Юлия Нарожная
Использование методов активного обучения в процессе экологического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Личностно – ориентированный подход в обучении предопределяет отбор методик, предусматривающих самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению к выполняемой деятельности, самовыражению и импровизации в процессе ее выполнения.
Условием эффективности экологического образования и воспитания выступают методы наблюдения и опыты. Наибольшая эффективность наблюдения достигается, если в повседневной жизни прослеживается их целый цикл за объектами природы в разные времена года. Отдельно взятый цикл – это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом уголка природы или участка. Каждое наблюдение имеет свою цель и определенное содержание. В комплексе наблюдения одного цикла формируют у дошкольников разносторонние и систематизированные знания о растениях и животных. Каждое следующее наблюдение позволяет демонстрировать детям новые стороны и особенности уже знакомого объекта, расширять и уточнять имеющиеся представления.
Публикация «Использование методов активного обучения в процессе экологического воспитания» размещена в разделах
В экологическом образовании и воспитании детей широко практикуются опыты. Они помогают увидеть несложные причинно – следственные связи и зависимости в природе, помогают формировать познавательную активность, осознанное отношение к природным объектам, заниматься элементарной опытнической работой. Разнообразные по тематике опыты, широко используются в процессе выращивания растений. В результате дети достаточно глубоко осознают важность и необходимость труда в природе. Проведение опытов вызывает у детей потребность в занятиях, чувство радости от познания нового, самостоятельного маленького «открытия», развивает логическое мышление, наблюдательность, любознательность и речь, укрепляет познавательный интерес к природе.
В определении форм, методов обучения широко используется различные виды деятельности, прежде всего игры, обладающие высоким и культурным потенциалом.
Игра – любимое занятие дошкольников. Практически все виды игр могут быть использованы для экологического обучения.
Игры, используемые в процессе экологического образования, классифицируются следующим образом:
1. Социальные игры:
• Имитационные;
• Ролевые;
• Игры – драматизации.
2. Интеллектуально – творческие игры:
• Дидактические;
• Творческие;
• Сюжетно – ролевые.
3. Физические и психологические игры и тренинги:
• Двигательные (подвижные);
• Лечебные игры (игротеки);
• Экспромтные игры и развлечения.
4. Комплексные игры:
• Экологические турниры;
• Экологические конкурсы;
• Конкурсы – аукционы;
• Игры – экскурсии.
Облегчают работу по экологическому образованию детей в плане непосредственной образовательной деятельности в дошкольном учреждении.
Непосредственно образовательная деятельность позволяет выявить типы отношений ребенка к окружающему миру, которые выступают для него целостно.
Непосредственно образовательная деятельность связана одной целью и включает в себя максимум видов деятельности и широкий комплекс образовательных областей.
Педагогические технологии взаимодействия детей с природой многоплановый и главным в них можно считать: развитие у детей мироощущения единства человека со всем живым на земле, что неизбежно приводит его к необходимости гармонизировать свою деятельность с людьми и биосферой.