Галина Смолина
Использование интерактивной доски в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время наблюдается увеличение количества детей с различными нарушениями развития и соответственно возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей.
В настоящее время внедрение компьютерных технологий является новой ступенью в образовательном процессе. Воспитатели детских садов не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования информационно-развивающих технологий в своей деятельности.
Публикация «Использование интерактивной доски в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция апрель 2017
Информатизация образовательного пространства включает оснащение техникой, позволяющей реализовывать развивающие компьютерные техники обучения, что способствует повышению мотивации детей к получению и усвоению новых знаний.
Роль информационных технологий постоянно возрастает в современном обществе. Дошкольное образовательное учреждение, как начальная ступень общего образования не может оставаться в стороне. Использование мультимедийных технологий в детском саду является неотъемлемой частью образовательного процесса.
Использование информационно-коммуникативных технологий позволяет вывести деятельность ДОУ на новый качественный уровень. Информационные технологии открывают новые технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Практика показывает, что компьютерные программы имеют немало преимуществ перед традиционными методами обучения:
- высокий эстетический и эмоциональный уровень (анимация, музыка, наглядность;
- привлекает большое количество дидактического материала;
- создает благоприятный психологический климат - правильная реакции на ошибку;
-учитывает возрастные особенности;
-качественную индивидуализацию (индивидуальный темп и количество повторений);
- возможность визуализации скрытых от непосредственного наблюдения явлений процессов и закономерностей;
- применение разноуровневых заданий.
Интерактивность компьютерных технологий позволяет педагогу более успешно адаптировать учебный материал под особенности ребят с ОВЗ.
Появление в арсенале нашего детского сада такого устройства, как интерактивная доска, позволило гармонично сочетать традиционные методики, решать многие проблемы в обучении детей с особыми потребностями.
Интерактивная доска - это сенсорный экран, работающий как часть системы, в которую входит компьютер и проектор. Интерактивная доска является удобным инструментом в организации обучающего процесса. Интерактивная доска предоставляет уникальные возможности для работы и творчества, является современным инструментом обучения.
Применение интерактивной доски и другого интерактивного оборудования сулит немалые выгоды, но требует смены методических подходов в обучении. Кроме того, проведение НОД (непосредственно образовательной деятельности) с использованием информационных технологий требует наличие пользовательских умений и навыков, навыков владения компьютером и мультимедийными приложениями.
Использование ИКТ в НОД позволило перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия.
Особо хочется отметить принцип объективной оценки результатов деятельности ребенка. Результаты деятельности представляются визуально на экране в виде мультипликационных образов и символов, исключающих субъективную оценку, ребенок видит результаты своей деятельности, что добавляет положительную эмоциональную окраску в такие занятия.
Широкие возможности интерактивного оборудования (дети могут не только видеть картинку, но и прикасаться к ним, двигать, менять размер, форму, манипулировать объектами) позволили сделать занятия более интересными, динамичными, обычные занятия превратились в интересную и увлекательную игру. Именно в игре ребенок обладает свободой творчества, а игра является ведущим видом деятельности в этом возрасте. Компьютерные программы в игровой форме дают возможность посетить виртуальные музеи, галереи, очутиться с любимыми персонажами в самых удивительных уголках на планете.
Я использую доску практически на всех занятиях – по ознакомлению с окружающим миром, математике, развитию речи, подготовке к обучению грамоте, интегрированных занятиях (знакомство с окружающим - игра «Четвёртый лишний», «Чей хвостик?», «Что на что похоже?», на занятиях по ФЭМП - «Найди соседа», «Какое число спряталось?», «Кто в домике живет?», по развитию речи - «Птичья столовая» (с проблемными ситуациями, «Подбери маму и детёныша», «Назови ласково», «Что увидел расскажи», обучение грамоте - «Чей домик?» (твёрдый - мягкий, гласный – согласный и т. д.).
Установленные специальные программы на интерактивной доске позволяют активно использовать ее и в кружковой деятельности (программа кружка «Каляки-маляки» нетрадиционные техники рисования).
Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации из окружающей социальной среды, близкой субкультуре современных детей. Мною подготовлены презентации, видеоролики, интерактивные дидактические игры, которые знакомят детей с жанрами живописи, цветом, перспективой, пропорцией, алгоритмом последовательности рисования различных предметов, видами росписей, работами известных художников, скульпторов и т. д. (весь авторский материал подобран в соответствии с перспективным планированием). Дети с интересом выполняют задание на выбор картины заданного жанра из ряда появившихся изображений. Исчезновение с экрана лишней картинки (не относящейся, например, к натюрморту, способствует активизации мышления, повышению познавательного интереса. Отрабатывают приемы рисования и закрашивания, выполняем практические упражнения и задания по изображению наиболее сложных деталей рисунка и элементов росписей.
Рисование на ИД не заменяет работу детей красками или другими изобразительными средствами, а способствует закреплению навыков и приемов рисования.
Использование ИКТ оказывает неоценимую помощь в работе с родительской общественностью:
- закрепление пройденного материала (для часто болеющих или не посещающих детей);
-оказание консультативной помощи в вопросах воспитания и развития детей;
- внедрение методов активизации родителей;
-демонстрация успехов и достижений как лично ребенка, так и ДОО в целом.
В нашем детском саду используются формы работы как :
- создание сайта ДОО;
-обучающие занятия детей совместно с родителями (видеоролики);
-презентация организации работы в группе;
-презентация успехов детей;
-создание электронных страничек для родителей в сети Интернет.
Работая с детьми с ОВЗ необходимо постоянно помнить, что каждый ребенок должен иметь возможность получить такое образование, которое позволит ему достичь максимально возможного для него уровня развития. Все дети рождаются со своими природными задатками, талантами и возможностями. Перед воспитателями стоит задача - раскрыть природные способности ребенка, помочь ему познать мир своим путем.