Валентина Артамонова
Театральная деятельность в коррекционной работе с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Театральная деятельность в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.
Театр – особая форма синкретического искусства. Использование драмтерапии в работе с детьми позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с нравственным воспитанием, коррекцией памяти, воображения и фантазии. Огромная сила воздействия театральной игры развивает, воспитывает многие положительные качества личности и дает реальную возможность адаптироваться ребенку в социальной среде.
Публикация «Театральная деятельность в коррекционной работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Вовлечение в театральную деятельность детей с ОВЗ обеспечивает комплекс психолого-педагогических условий, способствующих положительному терапевтическому эффекту, коррекции психоэмоционального состояния, а также влияет на развитие многих компонентов личности детей данной категории. Благодаря комплексной деятельности, сочетающей драматургию, пение, движение, музыку, художественно-изобразительное творчество, любой ребенок или подросток может компенсировать недостаток одной способности другой, более развитой в данный момент. Занятия театральным искусством имеют, по сути, сходный с психоанализом механизм, который помогает снимать «цензурный запрет», открывая клапаны для очищения души. Душевная боль, проблемы, комплексы - все, что так отрицательно влияет на психику ребенка, погруженного в дисгармоничное общество, может быть существенно скомпенсировано и гармонизировано средствами театрального искусства. Творчество в области искусства активно вовлекает и развивает все сферы психики человека: ум, волю, чувства. Искусство театра, театрализованная деятельность детей с ОВЗ является эффективным средством коррекции коммуникативных сфер у детей школьного возраста с отклонениями в развитии и одним из эффективных средств развития эмоциональной сферы детей с нарушением интеллекта.
Очень важны для детей с ОВЗ отношения в коллективе. Театрализованная деятельность способствует вовлечению данной категории детей в совместную коллективную деятельность. Этому способствуют общие занятия по изучению актерского мастерства, сценической речи, сценического движения, занятия по подготовке и проведению общих праздников, выступлений. Коллективная работа способствует не только всестороннему эстетическому развитию, но и формирование нравственных качеств ребят, обучает нормам достойного поведения. Одна из задач педагога создать комфортный микроклимат, чтобы дети чувствовали себя единым дружным творческий коллективом.
Очень часто материалом для сценического воплощения служат русские народные сказки, несущие в себе активизирующее воздействие на социально-эмоциональную сферу ребенка, поэтому основой моей программы по дополнительному образованию стал сказочный кукольный театр.
В процессе подготовки кукольного спектакля мне как педагогу предоставляется возможность:
- приобщить детей к устному творчеству народов мира,
-рассказать об истоках театрального искусства,
-сформировать представление о составляющих сценического образа;
-развить эмоционально-волевую сферу;
-расшить словарный запас.
Создаются благоприятные условия для организации совместной деятельности, где у детей есть возможность творческого поиска, реализации своих замыслов, проявления самостоятельности. Здесь в процессе интересного, значимого для них сотворчества без труда усваиваются правила взаимоотношений и взаимодействия, воспитывается умение видеть и слышать своих товарищей, сотрудничать с ними и помогать им. Развивается способность передавать эмоциональное состояние через мимику, жесты, движение; происходит коррекция всех психических процессов, личностных качеств, поведения.
При составлении программы по театральной деятельности я использовала системный подход в изучении личности ребенка, его составляющими являются:
1. Опора на диагностические данные каждого ребенка.
2. Норматив развития ребенка, т. е. знание его возрастных типичных проявлениях.
3. Системность развития: на каждого ребенка разрабатывалась особая система развития, с учетом его индивидуальных особенностей.
4. Деятельностный подход, т. е. усвоение материала на основе практической деятельности.
5. Самоутверждение: ребенок должен видеть результат своей деятельности.
6. Компенсация: через театральную деятельность ребенок восполняет нарушенные функции.