Юлия Фадина
Нетрадиционная техника рисования — средство работы педагога по художественно-эстетическому развитию детей
▼ Скачать + Заказать документы
Запрос современного общества требует от человека не шаблонных привычных действий, а подвижности и гибкости мышления, быстрой ориентации, адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Становится очевидным, что творческие способности следует признать самой существенной особенностью развития личности современного дошкольника. Поэтому в своей работе с дошкольниками по художественно-эстетическому развитию я использую нетрадиционные технологии в изобразительной деятельности.
Публикация «Нетрадиционная техника рисования — средство работы педагога по художественно-эстетическому развитию детей» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности для развития детского творчества (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие») опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие усидчивости, аккуратности, терпения, развитие абстрактного мышления, умение концентрировать внимание, мелкую моторику и координацию движений рук у детей. Развитие творческих и коммуникативных способностей дошкольников на основе их собственной творческой деятельности также является отличительной чертой данной программы.
Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Непосредственно-образовательная деятельность, основанная на использовании многообразных нетрадиционных художественных техник рисования, способствуют развитию детской художественной одаренности, творческого воображения, художественного мышления и развитию творческого потенциала. Использование нетрадиционных приемов и техник в рисовании также способствует развитию познавательной деятельности и творческой активности.
Дети очень рано замечают красоту в окружающем мире и тянутся к ней, поэтому очень важно, используя это стремление, обогащать чувственный опыт ребенка, развивать его эмоциональную среду.
Изобразительная деятельность – благотворная почва для всестороннего развития личности. Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим.
Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире. Чем раньше мы будем развивать эмоциональный и чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества
Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.
Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.
Ежемесячно нами организуются выставки работ детей, которые органично вписываются в пространство группы, способствуют формированию гармоничному развитию личности ребёнка.
Приведу несколько приемов работы нетрадиционной техники рисования с детьми разного возраста.
С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать:
- рисование пальчиками;
- оттиск печатками из картофеля;
- тычок жесткой полусухой кистью;
- рисование ватными палочками;
- рисование пером и т. д.
С детьми среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками :
- оттиск поролоном;
- оттиск печатками из ластика;
- восковые карандаши + акварель;
- свеча + акварель;
- отпечатки листьев;
- рисунки из ладошки;
- волшебные веревочки.
А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники :
- кляксография с трубочкой;
- монотипия пейзажная;
- печать по трафарету;
- монотипия предметная;
- кляксография обычная.
Каждый из этих методов - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же нетрадиционная техника рисования способствует развитию координации движения.
В качестве примера приведу
конспект НОД по художественно-эстетическому развитию
с использованием нетрадиционной техники рисования для детей
3-4 года "Первый снег"
Цель: знакомство с техникой рисования пальчиками.
Задачи:
- развивать инициативу, речь;
- закреплять знания цветов;
- формировать представления детей о композиции;
- воспитывать дружеские взаимоотношения
Методы и приё мы:
-практический (физминутка, пальчиковая гимнастика)
-наглядный (наблюдение, рассматривание, показ)
-словесный (рассказ воспитателя, речевые упражнения)
Оборудование: тонированные темно-синим цветом листы бумаги с изображением ствола дерева, иллюстрации с зимними пейзажами, белая гуашь, игрушка-заяц белый.
Предварительная работа :
- Наблюдение за снегом на прогулке. Рассматривание его на иллюстрации с изображением зимнего пейзажа, беседа с детьми о зимних забавах. Чтение художественной литературы о зиме : А. Барто «Снег», «Зима». Рассказать сказку «Откуда берутся снежинки?
Ход совместной деятельности:
(дети с педагогом стоят возле окна)
Воспитатель: - На улице сегодня прекрасная погода. Снежок падает! На снежинки тихо дует ветерок, и они красиво кружатся в воздухе.
Воспитатель обращает внимание детей на то, как первый снег пушистым ковром ложится на землю и деревья, предлагает рассмотреть картинки с изображением падающего снега и читает стихотворение И. Сурикова:
ПЕРВЫЙ СНЕГ.
Первый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
Раздается стук в дверь. Появляется заяц, здоровается с ребятами.
Воспитатель: Зайчик маленький в лесу
Очень всех боится:
И хитрющую лису,
И любую птицу.
Он от страха так дрожит,
Что кусты шатаются.
Очень сложно зайке жить,
Так он всех пугается!
Заяц говорит: «Ребята, вы все такие молодцы. Может быть, вы сможете помочь моим друзьям. У нас над лесом гуляло яркое солнышко, оно было теплым, и снег на дорожках растаял. А зайчатам так хочется покататься на санках!».
Воспитатель спрашивает у детей : «Поможем зайчатам, засыплем дорожки снежинками?».
Дети соглашаются.
Воспитатель показывает детям образец тонированной бумаги и учит пальчиками рисовать первый снег. Затем взрослый приглашает детей поиграть вместе с зайчиком.
Физминутка (на координацию речи с движением) :
На дворе мороз и ветер, (Дети ходят по группе врассыпную)
На дворе гуляют дети.
Ручки, ручки согревают, (Потирают руку об руку)
Ручки, ручки потирают.
Чтоб не зябли наши ножки,
Мы потопаем немножко: (Топают ножками)
Топ-топ-топ.
Нам мороз не страшен,
Вот как мы теперь попляшем. (Пляшут)
Дети садятся на свои места, начинают рисовать пальчиками снег на приготовленных листах. Воспитатель помогает по необходимости.
Воспитатель: Ребята мы сейчас рисовали снег, а снег холодный, и чтобы наши ручки согрелись, давайте все вместе сделаем согревающую пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика
- Если замерзают руки,
Начинаем их тереть,
Быстро мы сумеем руки,
Как на печке, разогреть.
Этот пальчик - маленький (мизинец)
Этот пальчик - слабенький (безымянный)
Этот пальчик - длинненький (средний)
Этот пальчик - сильненький (указательный)
Этот пальчик - толстячок (большой)
Ну а вместе - кулачок.
А затем потрем ладошки,
Вот потрогайте меня! Я горю как от огня.
В конце занятия все рассматривают работы, заяц и воспитатель хвалят детей за старание. Зайчик прощается с детьми и убегает.