Ольга Сергеевна Копылова
Использование интеллект-карт в работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ В РАБОТЕ
С ДОШКОЛЬНИКАМИ.
Копылова О. С., воспитатель
МБДОУ города Иркутска детский сад №147
Не обижайте детей готовыми формулами, формулы - пустота;
обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие
нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их
приемам и способам, которые помогут их постигать.
Антуан де Сент-Экзюпери
Публикация «Использование интеллект-карт в работе с дошкольниками» размещена в разделах
Дошкольное образование является первой ступенью непрерывного об-щего образования и берет на себя ответственность за создание качественных условий для развития личности ребенка. Эти условия основаны на инициативе и самостоятельности самих детей, что невыполнимо без применения новых технологий и методов. Одним из таких современных методов являются интеллектуальные карты.
Понятие «интеллект-карты» (mind maps) ввел психолог из Великобритании, автор методик запоминания, креативности и организации мышления, автор и соавтор более 100 книг Тони Бьюзен. В своей практике педагога он выделял два направления деятельности: изучение и понимание возможностей мозга и его потенциала (память, мышление, творчество, навыки чтения и т. д.) и разработка методик по улучшению функций головного мозга у пожилых людей.
Использовать карты-ума для развития связной речи у детей предложила кандидат педагогических наук Валентина Михайловна Акименко.
Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого, развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление.
В основу метода интеллект-карт заложены физиологические и нейро-психологические принципы работы головного мозга человека.
Интеллект-карта напоминает клетку головного мозга (нейрон) с ответвлениями. Человек мыслит не линейно, а структурно и разветвленно. Каждое понятие ассоциативно связано с другим понятием. Поэтому именно интеллект-карты с разветвленной структурой помогают качественно изобразить материал, отразить связи между понятиями и, соответственно, усвоить новую информацию.
Интеллект-карты основаны на ассоциативном мышлении — связи между отдельными и разными представлениями.
Правое полушарие головного мозга отвечает за эмоции, интуицию, помогает охватывать картину мира целиком (создавая образ из разных явлений и деталей). У детей развито именно правополушарное мышление. Левополушарное мышление позволяет изучать мир последовательно, пошагово (сначала одно, потом второе, а лишь потом третье). Такое линейное восприятие растянуто во времени.
Правополушарное мышление доминирует у детей примерно до 10-летнего возраста. Поэтому большинство дошкольников относится к художественному типу, а не мыслительному. Однако важную роль играет развитие особых полушарий для единого психического процесса. Достичь этого помогают интеллектуальные карты.
Когда ребенок составляет или изучает интеллект-карту, у него активны оба полушария головного мозга. К тому же карта ума выглядит красиво, ак-тивизирует творческие начала (поиски ассоциаций и изображений при составлении, легко запоминается после зрительного изучения и устного проговаривания, предоставляет возможность корректировки. Творческие и игровые моменты в составлении карт делают занятия для дошколят легкими и увлекательными. Совместное составление и изучение карт мышления помогает ребенку учиться общаться не только со сверстниками, но и со взрослыми.
Полезные свойства интеллект-карт :
-наглядность (обозначенная проблема с многочисленными сторонами оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом);
-запоминаемость (благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образа и цвета интеллект-карта легко запоминается);
- привлекательность (хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно);
- творчество (интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи);
- возможность пересмотра и дополнения (пересмотр карты через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ещё лучше информацию, дополнить её новыми идеями).
Методика составления карты:
1. Используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.
2. Основная идея, проблема или слово располагается в центре.
3. Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки.
4. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
5. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т. д. порядка соединяются с главными ветвями.
6. Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).
7. Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.
8. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
9. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.
Для того чтобы понять принцип создания интеллект-карты, достаточно представить себе дерево. Есть ствол и корни — это главная идея. Дальше идут толстые ветки, потом более тонкие. Интеллектуальные карты должны быть обильно снабжены различными иллюстрациями, которые могут быть представлены в виде: моделей-образов, рисунков детей, картинок, вырезан-ных из журналов, газет, собственными символами. Различными стрелочками показываются связи между понятиями.
Карты ума помогают педагогам проводить интеграцию речевого, познавательного и социально-коммуникативного развития.
Интеллект-карты развивают у детей активность, любознательность, овладение средствами общения, овладение способами взаимодействия.
Карты ума можно создавать несколькими способами, но в каждом из них главная роль отводится детям. То, что дети делают сами, запоминается проще и лучше:
- ребенок делает ее графически со взрослым или самостоятельно;
- педагог составляет карту, а дети придумывают рассказ и обобщают информацию;
- дети делают интеллектуальные карты с родителями как домашнее задание.
В нашей работе интеллект-карты получили широкое применение, они просты и универсальны. Мы их используем в различных образовательных областях: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое. Ознакомление с та-ким методом запоминания информации мы начали со среднего возраста. Детям понравилось участие в создании карт. При этом процесс не должен быть нудным. Малышам должно быть весело, иначе они быстро заскучают. Для начала мы выбирали самые простые понятия, с которыми ребенок давно знаком.
Пример интеллектуальной карты : мы предложили нарисовать ферму. В центре поместили жилье для животных, специальные машины для их обслуживания. По краям - самих жителей фермы.
Второй пример интеллектуальной карты : мы учили с детишками времена года, описывали разные характеристики явлений и предметов. Это учит ребенка видеть причинно-следственные связи. Карта — отличный тренажер для развития логики.
Наша цель на занятиях с использованием интеллектуальных карт - это формирование навыка последовательности своих действий с помощью визуализации мышления. И добиваемся мы её через решение следующих задач:
- Создание условий для овладения детьми технологией заполнения ментальной карты;
- Развитие умения визуализировать и устанавливать причинно-следственные связи между окружающими предметами;
- Воспитание у детей навыка совместной деятельности.
Предварительная работа заключается в совместной подготовке с детьми карточек с картинками или символами. Интеллект-карты можно составлять в горизонтальной (на столе) или в вертикальной (на мольберте) плоскости. Ес-ли мы работаем с мольбертом, то с обратной стороны картинок клеим магнитные полоски.
При составлении описательных рассказов дети самостоятельно отбирают картинки, характерные для изучаемого объекта, в зависимости от лексической темы. Например, тема «Фрукты».
Где растёт? («берёзка»-в наших краях, «пальма»-в жарких странах)
Какой на ощупь? («подушка»-мягкий, «камень»-твёрдый)
Цвет ( цветные кляксы: красная, оранжевая, жёлтая, зелёная, голубая, синяя, фиолетовая)
Что можно приготовить? («стакан»-сок, компот, кисель, «банка»-варенье, «кусок пирога»-разная выпечка)
К концу занятия получается очень красивая яркая наглядная схема, в процессе составления которой у каждого ребёнка есть возможность приду-мать свой рассказ о любимом фрукте.
В настоящее время мы с детьми составили интеллектуальные карты по следующим темам: «Времена года», «Животные нашего края», «Наша роди-на», «Космос», «Народа Сибири» и др.
При систематическом использовании интеллектуальных карт можно отметить возросшую детскую активность, инициативность, самостоятельность в проявлении творчества. Дети приобрели определённые навыки по заполнению интеллект-карт, планированию своей деятельности, совершенствовались коммуникативные навыки и умения. Наглядность, привлекательность, запоминаемость, своевременность, творчество, возможность пересмотра через некоторое время делают интеллект-карты современным и эффективным методом на занятиях с детьми дошкольного возраста. Навык составления интеллектуальных карт пригодится ребятам и при дальнейшем обучении в школе. С её помощью они смогут систематизировать огромный поток информации и при необходимости смогут легко и быстро повторить, вспомнить изученный ранее материал.