»
Классический массаж – применяется без учета рефлекторного воздействия и проводится вблизи от поврежденного участка тела или непосредственно на нем. Основные приемы ручного классического массажа это : поглаживание, растирание, разминание и вибрация. Для выполнения данных приемов при массаже языка используют зубные щетки (индивидуальные) с мягкой щетиной, шпатели, и др. Аппаратный массаж использую при постановке сонорных звуков, с целью вызывания вибрации языка, которая необходима для правильного произношения звуков «Р,РЬ».
Массажные мероприятия провожу индивидуально в теплом проветриваемом помещении. Нагрузку увеличиваю постепенно от 2 до 7 минут. Строго соблюдаю противопоказания к проведению массажа – не провожу массаж при начинающемся заболевании ребёнка, при любых травмах кожи лица и артикуляционного аппарата. Для большего эффекта, достижения комфортного сотрудничества с ребёнком включаю приятную психотерапевтическую музыку (плеск волн, шум леса). Очень часто массаж сопровождаю прочтением потешки, скороговорки, стихотворения. (Приложение№.1, №2 Конспект открытого занятия) Движения пальцев имитируют происходящие в стихотворении события, действия. Это отвлекает ребёнка от возможных неприятных ощущений. Так же вторым этапом в занятии использую активную артикуляционную гимнастику, в помощь имею картотеку сказок о Весёлом язычке.
Конечно же, помимо самого массажа я обязательно использую и другие методы реабилитации, такие как логопедические игры, упражнения, дыхательную, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т. д. Занятия провожу в игровой форме, что позволяет более эффективно проводить полноценную работу по формированию правильного звукопроизношения.
Среди всех детей, взятых на логопункт, у 71 % наблюдаются нарушения мышечного тонуса в артикуляционной и мимической мускулатуре. Так, на коррекционные занятия в 2012-2013 году было взято в течение года 26 детей, из них у 8 (31%) детей диагностирована стертая форма дизартрии, при которой показан логопедический массаж. Уже в следующем учебном году 2013-2014 логопункт посетило 26 детей, 10 (38%) из них нуждались в логопедическом массаже, а в 2014-2015у ч. г. логопункт посетило 27 детей 14 (52%) из которых прошли курс логопедического массажа.
Диаграмма № 1
Количество детей, прошедшие курс логопедического массажа
(за 2012-2013, 2013-2014, 2014-2015 годы)
Из диаграммы видно, что количество детей с дизартрической симптоматикой растёт с каждым годом. Это ещё раз объясняет использование логопедического массажа в коррекции речевых нарушений в нашем детском саду.
Я планирую индивидуальные занятия с использованием массажа два- три раза в неделю. Итак, используя массаж, как один из основных методов коррекционного воздействия, я ставлю перед собой следующие задачи:
нормализация мышечного тонуса, преодоление гипогипертонуса в мимической и артикуляционной мускулатуре;
устранение патологической симптоматики такой, как гиперкинезы, девиация и др. ;
улучшение качеств артикуляционных движений (точность, объём, переключаемость и др.);
увеличение силы мышечных сокращений;
активизация тонких дифференцированных движений органов артикуляции, необходимых для коррекции звукопроизношения
Система логопедического массажа адаптирована мной к условиям практической работы и вписывается в структуру индивидуального занятия.
Структура индивидуального занятия:
Нормализация мышечного тонуса артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры методом ручного, зондового массажа, аппаратного массажа.
Активная артикуляционная гимнастика.
Развитие голоса и дыхательная гимнастика.
Развитие слухового внимания.
5. Формирование слоговой структуры слова, автоматизация ранее поставленных звуков в слогах, словах, предложениях, с последующей дифференциацией с оппозиционными звуками.
Структура занятия меняется после того, когда начинается процесс автоматизации поставленных звуков:
повторяем акустико-артикуляционный образ
произносим звук с помощью звуковых дорожек с целью автоматизации звука, формирования длительной воздушной струи
с целью развития слухового внимания и автоматизации звуков использую упражнение «Послушай и повтори» и т. д.
Выбор последовательности массажных движений и приёмов их выполнения определяю состоянием тонуса пораженных мышц. Применение различных приёмов массажа постепенно позволяет понизить тонус мышц при их спастичности, и, напротив, повысить его при паретичности. Нормализация мышечного тонуса благотворно влияет на постановку звуков. Меняется звукопроизношение в речи детей благодаря массажу; большинство из них в самостоятельной речи стали употреблять поставленные звуки, хотя еще требуется контроль за их автоматизацией.
На оценку состояния мышечного тонуса влияют следующие признаки: 1. Мышцы паретичны, рот приоткрыт, язык бледный. Из-за слабости мышц. артикуляционные позы не удерживаются, сопровождаются усиленным слюноотделением. 2. Гипертонус в мышцах сопровождается синкинезиями, язык малоподвижен.
3. Возможны гиперкинезы.
4. Выявляется неспособность переключения с одной артикуляционной позы на другую.
В зависимости от тонуса в артикуляционной и мимической мускулатуре выполняю или расслабляющий, или активизирующий массаж : сначала ручной, затем зондовый по методике Новиковой и в заключение самомассаж.
Основной целью расслабляющего массажа является снятие напряжения в мышцах (движения лёгкие, осторожные, поглаживающие). При активизирующем массаже повышается тонус в мышцах (движения ритмичные, глубокие, с вибрацией).
При систематическом использовании элементов массажа на занятиях у детей наблюдается положительная динамика в коррекции звукопроизношения
(Диаграмма № 2).
Сравнительная диаграмма
динамики коррекции произношения с помощью применения методики классического и зондового массажа
(за 2012-2013, 2013-2014, 2014 – 2015 годы)
Из диаграммы видно, что на протяжении трёх учебных годов отмечается положительная динамика в коррекции звукопроизношения на фоне логопедического массажа у детей с дизартрической симптоматикой: так, в начале 2012 года у детей наблюдалось нарушение произношения 5 групп звуков (шипящих, свистящих, сонорных твёрдых и мягких, к концу учебного года нарушения в произношении остаются у одной группы звуков; в начале 2013 года у детей наблюдалось нарушение 3 групп звуков (свистящих, шипящих, сонорных, к концу учебного года остаются дефекты в произношении одной группы звуков, в начале 20114 года у детей с дизартрическими проявлениями наблюдается нарушение произношения 4 групп звуков, к концу учебного года прослеживается положительная динамика в коррекции звукопроизношения (поставлены и находятся на стадии автоматизации 1 группа звуков).
В коррекционном процессе вместе со мной участвуют родители. Главной целью работы с родителями считаю научить их адекватно оценивать речь своего ребёнка и активно способствовать её развитию. Считаю очень важным донести до сознания родителей, что коррекционная работа даёт положительные результаты только при согласованном действии логопеда, воспитателей и родителей. Поэтому, при первых встречах с родителями в октябре месяце, я довожу до их сведения речевое заключение, знакомлю с предстоящим планом нашей совместной работы в коррекции недостатков речи ребёнка. Акцентирую внимание родителей на том, что без их помощи мои результаты, как логопеда, могут оказаться нулевыми. Показываю приёмы ежедневной артикуляционной гимнастики, массажа мимических мышц, упражнения из цикла «Самомассаж» - «Расческа», «Накажем непослушный язычок» и др. Вовлекая родителей в коррекционный процесс, чувствую себя гораздо уверенней в достижении конечного результата. (Приложение №3 «Презентация для родителей»)
Применяя в течение трех лет массаж как активный и один из главных методов коррекции речевых расстройств, считаю, что метод массажа доступен, а личностно ориентированный подход в работе с ребенком дает отличный эффект. Он способствует выбору наиболее оптимального и результативного метода, применимого к данному ребенку. При этом он заметно усиливает эффект моей работы.
Таким образом, грамотно построенный массаж (когда правильно выбраны и проведены приемы) является весомым средством не только коррекции речевых нарушений, но и восстановления работоспособности, снятия усталости и поддержания общего тонуса организма, особенно при нарушениях общей и мелкой моторики на фоне артикуляторных расстройств.
Планирую в дальнейшем максимально развить методику массажа, заключающуюся в общеукрепляющем воздействии на речевые функциональные системы ребенка.
Литература:
1. Бадалян Л. О. Невропатология. М., 1997. – С. 35- 39.
2. Большакова С. Е. Речевые нарушения и их преодоление: Сборник упражнений. – М. : ТЦ Сфера, 2007. – С. 59-69.
3. Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж : Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. – СПб. : «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2004. - С. 28 – 56.
4. Гомзяк О. С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий I периода обучения в старшей логогруппе / М. : Издательство ГНОМ и Д, 2010. – 128 с.
5. Дьякова Е. А. Логопедический массаж : Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., - М. : Издательский центр «Академия», 2005. – С. 25 – 59.
6. Крупенчук О. И., Воробьёва Т. А. Логопедические упражнения : Артикуляционная гимнастика. – СПб. : Издательский Дом «Литера», 2004. – 64с.
7. Новикова Е. В. Зондовый массаж : коррекция звукопроизношения. Наглядно – практическое пособие: «ГНОМ и Д», 2010. – С. 5-43
8. Скворцова И. В. Программа развития и обучения дошкольника. 100 логопедических игр. Для детей 4-6 лет. – СПб. : Издательский Дом «Нева»; М. : «ОЛМА – ПРЕСС Образование», 2003. – С. 212- 223.
9. Приложение к журналу «Логопед» для ДОУ. М. : ТЦ Сфера, 2005. – С. 23-37.
10. Учебное издание Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. Программы дошкольных образовательных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ, Издательство «Просвещение», 2008.
11. «Формирование артикуляторной моторики у детей» Горчакова А. М
Журнал «Логопед в детском саду» № 4 2010 год - С. 9-22