Татьяна Максимова
Использование ИКТ в работе с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования.
Публикация «Использование ИКТ в работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Одним из приоритетных стратегических направлений модернизации российского образования является внедрение средств информационных компьютерных технологий, обеспечивающих условия для становления образования нового типа, направленного на развитие и саморазвитие личности.
Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ)
- это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования.
Использование ИКТ в работе открывает возможности:
-представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами;
-создать положительную мотивацию за счет использования средств привлечения внимания;
-активизировать познавательную деятельность воспитанников;
-оптимально использовать время на занятии.
Развитие ИКТ - технологий в дошкольных учреждениях обусловлено:
Принятием (на государственном уровне) Стратегии развития информационного общества; Принятием Концепции социально-экономического развития страны до 2020 года;
Реализацией программы «Электронная Россия»;
Разработкой Национальной образовательной концепции «Наша новая школа»;
Подключением в рамках национального проекта школ и детских садов к интернету;
Принятием Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации».
Нормативные документы:
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий «Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей…».
Статья 18. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы «В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки…».
Статья 29. Информационная открытость образовательной организации Образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет".
2. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования». Требования к условиям реализации Программы включают: требования к психолого-педагогическим условиям; требования к кадровым условиям; требования материально-техническим условиям; требования к финансовым условиям; требования к развивающей предметно-пространственной среде.
3.3. Требования к развивающей предметно-пространственной среде. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими… (в соответствии со спецификой Программы).
3.4. Требования к кадровым условиям реализации Программы. Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования». Должен знать: … основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.
3. «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
4.20. При проведении занятий детей с использованием компьютерной техники, организация и режим занятий должны соответствовать требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. «Гигиенические требования к персональным электронно - вычислительным машинам и организации работы».
4.12. В дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) рекомендуемая непрерывная продолжительность работы с ПЭВМ на развивающих игровых
занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 мин, для детей 6 лет - 15 мин.
4.13. Игровые занятия с использованием ПЭВМ в ДОУ рекомендуется проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности детей: во вторник, в среду и в четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз.
4.14. Не допускается проводить занятия с ПЭВМ в ДОУ за счет времени, отведенного для сна, дневных прогулок и других оздоровительных мероприятий.
Презентации можно использовать на различных этапах совместной организованной деятельности:
•в начале для обозначения темы с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;
•как сопровождение объяснения презентации и ее элементов (схемы, рисунки, видеофрагменты и т. д.);
•как информационно-обучающее пособие;
•для контроля усвоения материала детьми.
Необходимо отметить, что в сети Интернет большое количество презентаций на разнообразные темы. Но не все презентации доступны детям с ОВЗ. Необходимо тщательно подбирать их и адаптировать для детей данной категории.
При подборе презентаций и игр необходимо уделять внимание тому, насколько они методически грамотно составлены, на графику, четкость, правильность инструкций, на количество слайдов.
В выборе презентаций и интерактивных игр следует руководствоваться рядом требований:
1. Презентации и игры не должны быть перегружены второстепенными элементами, лишними словесными инструкциями, так как это отвлекает внимание детей, приводит к быстрому утомлению.
2. Сюжет игры не должен быть агрессивным, чтобы не повышать тревожность и психическое беспокойство детей.
3. Задания должны быть понятны ребенку, инструкция должна даваться перед выполнением.
4. Время выполнения не должно ограничиваться, чтобы дать возможность детям без спешки обдумать пути и способы решения.
5. Графика должна быть в спокойных тонах, без преобладания ярких, возбуждающих цветов, а музыкальное оформление игр не должно мешать выполнению заданий.
При создании презентаций необходимо придерживаться следующей последовательности:
1. Сначала выстроить в систему тот материал, который нужно повторить или обобщить, разбить его на самостоятельные дидактические единицы – учебные эпизоды, каждый из которых составляет определенный слайд.
2. Работая с отдельным слайдом, продумать, за счет чего будет усилен обучающий эффект воспитательного материала: правильной последовательности подачи материала на экран, верным выбором эффекта анимации, цветовой гаммы, представлением печатного текста, который должен появиться на экране в заранее продуманное время.
Особое внимание на занятиях с применением компьютерной техники уделяется здоровьесберегающим технологиям: учитывается соблюдение как технических, санитарно-гигиенических, так и эргономических требований к занятию. Обязательно проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз.
Первые опыты применения компьютера позволили выявить, что по сравнению с традиционными формами развития дошкольников с ОВЗ компьютерные презентации обладают рядом преимуществ:
- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
- компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;
-это отличное средство для решения задач; проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером, является стимулом познавательной активности детей.
Однако необходимо учитывать и неоднозначные моменты при работе с компьютером. С осторожностью следует решать вопрос о компьютерных играх, если у ребенка имеются невротические расстройства, судорожные реакции, нарушение зрения, поскольку компьютер может усилить все эти отклонения в состоянии здоровья.
Работая по данной проблеме, следует тесно взаимодействовать с родителями воспитанников, проводить консультации (например, «Использование ресурсов сети Интернет», «Развитие ребенка посредствам ИКТ», а также познакомить с памяткой «Полезные ссылки».
В процессе использования презентаций и интерактивных игр у воспитанников повышается мотивация познания, наблюдается положительная динамика развития внимания, памяти, мышления, воображения, речи, у детей расширяется кругозор. Интерактивные игры способствуют развитию ориентировки в пространстве, координации движений руки и глаза.
Таким образом, использование информационных технологий дает возможность существенно обогатить, качественно обновить коррекционно-развивающий процесс в ДОУ и повысить его эффективность.
Литература:
1. Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: М. «Академия», 2010.
2Васильева И. А. Психологические аспекты применения информационных технологий / И. А. Васильева, Е. М. Осипова, Н. Н. Петрова // Вопросы психологии. – 2002. – №3.
3. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду// Дошкольное воспитание. - 1991.
4. Ермолаева, М. В. Психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. – М. : Институт практической психологии, 1998.
5. Использование средств ИКТ для дистанционного образования детей с ОВЗ/ авт. сост. Алещенко С. В. - Томск, 2012.
6. Калаш И. Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании. – ЮНЕСКО, 2011.
7. Моторин В. Воспитательные возможности компьютерных игр// Дошкольное воспитание. - 2000.
8. Никольская, И. А. Информационные технологии в специальном образовании. – М. : Коррекционная педагогика, 2004.
9. Тимофеева, Ж. А. О способности детей с нарушением в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы // Дефектология. – 1997. – № 2. – с. 41-49.
10. Харлампиева С. Я. Использование компьютерных технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, имеющих ОНР. - М. : 2009.
Интернет - ресурсы:
1. http://www.maam.ru/detskijsad/-osnovnye-napravlenija-regionalnoi-obrazovatelnoi-politiki-v-kontekste-modernizaci-rosiiskogo-obrazovanija-74385.html
2. http://doshkolnik.ru/ikt-deti.html?start=11
3.http://doshkolnik.ru/ikt-deti/13978-ispolzovanie-interaktivnyh-tehnologiiy-v-usloviyah-fgos-do.html
4. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/06/29/ispolzovanie-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy-v-doshkolnom
5.http://pedmir.ru/viewdoc.php?id=85706
6.http://edu.evnts.pw/materials/123/16724/
7.http://cert.covenok.ru/files/kids_detsad_2014/1921.pdf
8. http://www.uchportal.ru/publ/28-1-0-5335
9. https://mersibo.ru/
10. http://www.razumeykin.ru/