быкова наталья
Использование инновационных технологий в ознакомлении старших дошкольников с миром профессий
▼ Скачать + Заказать документы
Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Отношение к профессиям вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает дошкольный период. Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретения детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях тем самым обогащают свой словарный запас. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых.
Публикация «Использование инновационных технологий в ознакомлении старших дошкольников с миром профессий» размещена в разделах
В условиях интенсивного развития инновационных процессов в общественной, экономической, политической жизни страны возникает потребность в формировании и развитии креативной личности ребенка - дошкольника. Развитие креативности представляет собой одну из центральных линий личностного развития, что позволяет человеку проявить свою индивидуальность и уникальность. Для достижения поставленной задачи в своей деятельности я использую :
- Поисковую деятельность, где ребенок (совместно с руководителем) ставит вопрос (цель, выбирает средства и способы ее достижения, делает собственные умозаключения, личные открытия.
- Разработка новых программ и технологий. Как инновационную форму организации воспитательно – образовательного процесса, основанного на взаимодействии педагога и воспитанника, эффективно используется проектная технология. Тематика и содержание проектов могут быть очень разнообразными. На практике мы убедились, что метод проекта актуален и очень эффективен. Он дает возможность ребенку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе, что позволяет ему успешно адаптироваться к окружающему миру:
- Создание предметно – развивающей среды. Такая среда привлекает детей тем, что дает им возможность к самореализации, побуждает интерес, желание что- то изменить, сделать своими руками. Являясь своеобразной формой самообразования ребенка, источником его индивидуальных знаний и личного опыта.
Пути решения данного вопроса осуществляется разными способами:
- на занятиях, где дети получают не только представление об особенностях труда людей различных профессий, но и развивается познавательный интерес к труду, желание наблюдать, экспериментировать, получать новые умения и навыки, а также воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к результатам труда других людей, связывая результат с затраченными
- через сюжетно - ролевые игры. Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Игровые технологии является одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересным не только работу на творческо-поисковом уровне, но и в будничные шаги по обучению. Они могут носить чисто импровизированный характер или иметь заранее продуманный сценарий. И в том и в другом случае игра является целью развития творческих и коммуникативных способностей ребенка. Кроме того они должны его научить принимать решения, делать и обосновывать свой выбор.
Целенаправленные наблюдения, экскурсии за пределы группы. Они способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. Дети восхищаются чудесными превращениями, которые происходят в результате труда, например как шершавая доска превращается в гладкую, маленькое зернышко превращается в хлеб, кусок ткани в руках швеи превращается в предмет одежды и. т. д.
Привлечение детей в хозяйственно - бытовой труд. В рамках реализации проекта решалась главная цель нашей концепции – развитие у дошкольников осознания важности труда для общества, воспитания радости от совместной деятельности.
Работа с родителями. Особое внимание мною уделялось работе с родителями. В этом направлении очень важно вовлекать детей в процесс труда взрослых именно в семье. На одном из родительских собраний мною было продемонстрирован видеофильм о труде детей в детском саду «Посмотрите, это мы!», рассказали о важности формирования трудовых навыков в семье. Родителям важно заинтересовать ребенка тем, что они делают, дать возможность попробовать ребенку самому выполнить, поддержать, похвалить. Тогда в ребенке сформируется инициативность, а также получать радость общения при совместной деятельности.
Все выше изложенное имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми, большему пониманию ребенком мира взрослых. Мы надеемся, что наши дети, получив представление о мире профессий, в будущем научатся быть инициативными в выборе собственной профессии, будут проявлять активность и творчество, что поможет их дальнейшему обучению в школе.