Получи документы

Мастер-класс «Использование игровых технологий при ознакомлении дошкольников с предметным миром»

Айгуль Казакбаева
Мастер-класс «Использование игровых технологий при ознакомлении дошкольников с предметным миром»
▼ Скачать + Заказать документы

СЛАЙД (2 клика) Тема моего мастер-класса «Использование игровых технологий при ознакомлении дошкольников с предметным миром»

Ознакомление дошкольников с окружающим миром - это средство образования в их сознании адекватных представлений и знаний о мире, основанных на чувственном опыте, и воспитание правильного отношения к нему. Оно является источником первых конкретных знаний и тех эмоциональных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

Публикация «Мастер-класс „Использование игровых технологий при ознакомлении дошкольников с предметным миром“» размещена в разделах

СЛАЙД (фотограф. детей) В последнее время большое внимание уделяется социальному развитию ребёнка. Основная задача общества - показать детям социальный мир «изнутри» и помочь ребёнку понять своё место в этом мире, как его члена, участника событий, преобразователя. Для развития и социализации ребёнка большое значение имеют представления о разнообразных предметах.

СЛАЙД (2 клика) Писатели - фантасты не раз описывали такую картину: «Произошла катастрофа, люди покинули обжитые места, ушли в тайгу, в горы. Через сотни лет, когда угроза миновала они пришли в города, стали ходить по разрушенным дома, и с интересом рассматривая разнообразные предметы, например, сотовый телефон, кухонный комбайн, градусник и т. д. Люди не понимали назначение, способы использования, принцип действия этих предметов».

И сейчас археологи продолжают находить древние артефакты, назначение которых им по сей день не удаётся расшифровать.

СЛАЙД Так и дети, приходя в этот мир, не понимают назначение окружающих их предметов, смысл вещей. Открыть мир вещей помогает взрослый, как носитель опыта.

СЛАЙД В дошкольной педагогике издавна одним из эффективных форм обучения детей рассматривается дидактическая игра (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли,

Е. И. Тихеева, А. П. Усова, А. Н. Давидчук и др, которая помогает раскрыть многообразный мир продуктов деятельности человека.

В игре ребенок общается, ведет диалог с другими детьми и взрослыми, вовлекается в активное освоение окружающего мира, овладевает способами познания связей между предметами и явлениями, удовлетворяется детская любознательность. Важной является и монологическая речь детей, которую они ведут в игровой деятельности. Развитие речи через игру наиболее оптимально, потому что это интересно и близко ребенку.

Все это говорит о дидактической игре как удобном, эффективном способе проектирования педагогического процесса, достижения заданных целей.

СЛАЙД Представления у детей о предметном мире, как основу для его творческого преобразования, можно сформировать при использовании системы дидактических игр — игровой технологии. Она строится с учетом информационной, регуляторной и эмоциональной насыщенности содержания, особенностей игровой деятельности детей, игровых задач, правил, действий, организации жизни дошкольников и руководства педагогом.

Набирая опыт работы по методике Ольги Витальевны Дыбиной по ознакомлению детей с предметным миром через дидактическую игру, убеждаюсь в том, что разработанные ею дидактические игры привлекают своею образностью, игровыми правилами, отражающие те ограничения и препятствия, которые человеку приходится преодолевать в действительности, определяют путь самоутверждения, регулируют взаимоотношения детей и способ «творения» (внесение новых элементов, движений, операций).

СЛАЙД Технология опыта предполагает активную игровую совместную деятельность детей и взрослых, в ходе которой развиваются социальная, интеллектуальная и информационная компетентности.

СЛАЙД О. В. Дыбина считает, что предметный мир целесообразно рассматривать с позиций пользы для ребенка, состоящих из трех групп предметов :

•Первая группа предметов - это те, с которыми ребенок не действует, т. к. дети в силу объективных причин лишены возможности непосредственного контакта с ними (например, предметы, облегчающие труд взрослых на производстве).

• Вторая группа - предметы, которые входят в ближайшее окружение ребенка. Дети имеют возможность увидеть их и действовать с ними на практике.

•Третья группа - предметы, с которыми ребенок действует, т. к. они доступны его преобразовательной деятельности в разных диапазонах. Эти предметы по содержанию приближены к реальной жизни, именно эта группа предметов является наиболее значимой для активного творческого освоения предметного мира дошкольниками.

В дидактических играх применяются разные приемы обучения: наглядные, словесные, практические. Но методика дидактических игр своеобразна.

СЛАЙД В процессе ознакомления с предметным миром условно выделены три группы дидактических игр:

1) игры, направленные на получение информации о предметном мире, его свойствах и отношениях;

2) игры, напрвленные на освоение действий разного характера (исследовательского, экспериментального, моделирующего и алгоритмического) с предметами, способствующими овладению способами творчества;

3) игры, напрвленные на развитие стремления к творческому преобразованию предметного мира.

СЛАЙД Рассмотрим первую группу дидактических игр, направленных на получение информации о предметном мире, его свойствах и отношениях.

Серия «Игры – раскладки» помогает определелять предметы природного мира и предметы, созданных руками человека.

П: Игра «Помогите Незнайке», где дети по просьбе любимого героя раскладывают картинки предметов природного и рукотворного мира в коробочки (конверты) с соответствующими символами (человек, дерево).

СЛАЙД Серия «Игры – определения» направлена на определение и различения цвета, величины, формы, веса, строение, функции, для классификации предметов по разным признакам и т. д.

П: Игра «Найди нужный предмет», необходимо найти нужный предмет и поработать над составлением разных предложений, стараясь доказывать свой ответ.

СЛАЙД Для знакомства с предметами и их основными признаками можно использовать серию «Игры-загадки, отгадки»

П: Игра «Угадай, какой предмет я загадала

•Круглый резиновый предмет, который умеет прыгать и катиться по кругу.

•Деревянная, вся расписная. Откроешь, сразу появятся ее сестрички.

•Бумажный, с листочками, на каждом листочке можно нарисовать рисунок.

•Она железная, большая, в ней мама варит суп.

Скоро Новый год, всем хочется получить подарки. Предлагаю поиграть в игру «Что подарю тебе — ты угадай!» передавая снежинку человеку, которому ты хотел бы сделать подарок.

СЛАЙД Для различения и называния разных признаков предмета и описания предмета поможет серия «Игры-описания» с использованием алгоритма описания и т. д.

СЛАЙД Предлагаю вашему вниманию игру «Аукцион».

Ведущий игры достает предмет, называет его. Участники игры поднимают руки и называют по одному свойству и качеству данного предмета, особо характеризуя материал. Предмет достается тому, ответ которого будет последним.

«Внимание, на аукцион выставлен лот №1 старинный. достанется…

СЛАЙД Особую ценность в работе имеет организация микроцентра «Мастерская по ремонту», в которой можно поместить стимуляторы творческих проявлений:

здесь дети оказываются в позиции мастеров, преобразовывают предмет, изменяют и совершенствуют части и детали, которые делают вещь оригинальной, не похожей на другие. Нужно подвести к пониманию: то, что предметы рукотворного мира часто создаются по подобию объектов природы (в этом их сходство, а элемент, которых нет в природе, человек создает сам (в этом их различие). Например, в игре «Откуда возникло название?» дети учатся понимать, как возникают названия предметов рукотворного мира, и объяснять их смысл. Предлагаю поиграть в игру «Волшебные слова», которые похожи по звучанию, но различны по смыслу (мышка – животное и элемент компьютера, ключ – от замка и родник).

Из серии с такими действиями, как «собери», «отремонтируй», «дорисуй» можно поиграть в такие игры:«Собери велосипед», «Собери компьютер», «Собери видеокамеру», «Дорисуй, что я задумала», «Собери предмет будущего».

СЛАЙД Серия «Игры-турне» и «Игры-путешествия» направлена на определения линии развития предмета и роль человека в преобразовании предмета. Это такие игры: «Определи время предмета», «Что сначало- что потом?», «Что было- что будет?» и другие, и игры-путешествия в прошлое предметов.

Игра «Раньше и теперь». Надо найти пару предметов, относящиеся к прошлому и настоящему. Объяснить, почему человек изменил предмет, которым пользовался в прошлом.

Рассмотрим игры второй группы, направленные на развитие у детей способов действий разного характера

В серии «Игры-занятия с элементами опыта, эксперимента» дети знакомятся с материалами и их свойствами. Здесь можно играть в такие игры : «Почему птицы могут летать, а человек — нет?», «Когда это бывает?», «Теневой театр», «Мы — фокусники» и другие.

В серии «Игры-опыты» разработаны такие игры «Мир бумаги», «Мир металла», «Родственники стекла» и другие игры.

СЛАЙД (клик на каждую картинку постепенно)

Предлагаю игру «Что на что похоже». Надо назвать объект природного мира и подобрать предмет из рукотворного мира, похожие внешне, сотавляя предложение по образцу «Человек посмотрел на … и придумал.

Что у них общее? Чем отличаются?

СЛАЙД Целесообразно проводить с детьми алгоритмические игры: «Оглянись вокруг», «Мои друзья», «Чем был, чем стал», «Аукцион» и др., побуждая самостоятельно описывать предметы и их признаки, способствуют формированию у детей умения вычленять существенные признаки предмета, понимать причинно-следственные связи между функцией, назначением предметов и потребностями людей в их преобразовании.

Предлагаю игру «Расскажи о себе» («Реклама») по алгоритму.

Участнику игры предлагается превратиться в тот предмет, картинку которого ему дают, он ее не показывает никому. Задача: описать «себя», не называя предмет (форма, цвет, размер, материал, предназначение, детали, прошлое, где можно увидеть, можно предложить алгоритм.

Игры третьей группы дидактических игр, напавленные на развитие стремления к творческому преобразованию мира, включают в себя серию игр «Игры-преобразования», «Используй по-другому», «Прогноз будущего», «Измени предмет».

СЛАЙД Серия «Игры-преобразования» расширяют понимание многофункциональности использования предметов.

Предлагаю игру «Будь внимательным!»

Ведущий называет предмет и бросает мяч игроку, игрок говорит действие названного предмета и называет предмет с противоположным действием.

П: Микроволновка – разогревает, холодильник – морозит.

Будильник - кровать

вентилятор – шуба

клей – ножницы.

Какими функциями будет владеть предмет, если соединить

стол – шкаф, кресло – телевизор?

Серия игр «Прогноз будущего», включает в себя такие игры: «Цепочка слов», «Эволюция предметов», «Соедини детали — получи новый предмет», «У кого необычнее получится предмет» и другие.

Давайте вспомним эволюцию плеера. Что было сначало?

СЛАЙД 1. Американский изобретатель Томас Эдисон в 1877 году придумал фонограф — устройство для записи звука.

2. В 1887 году немецкий инженер Эмиль Берлинер изобрел граммофон.

3. В 1907 году француз Гильон Кеммлер усовершенствовал граммофон и получил патефон.

4. В 40-е годы 20 века стали появляться радиолы и электрофоны.

5. Появился почти в это же время магнитофон с катушками, затем с кассетами.

6. В 80-е годы — лазерные проигрыватели с компакт-дисками и плееры.

7. В какой предмет превратится плеер в будущем?

Таким образом, игры используются с детьми для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. Эти игры развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.

Слайд По данной теме в детском саду я обобщила опыт работы, Слайд С воспитателями мы играли в разные игры.

Слайд А в практической части придумывали себе домашних помощников — роботов, которые помогли бы нам по хозяйству.

Слайд Участвовала в проведении оод и в мастер-классе на методическом дне детского сада по данной теме.

Слайд Такие же воспитатели, как мы с вами, воспитали детей, которые сейчас создают такие чудеса.

Несколько слайдов.

СЛАЙД Спасибо за внимание.

Литература:

1. О. В. Дыбина «Что было до.» Игры - путешествия в прошлое предмета.

2. О. В. Дыбина «Из чего сделаны предметы» / Творческий центр «Сфера», Москва 2010 год.

3. О. В. Дыбина «Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром» / Педагогическое общество России, Москва 2008 год.

4. О. В. Дыбина «Ознакомление дошкольников с предметным миром»/ Педагогическое общество России, Москва 2008 год.

Публикации по теме:

Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. Утина Светлана Юрьевна воспитатель.

Использование инновационных практико-ориентированных технологий при ознакомлении детей с окружающим миром. Выступление на ГМО воспитателей подготовительных к школе групп Использование инновационных практико-ориентированных образовательных.

Использование инновационных технологий при ознакомлении детей с правилами дорожного движения Соснова Галина Константиновна, МБОУ ПГО «Детский сад №69 комбинированного вида», воспитатель высшей квалификационной категории. [i]Актуальность. [/i].

Использование метода проектов при ознакомлении старших дошкольников с татарским народным костюмом Комплекс народного костюма испокон веков нес в себе особый духовный смысл, в котором проявлялась психология каждого народа. В коллективном.

Мастер-класс «Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста» Подготовила: воспитатель IКК Чернова Н. А. Своё выступление мне хочется начать с высказывания: «Без игры, нет, и не может быть полноценного.

Мастер-класс для родителей «Использование игровых приемов по адаптации детей к воде при обучении плаванию» Мастер-класс для родителей на тему: «Использование игровых приемов по адаптации детей к воде как подготовительный этап при обучении плаванию».

Мастер-класс «Использование игровых технологий в образовательном процессе ДОУ» Цель: выяснить спектр мнений по поставленной проблеме с разных точек зрения; обобщить опыт работы по теме, обсудить неясные или спорные.

Презентация «Использование игровых технологий с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» слайд 1 Проблема нравственно-патриотического воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает.

Программа саморазвития «Использование игровых приемов при ФЭМП у дошкольников» Пояснительная записка. Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных.

Использование игровых технологий в процессе художественно — эстетического развития дошкольников В связи с введением «Федеральных государственных образовательных стандартов Дошкольного Образования активизировался поиск современных технологий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Использование игровых технологий при ознакомлении дошкольников с предметным миром»
Опубликовано: 4 октября 2017 в 22:46
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Использование игровых технологий при ознакомлении дошкольников с предметным миром»» (включая файлы) размещена пользователем Айгуль Казакбаева (УИ 441177) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД