Инна Сидорова
Педагогический совет по художественно-эстетическому воспитанию в ДОУ (часть вторая)
▼ Скачать + Заказать документы
СТАНЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕЧЕВАЯ
Проблема развития речи в широком понимании является частью проблемы словесного творчества детей дошкольного возраста, формирования общих художественно-творческих способностей детей. Если говорить о словесном творчестве, то здесь на первый план выступает восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и произведений малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы) в единстве содержания и художественной формы. В содержание работы по развитию художественно-речевой деятельности дошкольников также входит развитие образной, выразительной речи.
Публикация «Педагогический совет по художественно-эстетическому воспитанию в ДОУ (часть вторая)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Дошкольников знакомят с разными жанрами литературных произведений, их специфическими особенностями, ярким и образным языком; вводят в мир художественных образов, развивая эмоциональное отношение к явлениям природы и взаимоотношениям людей.
Дети дошкольного возраста способны воспринимать композицию произведения, развитие сюжетной линии, динамику событий, взаимоотношения героев, разнообразные средства художественной выразительности (метафоры, аллегории, сравнения). Знакомя детей с литературными произведениями, необходимо серьезное внимание уделять развитию всех сторон речи: грамматической, лексической, фонетической – во взаимосвязи с развитием связной речи. Развитие речи тесно связано с решением задач формирования художественно-речевой деятельности как неотъемлемой части эстетического воспитания детей.
Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в речевом общении и самостоятельном словесном творчестве.
В старшем дошкольном возрасте у детей воспитывают способность наслаждаться художественным словом, закладывают основу для формирования любви к родному языку, к его точности и выразительности.
Задания для педагогов :
Какие основные методы вы используете при обучении детей родному языку? (Словесные, наглядные, игровые.)
С какими жанрами художественной литературы знакомите детей? (Рассказ, сказка, басня, стихотворение.)
Одно из важнейших средств выражения мыслей, идей. (Слово.)
Назовите детских писателей. (С. Маршак, А. Барто, Е. Благинина, З. Александрова, Б. Заходер, В. Берестов, К. Ушинский, М. Пришвин, В. Бианки, Е. Чарушин, Н. Сладков, Н. Носов, В. Осеева, К. Чуковский, Б. Житков, Е. Пермяк, В. Степанов, В. Сутеев и др.)
Продолжите строки:
Мой веселый звонкий мяч (ты куда помчался вскачь).
Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж… (картину, корзину, картонку и маленькую собачонку).
Моем, моем трубочиста чисто, чисто… (будет, будет трубочист чист, чист, чист).
А потом позвонили зайчатки:
Нельзя ли прислать перчатки?
( а потом позвонили мартышки: «Пришлите, пожалуйста, книжки!»).
В доме восемь дробь один у заставы Ильича (жил высокий гражданин по прозванью каланча).
Мне теперь не до игрушек: я учусь по букварю… (соберу свои игрушки и Сереже подарю).
Знаете ли вы басни?
Ты все пела? Это дело! Так поди же, попляши! («Стрекоза и муравей» И. Крылова.)
Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться? («Зеркало и обезьяна» И. Крылова.)
Назовите авторов и сказки, о которых говорится в загадках.
Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше ноготка.
В скорлупе ореха девочка спала.
Что за чудо-девочка в том цветке жила? (Г. Х. Андерсен. «Дюймовочка».)
У отца был мальчик странный.
Необычный – деревянный.
Но любил папаша сына.
Что за странный человечек деревянный? (А. Толстой. «Сказка о золотом ключике, или Приключения Буратино».)
Скажите, из каких сказок предметы?
Стрела («Царевна-лягушка»)
Туфелька («Золушка»)
Зеркало («Сказка о мертвой царевне»)
Умывальник («Мойдодыр» К. Чуковского)
Корыто (А. С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке»)
Горошина (Г. Х. Андерсен. «Принцесса на горошине»)
СТАНЦИЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ
В настоящее время все чаще говорится о том, что необходимо использовать все имеющиеся ресурсы для эффективного развития ребенка. По мнению современных ученых, раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств. Этот взгляд на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания дошкольников средствами театрального искусства как мощного синтетического средства развития их творческих способностей. (Л. С. Выготский, Б. М. Теплов, Д. В. Менджерицкая, Л. В. Артемова, Е. Л. Трусова и др.). Искусство театра представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, соединяет средства выразительности отдельных видов искусства и тем самым создает условия для воспитания творческой личности. Театр – это игра, чудо, волшебство, сказка! Каждый ребенок играет по-своему, но все дети копируют взрослых, любимых героев, стараются быть похожими на них. Игры детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта.
Театрализованная деятельность способствует:
формированию модели поведения в современном мире;
повышению общей культуры ребенка, его приобщению к духовным ценностям;
ознакомлению детей с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями, привить устойчивый интерес;
совершенствованию навыка воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению.
Кроме того, театрализованная деятельность является источником развития чувств, переживаний ребенка, т. е. развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляя сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.
Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, способствуют развитию умственных способностей.
Театрализованная деятельность создает условия для развития творческих способностей детей. Наибольшая ценность театрализованной деятельности заключается в том, что драматизация непосредственно связана с игрой (Л. С. Выготский, Н. Я. Михайленко, поэтому наиболее синкретична, т. е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества.
Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать ее в качестве эффективного, но ненавязчивого педагогического средства. Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей. Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей.
Занятия по театрализованной деятельности в ДОУ проводятся начиная со средней группы.
Вопросы педагогам :
1. В каких направлениях театрально-игровой деятельности проявляется творчество детей? ( Продуктивное: сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета; исполнительское: речевое, двигательное, актерские способности; оформительское: декорации, костюмы.)
2. Что включают в себя занятия по театрализованной деятельности? (Просмотр кукольных спектаклей и беседы о них; подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок; упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной); отдельные упражнения по этике; упражнения в целях социально-эмоционального развития детей; игры- драматизации.)
3. Какие виды театра используются в работе ДОУ? (Бибабо, пальчиковый, театр масок, театр ложек, театр жетонов, настольный театр.)
4. Прочтите предложение удивленно, радостно, вопросительно, сердито, ласково, спокойно, равнодушно «Два щенка, щека к щеке, щиплют щетку в уголке».
5. Покажите, как здоровается Снежная Королева, как радуется Карлсон.
6. Покажите с помощью пантомимы отрывок из сказки.
Список литературы:
1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. М. : Сфера, 2009.
2. Голицын Н. С. Копилка педагогических идей. М. : Скрипторий-2003, 2007.
3. Кокоткина О. Как организовать работу по самообразованию// Дошкольное воспитание. 2004. № 8.
4. Комарова Т. С. Программа эстетического воспитания дошкольников. М. ; Педагогическое общество России, 2005.
5. Штанько И. В. Воспитание искусством в детском саду. М. : Сфера, 2007.