Малышева Ольга Александровна
Использование «Кейс-технологии» в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование «Кейс-технологии» в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста.
[/h4]
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я заинтересовалась таким методом. как кейс-технология, решила более досконально изучить его и применить в своей работе.
Кейс-технологии – это метод активного проблемно-ситуативного анализа, основанный на подлинных или вымышленных ситуациях.
Темочки:
- Работа логопеда. Логопедия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2023
Суть кейс-технологии - стимулировать познавательную активность детей через практическую деятельность и диалог с помощью смоделированной ситуации. При этом любая ситуация должна иметь несколько вариантов решений и должна быть максимально приближена к личному опыту детей. Кейс-технология позволяет активизировать мыслительную деятельность детей и способствует их речевой активности.
Ценность такой технологии заключается в том, что ребенок учится:
Отстаивать свое мнение с помощью речевых логических высказываний;
Развивать умение высказывать свое мнение аргументировано;
Развивать способность вести конструктивный диалог;
Развивать умение анализировать, видеть ситуацию с разных сторон.
Использование данного метода помогает достичь таких коррекционных целей как:
Развитие словесно-логического мышления;
Развитие связной речи;
Более глубокое усвоение материала лексико-грамматических тем и введение их в активный словарь;
Развитие умения вести диалог на основе партнерских отношений.
Передо мной стояла задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, анализировать ситуацию, делать самостоятельно выводы.
Я решила применить следующие виды в работе с дошкольниками:
1) кейс-ситуации;
2) кейс-иллюстрации;
3) фото-кейс.
1) Технология кейс-ситуации
– это кейс, в котором описывается ситуация в конкретный период времени, формулируется проблема, предлагается найти пути решения данной проблемы. Ознакомившись с описанием проблемы, дошкольники самостоятельно анализируют ситуацию, диагностируют проблему и представляют свои идеи и решения в обсуждении со сверстниками.
Ситуация:
– Ребята, сегодня помогая детям соседней группы собираться на улицу, я столкнулась с неприятной ситуацией?
– Хотите узнать, что случилось?
– «Собираются дети на прогулку, все одеваются, Дима весело надевает одежду и разговаривает с другом. Вдруг раздаётся крик: «Где моя шапка?». Все начинают смотреть вокруг, но ничего не находят. Гулять идти надо, а шапки нет». Как нам быть?
Суть вопроса:
– Как вы думаете, где может быть шапка?
– А что делать Диме? Как ему пойти гулять?
– Для того, чтобы мы не забыли предложенные вами решения, я буду их схематически зарисовывать.
Выход из ситуации:
Предполагаемые варианты ответов детей:
• Проверить хорошо в кабинке;
• Остаться в группе;
• Взять другую шапку в «Потеряшках»;
• Надеть шарф и капюшон;
• Проверить в рукавах одежды;
• Посмотреть под кабинкой;
• Позвонить родителям и уточнить, была ли шапка;
• Сделать шапку из майки или кофты;
• Попросить у детей запасную шапку;
• Позвонить и попросить бабушку (маму) принести шапку;
• Взять у брата (соседа) в соседней группе.
Если какое-то предложение выхода из проблемной ситуации дети не озвучили, наводящими вопросами подсказываю им, как ещё можно было поступить:
• А мог ли папа забрать шапку?
• Вдруг у вас ходит в этот же сад, но в другую группу знакомый (брат?
Вывод:
– Ребята, мы с вами нашли несколько вариантов решений выхода из ситуации, в которой оказался Дима. Посмотрите, каждый рисунок дополнительно обозначен кружком определённого цвета. Давайте ещё раз посмотрим на рисунки и вспомним, что каждый из них обозначает, и назовём цвет кружка соответствующий данной ситуации. (Обращаю внимание детей на схематические зарисовки, и повторяем, какое решение на них изображено и цвет кружка).
2) Кейс-иллюстрация
– это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.
Ситуация: Вспомнить сказку «Кот, Петух и Лиса»
Обсуждение ситуации: Что случилось в этой сказке?
Обыгрывание ситуаций: Предлагаем детям разбиться на группы:
Один ребенок – Петух, другой ребенок – Кот, третий – Лиса. Детям предлагаются карточки с картинками, характеризующего героя. Дети обыгрывают ситуации.
Вывод:
- А как бы вы поступили на месте петушка? Открыли бы лисе?
- А что нужно делать, когда нам предлагает незнакомый человек конфеты?
- Да, в этой сказке лиса перехитрила петушка. А как вы думаете, Петушку было страшно?
- Кто приходит на помощь в трудную минуту?
- Чему можно научиться у Петушка? У Кота?
3) «Фото-кейс».
В него входит:
Фото, сюжет которого отражает какую-либо проблему;
Текст к кейсу, который описывает события;
Вопрос (в нем должна быть мотивация на решение проблемы).
Фото-кейс «Ярослав не ест творожную запеканку»
Цель: Создать мотивацию необходимости кушать на завтрак.
Текст: В детском саду наступило время завтрака. Повара постарались и приготовили вкусную и полезную творожную запеканку. Аппетитный запах разносился по всему саду. Дети сели за стол и стали кушать. И только Ярослав сидел над тарелкой и не ел.
Вопросы: Почему Ярослав не ест запеканку? Чем полезна запеканка? Как бы ты поступил на его месте?
Обсуждая проблемную ситуацию, дети искали причину, почему Ярослав не хочет есть. Предположения были разными: ему нездоровится, болит живот, позавтракал дома, не любит запеканку, у него нет настроения, он не проголодался. Дети решили поговорить о том, как появилась эта запеканка на завтрак, кто приготовил ее, из каких продуктов, чем она полезна. Советы детей были разнообразными: «Пусть не ест, если не хочет», «Нужно сказать ему так: ложку за маму, ложку за папу», «Если попробовать – вдруг понравится». Ярослав ответил, что подумает, расскажет обо всем родителям, посоветуется с ними и примет решение.
Первый этап: Подготовительный
Текст: Мама отправила Мишу в магазин за хлебом. Магазин находится через дорогу от дома Миши, а до пешеходного перехода идти далековато.
Второй этап: Мотивационный
Что девочка делает на фото?
- Что девочка не учла, переходя дорогу в данном месте?
- Каковы могут быть последствия данного поступка?
(Ответы детей)
- Девочка нарушает правила дорожного движения. Переходит дорогу в неположенном месте.
- Девочка может попасть под машину.
Третий этап: «Мозговой штурм»
- Подумайте, как найти выход из сложившейся ситуации?
(Ответы детей)
- Переходить дорогу только в предназначенном для этого месте по пешеходному переходу и только на зеленый свет светофора.
- Переходить дорогу со старшими братьями или сестрами, держась за руку, по пешеходному переходу, на зеленый свет светофора.
- Переходить дорогу только с родителями, крепко держась за руку, и только по пешеходному переходу.
- Если рядом нет родителей, попросить помощь у инспектора ГИБДД.
Четвертый этап: оценочно-рефлексивный
Размышляют, выдвигают аргументы; применяют полученные знания
В процессе освоения и применения нами кейс-технологии в работе с детьми, были получены неплохие результаты:
• Дети пополняли необходимую информацию в общении;
• Научились задавать вопросы, участвовать в дискуссии;
• Научились не только отстаивать свое мнение, но и считаться с мнением других участников, работать в команде;
• Научились понимать ситуацию, находить из нее выход, аргументировать свое мнение.
Подводя итог, можно надеяться, что наши воспитанники смогут применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания в реальной жизни, будут людьми «думающими», способными мыслить аналитически.
Литература:
1. Долгоруков, А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения/ URL:http://www.evolkov.net/case/case.study.html
2. Земскова А. С. Использование кейс- метода в образовательном процессе // Совет ректоров. – 2008. – №8. – С. 12-16.
3. Кейс - метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study). [Электронный ресурс] /
4. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №10 октябрь 2017.
5. Сурмин, Ю. Что такое CASE-метод? Взгляд теоретика и практика. / URL:
6. Федянин Н., Давиденко В. Чем «кейс» отличается от чемоданчика? – Обучение за рубежом, 2000, №7
7. ШимутинаЕ. Н. Использование кейс- технологий в учебном процессе
8. http://www.psylist.net/pedagogika/inovacii.htm Педагогические технологии и инновации
9. Развивающие педагогические технологии