Диля Хафизова
Сюжетно-ролевая игра в работе с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
В ГБУ коррекционный детский дом №2 для детей с ограниченными в Республики Башкортостан прошла неделя сюжетно-ролевых игр.
Игра "Магазин игрушек"
В ГБОУ Детский дом № 2 прошла неделя сюжетно-ролевых игр.
Воспитатель Хафизова Диля Фазулловна учила детей действовать в соответствии с правилами, помогала овладеть пространственной терминологией, учила осознанно действовать в изменяющейся игровой ситуации, расширяла познания об окружающем мире.
В процессе игры у ребят активизировалась память, представления, развивалось мышление, воображение.
Публикация «Сюжетно-ролевая игра в работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Мальчишки и девчонки усваивали смысл игры, запоминали правила, учились действовать в соответствии
с избранной ролью, творчески применяли имеющиеся двигательные навыки, учились анализировать свои действия и действия других участников сюжетно-ролевой игры.
Сюжетно-ролевая игра имеет важное значение для становления самых разных форм произвольности детей с ограниченными возможностями здоровья - от элементарных до самых сложных. Выполнение роли, будучи эмоционально привлекательным для ребенка, оказывает стимулирующее влияние на выполнение действий, в которых роль находит свое воплощение. Ведь оценить свои действия, подчинить их сознательному определенному правилу ребенку дошкольного возраста еще очень трудно. В сюжетно-ролевой игре ребенок следит за своим поведением, контролирует его как бы через зеркало - роль.
Таким образом, при выполнении роли, будь то продавца или парикмахера, существует своеобразное раздвоение, рефлексия. Образ, заданный в роли, выступает одновременно и как ориентир поведения для ребенка, и как эталон для контроля.
Сюжетно-ролевая игра является как раз той деятельностью, которая создает оптимальные условия для развития важнейших сфер психической жизни у ребенка с ограниченными возможностями здоровья, потому что она является наиболее эффективным средством формирования и волевого и произвольного поведения в дошкольном возрасте.
Возможности для овладения своим поведением у ребенка резко повышаются в сюжетно-ролевой игре. Произвольное поведение становится более мотивированным с принятием игровой роли. Игровая роль облегчает осознание собственных действий.
Воспитатель одновременно является организатором и участником игры. Она постоянно принимает непосредственное участие в игре. Её эмоциональная вовлеченность, контроль за соблюдением правил, одобрение правильных действий обуславливает развивающий эффект сюжетно-ролевой игры.
Главным условием нормального психического развития детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья являются доброжелательные и открытые отношения его со сверстниками и воспитателем, способность к сотрудничеству, совместной деятельности. Воспитатель учит детей общаться и дружить друг с другом, ведь от этого зависит хорошее настроение и самочувствие, а также успехи в познавательном и личностном развитии.
Детям свойственно стремиться к чему то необычному, веселому,
положительные эмоции надежно защищают их от умственных перегрузок,
ведь то, что развлекает, никогда не утомляет.
Радостные переживания приносят ребенку ролевые игры-забавы,
в которых полностью отсутствует сухой дидактизм и назидательность.
К таким играм относится игра «Магазин игрушек».
В ней воспитатель учит детей брать на себя роль продавца,
покупателя, выполнять цепочку последовательных действий:
подойти к кассе,
дать деньги, взять чек, с чеком подойти к продавцу.
Учит детей обращаться к продавцу, кассиру, друг другу вежливо.
В процессе игровых действий у детей развивается разговорная речь,
обогащается словарный запас за счет новых слов: чек, продавец, кассир.
Ребенок учится подражать действиям взрослых, у него формируется культура общения, уважение к профессиям, интерес к сюжетно-ролевым играм.
При работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья все внимание воспитателя направлено на выявление потенциальных возможностей и формирование таких мотивов деятельности, которые были бы им близки и понятны. Дети-сироты независимо от степени и глубины патологических нарушений при грамотной организации ролевых игр-забав получают огромное удовольствие от общения друг с другом и добиваются лучших успехов в социальном и психомоторном развитии.