Титова Наталья Анатольевна
Использование книжной графики как важная часть работы по художественно-эстетическому развитию и социализации детей
▼ Скачать + Заказать документы
Воздействуя на дошкольников книга, с её сильно звучащим словом, живописным рисунком, динамичными образами, где писатель и художник служат одной цели : увлечь маленького слушателя, пробудить в нём воображение, обогатить его мысли, чувства, научить слушать, смотреть понимать, одновременно сочувствовать, радоваться, переживать и сопереживать, одним словом – наполнять мир его чувств и представлений светлыми и добрыми образами, радостными красками, формами, линиями, создающими в душе ребёнка ощущение красоты и общей гармонии.
Темочки:
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- Книга. Все материалы по теме книг
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Заинтересовать детей книжной графикой можно лишь в том случае если систематически рассматривать с ними рисунки, выполненные разными художниками к разным произведениям. Рассматривание иллюстраций можно включить в занятия по развитию речи, изобразительной деятельности, а также музыкальные. Лишь на основе зрительного и речевого восприятия возможно понимание содержания всей книги. Вначале надо постараться вызвать у детей эмоциональный отклик на рисунок художника, а затем прислушаться к их реакции.
На занятиях при ознакомлении с новой книжкой целесообразно прочесть детям текст, а затем рассмотреть с ними иллюстрации. Картинка – иллюстрация, помещаемая в детской книжке, помогает воспитателю полнее преподнести ребёнку текст, но может и помешать восприятию, если показать её не вовремя. Надо чтобы картинка следовала за словом, а не наоборот: иначе она может увлечь детей настолько, что они только её будут представлять себе мысленно, зрительный образ не сольётся со словом, потому что дети «не услышат» слова, его звуковая оболочка их не заинтересует. Исключение составляет красочная обложка книги, вызывающая естественный интерес, любопытство к данной книжке.
После того как книжка прочитана, внимание детей фиксировано на её содержании, воспитатель должен показать иллюстрации. Дети узнают на них героев, вещи, события, о которых шла речь в тексте. При повторном чтении книжки после рассматривания иллюстраций словарный материал усваивается детьми очень интенсивно.
Естественно в случаях, когда в книжке идёт речь о вещах, неизвестных детям, т. е. встречаются незнакомые и непонятные им слова, целесообразно до чтения при объяснении этих слов показать соответствующие картинки. Например, перед чтением «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина нужно показать изображения землянки, невода, а городским детям - даже корыта.
В младшем дошкольном возрасте у детей воспитывается любовь к книге и иллюстрации, умение сосредотачивать внимание на тексте, слушать его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него. У малышей формируют навык совместного слушания, умения отвечать на вопросы, бережного отношения к книгам.
Занимаясь с детьми 3 – 4 лет, важно привлечь их внимание к картинке. Один из приёмов, при помощи которого можно заинтересовать малыша содержанием иллюстрации, - предложить ему поставить себя на место действующего лица. Ребёнок становится героем интересного для него события и с увлечением начинает рассказывать про самого себя.
У детей средней группы происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением опыта. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. У пятилетнего ребёнка возникает пристальный интерес к содержанию произведения, постижению его внутреннего смысла. С детьми рассматривают иллюстрации приёмом соотнесения фраз текста с рисунками.
В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст. Оценка различных иллюстраций детьми становится более обоснованной, если их приучить рассматривать и сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же литературному произведению. Работа в старшей группе направлена на развитие эстетического вкуса : детей учат понимать содержание художественного произведения, замысел художника, некоторые средства выразительности, присущие разным видам искусства. Решение этих задач происходит в несколько этапов.
1. Ознакомительный. У детей формируем устойчивый интерес к книжной графике, внимательное и бережное отношение к книге, желание постоянно общаться с ней; мы объясняем, как важны в книге рисунки, показываем, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая иллюстрации, обращаем внимание на оформление, подводим к пониманию того, что иллюстрация сопровождает текст, поясняет его и соответствует жанру литературного текста (сказочное или реалистическое, юмористическое или фольклорное, героическое или сатирическое и т. д.); обращаем внимание на индивидуальную творческую манеру того или иного художника, особенности их почерка, закрепляем знание имён художников – иллюстраторов и произведения, которые они оформляли. Для реализации этих задач необходимо создать специальные условия. В книжном уголке организовать выставки произведений различных художников – иллюстраторов. Проводить циклы занятий по ознакомлению с их творчеством с использованием презентаций, игры – драматизации по сказкам, стихам; дидактические игры: «Угадай – ка», «Угадай, из какой я сказки?», «Лото» и т. п. На этом этапе к образовательному процессу необходимо подключить родителей, которые оказывают помощь в организации выставок книг, иллюстрированных художниками, подбирают информацию об их жизни и творчестве, совместно посещают музей, библиотеку, выставки.
2. Практический. На этом этапе совершенствуем умения в использовании различных приёмов рисования (линия, штрих, пятно, точка, знакомим детей с различными видами линий, разными способами штриховки, способствуем появлению чувства удовлетворения, радости от успешной деятельности детей. Для реализации этих задач на всех этапах используются разнообразные методы и приё мы:
- познавательные занятия по ознакомлению с художниками иллюстраторами;
- рассматривание, сравнение, обсуждение, эстетическая оценка иллюстраций;
- проектная деятельность;
- чтение художественной литературы;
- рассматривание альбомов об искусстве графики;
- игры и упражнения, направленные на развитие эстетических и творческих способностей;
- приём «вхождения» в картину;
- экскурсии в библиотеку, художественный музей, на выставки;
- организация выставок в книжном уголке в группе детского сада;
- творческое экспериментирование с изобразительными материалами, освоение нетрадиционных техник;
- викторины;
- литературные досуги;
- игры – драматизации;
- выставки детских работ.
Одна из важных составляющих при ознакомлении с книжной графикой – создание предметно – развивающей среды с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей, а также принципов доступности и новизны: наличие в группе высокохудожественных иллюстраций, книг по искусству, художественно – развивающих игр, дидактических пособий, художественной литературы для чтения детям и рассматривания иллюстраций, различные виды театров (настольный, пальчиковый, кукольный, а также чтобы в группе в свободном доступе имелся материал для рисования, лепки и аппликации, художественного труда (бумага разных видов, форматов и цветов, пластилин, краски, кисти, карандаши, цветные мелки. Природный и бросовой материал и др.).
Важно, чтобы такая работа велась в тесной связи со всеми сторонами воспитательно – образовательного процесса (развитие речи, обучение навыкам изобразительной деятельности, музыкальное воспитание). Работа, которая проводится в системе, даёт очень заметные результаты в эмоциональном и нравственном развитии детей.
Таким образом, книжная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребёнке эстетическую восприимчивость, выражающуюся прежде всего в стремлении к красоте во всех её проявлениях, формирует художественный вкус, даёт простор воображению и собственному творчеству детей.
Литература:
1. Гриценко З. Роль книжной иллюстрации в формировании читателя// Дошкольное воспитание. // 2012г. № 2
2. Доронова Т. Н. Дошкольникам о художниках детской книги М., 1991.
3. Курочкина Н. А. Знакомим с книжной графикой. СПб,2001г.
4. Лихачёва Е. В. Ознакомление с книжной графикой детей дошкольного возраста. // Воспитатель. //2015г. № 6
5. Лебедева С. А., Зайцева Е. А., Ткаченко Е. Ю. Интерактивный музей как современная технология работы с дошкольниками. // Воспитатель. //2015г. № 6.
6. Л. Кудрявцев Красивая книга. Дошкольное воспитание // № 11/ 2015г.
7. Е. Станиславская Татьяна Ерёмина - мастер радостной акварели Д. В. // № 10/2014г