Наталья Краснолуцкая
Инновационный проект «Использование методов кинезиологии в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Руководитель проекта : Заведующий МБДОУ№31 Н. А. Правдюкова
Авторы проекта :
учитель-логопед О. В. Шилова
учитель-логопед Н. А. Краснолуцкая
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем: письменная речь формируется на основе устной. Не секрет, что нарушение речи в последнее время стало всё более распространенным явлением среди детей дошкольного возраста. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов и др., у детей дошкольного возраста возникнут трудности общения с окружающими, а в дальнейшем определенные изменения личности на пути развития «ребенок - подросток - взрослый», когда закомплексованность человека будет мешать ему учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности
Публикация «Инновационный проект „Использование методов кинезиологии в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими ОНР“» размещена в разделах
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- ОНР. Проекты, планы
- Проекты
- Темочки
В последние годы в системе дошкольного образования происходят значительные преобразования, вызванные изменением научной, материальной, методической базы обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий. Это позволяет, с одной стороны повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, с другой - в большей степени применить индивидуальный подход в процессе обучения и воспитания.
Одним из актуальных направлений внедрения инновационных технологий в коррекционный процесс является использование кинезиологии. Она позволяет привнести восстановление работоспособности и продуктивности в непосредственно образовательную деятельность, повысить мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя-логопеда воспитателей и родителей.
Новые инновационные технологии становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.
С этой целью нами в МБДОУ разработан инновационный проект «Использование методов кинезиологии в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими ОНР».
Актуальность проекта.
В основу использования в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л. С. Выготским, В. В. Давыдовым, Д. Б. Элькониным и др. Кинезиология принадлежит к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике.
Кинезиология — наука о развитии головного мозга через движение. Существует уже 2000 лет, используется во всем мире. Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ. Своей молодостью и красотой Клеопатра также была обязана кинезиологии.
Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи). Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Межполушарное взаимодействие возможно развивать при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений.
Учитывая функциональную специализацию полушарий (правое — гуманитарное, образное; левое — математическое, знаковое, а также роль совместной деятельности в осуществлении высших психических функций, можно полагать, что нарушение межполушарной передачи информации искажает познавательную деятельность детей.
Для стимуляции интеллектуального развития возможно применение кинезиологических упражнений. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Работы В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, Н. С. Лейтеса, П. Н. Анохина, И. М. Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.
Кинезиология представляет для педагогов не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции нарушения речи ребенка. Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими нарушения речи, предполагает использование специализированных или адаптированных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффективность их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать новые инновационные технологии в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя воспитаннику свободу выбора форм и средств деятельности.
Целенаправленное систематическое коррекционное воздействие с использованием методов кинезиологии позволит значительно повысить эффективность работы как учителей – логопедов так и всех педагогов МБДОУ.
Развитое у ребенка межполушарное взаимодействие окажется весьма ценными не только в процессе непосредственно образовательной деятельности в МБДОУ, но во время обучения в школе, и в дальнейшей его жизни и профессиональной деятельности.
Внедрение и использование кинезиологии - это инструмент, значительно повышающий интерес к процессу обучения, делающий его более плодотворным и разнообразным.
В основе проекта лежат принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации в каждой возрастной группе.
В проекте подобран материал, максимально приближенный к изучаемым темам и, учитывающий требованиям программ обучения, составлено подробное перспективное планирование, синхронизирующее работу специалистов. В силу того что в логопедии и коррекционной педагогике используют следующие направления кинезитерапии : лечебную физическую культуру, логопедическую ритмику, логопедическую (артикуляционную) гимнастику, пальчиковую гимнастику, дыхательные упражнения, корригирующие позы, нами был разработан план взаимодействия с педагогами по реализации инновационной деятельности.
Таким образом, на логопедических занятиях с детьми, страдающими общим недоразвитием речи, используя кинезитерапию, осуществляется развитие слуховых функций, оптико-пространственных представлений, праксиса, тактильного гнозиса, интеллектуальных и творческих способностей, происходит осознание собственных эмоций, коррекция речевой функциональной системы.
Польза сотрудничества логопеда и психолога проявляется не только в чёткой организации работы, но и в своевременных и успешных результатах коррекции, которая достигается за счет опоры на индивидуально - типологические и компенсаторные возможности ребёнка. Недоразвитие психических процессов, таких как память, внимание, зрительное и слуховое восприятие зачастую тормозят успешность коррекционного процесса, поэтому в ДОУ разработан и проводится курс занятий индивидуальной и групповой работы на развитие психических процессов с детьми, имеющих речевую недостаточность, который проводится перед началом коррекционных занятий с логопедом.
Воспитатель в своей работе учитывает этап проводимой с ребенком-логопатом работы. Выявленные в ходе логопедической диагностики уровень развития фонематической стороны речи ребенка, его лексико-грамматического строя речи и навыков связной речи обязательно учитывается воспитателем при составлении перспективного планирования.
Взаимосвязь в работе логопеда и музыкального руководителя заключается в развитии у дошкольников правильного неречевого и речевого дыхания, чувства ритма, координации движений.
Совместная работа логопеда и инструктора по физической культуре осущетвляется в нескольких аспектах. Развитие всех типов дыхания осуществляется путем включения в физкультурные занятия упражнений, регулирующих физиологическое и речевое дыхание; синхронность речевого и неречевого выдоха, его плавность и длительность. Занятия по физической культуре учитывают и состояние общей моторики. Включаются и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики пальцев рук.
Совместная работа учителя - логопеда с родителями является неотъемлемой частью комплексного коррекционного процесса детского сада.
Всестороннее развитие личности ребёнка – логопата, воспитание у него речевой активности, инициативности, стремления к четкой, правильной и выразительной речи, уверенности в своих силах достигается за счет театрализации. Она вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение. На театральных занятиях используются необходимые в коррекции речи детей, следующие упражнения:
- музыкально-игровые упражнения для развития мимики, жестов;
-сопряженная артикуляционная гимнастика, способствующая не только координации кистей рук, но и развитию артикуляционного аппарата;
- художественно-речевая деятельность (разнообразные игры по развитию речевого дыхания, голоса, речевого слуха);
- театрально-игровая деятельность (игры-драматизации, кукольный театр, сказкотерапия, творческие игры). Использование перечисленных упражнений, способствует развитию культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения; развитию общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки; развитию сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности. И такой сложный диагноз, как дизартрия, имеющийся у 82% детей, влекущий за собой не только нарушения лексико-грамматической и фонетической стороны речи, но и нарушения голоса, просодической стороны речи, общей и мелкой моторики, парезы лицевых и артикуляционных мышц и многое другое, поддаются значительно легче.