Айгуль Казакбаева
Мастер-класс «Использование игровых технологий при ознакомлении дошкольников с предметным миром»
▼ Скачать + Заказать документы
СЛАЙД (2 клика) Тема моего мастер-класса «Использование игровых технологий при ознакомлении дошкольников с предметным миром»
Ознакомление дошкольников с окружающим миром - это средство образования в их сознании адекватных представлений и знаний о мире, основанных на чувственном опыте, и воспитание правильного отношения к нему. Оно является источником первых конкретных знаний и тех эмоциональных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.
Публикация «Мастер-класс „Использование игровых технологий при ознакомлении дошкольников с предметным миром“» размещена в разделах
СЛАЙД (фотограф. детей) В последнее время большое внимание уделяется социальному развитию ребёнка. Основная задача общества - показать детям социальный мир «изнутри» и помочь ребёнку понять своё место в этом мире, как его члена, участника событий, преобразователя. Для развития и социализации ребёнка большое значение имеют представления о разнообразных предметах.
СЛАЙД (2 клика) Писатели - фантасты не раз описывали такую картину: «Произошла катастрофа, люди покинули обжитые места, ушли в тайгу, в горы. Через сотни лет, когда угроза миновала они пришли в города, стали ходить по разрушенным дома, и с интересом рассматривая разнообразные предметы, например, сотовый телефон, кухонный комбайн, градусник и т. д. Люди не понимали назначение, способы использования, принцип действия этих предметов».
И сейчас археологи продолжают находить древние артефакты, назначение которых им по сей день не удаётся расшифровать.
СЛАЙД Так и дети, приходя в этот мир, не понимают назначение окружающих их предметов, смысл вещей. Открыть мир вещей помогает взрослый, как носитель опыта.
СЛАЙД В дошкольной педагогике издавна одним из эффективных форм обучения детей рассматривается дидактическая игра (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли,
Е. И. Тихеева, А. П. Усова, А. Н. Давидчук и др, которая помогает раскрыть многообразный мир продуктов деятельности человека.
В игре ребенок общается, ведет диалог с другими детьми и взрослыми, вовлекается в активное освоение окружающего мира, овладевает способами познания связей между предметами и явлениями, удовлетворяется детская любознательность. Важной является и монологическая речь детей, которую они ведут в игровой деятельности. Развитие речи через игру наиболее оптимально, потому что это интересно и близко ребенку.
Все это говорит о дидактической игре как удобном, эффективном способе проектирования педагогического процесса, достижения заданных целей.
СЛАЙД Представления у детей о предметном мире, как основу для его творческого преобразования, можно сформировать при использовании системы дидактических игр — игровой технологии. Она строится с учетом информационной, регуляторной и эмоциональной насыщенности содержания, особенностей игровой деятельности детей, игровых задач, правил, действий, организации жизни дошкольников и руководства педагогом.
Набирая опыт работы по методике Ольги Витальевны Дыбиной по ознакомлению детей с предметным миром через дидактическую игру, убеждаюсь в том, что разработанные ею дидактические игры привлекают своею образностью, игровыми правилами, отражающие те ограничения и препятствия, которые человеку приходится преодолевать в действительности, определяют путь самоутверждения, регулируют взаимоотношения детей и способ «творения» (внесение новых элементов, движений, операций).
СЛАЙД Технология опыта предполагает активную игровую совместную деятельность детей и взрослых, в ходе которой развиваются социальная, интеллектуальная и информационная компетентности.
СЛАЙД О. В. Дыбина считает, что предметный мир целесообразно рассматривать с позиций пользы для ребенка, состоящих из трех групп предметов :
•Первая группа предметов - это те, с которыми ребенок не действует, т. к. дети в силу объективных причин лишены возможности непосредственного контакта с ними (например, предметы, облегчающие труд взрослых на производстве).
• Вторая группа - предметы, которые входят в ближайшее окружение ребенка. Дети имеют возможность увидеть их и действовать с ними на практике.
•Третья группа - предметы, с которыми ребенок действует, т. к. они доступны его преобразовательной деятельности в разных диапазонах. Эти предметы по содержанию приближены к реальной жизни, именно эта группа предметов является наиболее значимой для активного творческого освоения предметного мира дошкольниками.
В дидактических играх применяются разные приемы обучения: наглядные, словесные, практические. Но методика дидактических игр своеобразна.
СЛАЙД В процессе ознакомления с предметным миром условно выделены три группы дидактических игр:
1) игры, направленные на получение информации о предметном мире, его свойствах и отношениях;
2) игры, напрвленные на освоение действий разного характера (исследовательского, экспериментального, моделирующего и алгоритмического) с предметами, способствующими овладению способами творчества;
3) игры, напрвленные на развитие стремления к творческому преобразованию предметного мира.
СЛАЙД Рассмотрим первую группу дидактических игр, направленных на получение информации о предметном мире, его свойствах и отношениях.
Серия «Игры – раскладки» помогает определелять предметы природного мира и предметы, созданных руками человека.
П: Игра «Помогите Незнайке», где дети по просьбе любимого героя раскладывают картинки предметов природного и рукотворного мира в коробочки (конверты) с соответствующими символами (человек, дерево).
СЛАЙД Серия «Игры – определения» направлена на определение и различения цвета, величины, формы, веса, строение, функции, для классификации предметов по разным признакам и т. д.
П: Игра «Найди нужный предмет», необходимо найти нужный предмет и поработать над составлением разных предложений, стараясь доказывать свой ответ.
СЛАЙД Для знакомства с предметами и их основными признаками можно использовать серию «Игры-загадки, отгадки»
П: Игра «Угадай, какой предмет я загадала?»
•Круглый резиновый предмет, который умеет прыгать и катиться по кругу.
•Деревянная, вся расписная. Откроешь, сразу появятся ее сестрички.
•Бумажный, с листочками, на каждом листочке можно нарисовать рисунок.
•Она железная, большая, в ней мама варит суп.
Скоро Новый год, всем хочется получить подарки. Предлагаю поиграть в игру «Что подарю тебе — ты угадай!» передавая снежинку человеку, которому ты хотел бы сделать подарок.
СЛАЙД Для различения и называния разных признаков предмета и описания предмета поможет серия «Игры-описания» с использованием алгоритма описания и т. д.
СЛАЙД Предлагаю вашему вниманию игру «Аукцион».
Ведущий игры достает предмет, называет его. Участники игры поднимают руки и называют по одному свойству и качеству данного предмета, особо характеризуя материал. Предмет достается тому, ответ которого будет последним.
«Внимание, на аукцион выставлен лот №1 старинный. достанется…
СЛАЙД Особую ценность в работе имеет организация микроцентра «Мастерская по ремонту», в которой можно поместить стимуляторы творческих проявлений:
здесь дети оказываются в позиции мастеров, преобразовывают предмет, изменяют и совершенствуют части и детали, которые делают вещь оригинальной, не похожей на другие. Нужно подвести к пониманию: то, что предметы рукотворного мира часто создаются по подобию объектов природы (в этом их сходство, а элемент, которых нет в природе, человек создает сам (в этом их различие). Например, в игре «Откуда возникло название?» дети учатся понимать, как возникают названия предметов рукотворного мира, и объяснять их смысл. Предлагаю поиграть в игру «Волшебные слова», которые похожи по звучанию, но различны по смыслу (мышка – животное и элемент компьютера, ключ – от замка и родник).
Из серии с такими действиями, как «собери», «отремонтируй», «дорисуй» можно поиграть в такие игры:«Собери велосипед», «Собери компьютер», «Собери видеокамеру», «Дорисуй, что я задумала», «Собери предмет будущего».
СЛАЙД Серия «Игры-турне» и «Игры-путешествия» направлена на определения линии развития предмета и роль человека в преобразовании предмета. Это такие игры: «Определи время предмета», «Что сначало- что потом?», «Что было- что будет?» и другие, и игры-путешествия в прошлое предметов.
Игра «Раньше и теперь». Надо найти пару предметов, относящиеся к прошлому и настоящему. Объяснить, почему человек изменил предмет, которым пользовался в прошлом.
Рассмотрим игры второй группы, направленные на развитие у детей способов действий разного характера
В серии «Игры-занятия с элементами опыта, эксперимента» дети знакомятся с материалами и их свойствами. Здесь можно играть в такие игры : «Почему птицы могут летать, а человек — нет?», «Когда это бывает?», «Теневой театр», «Мы — фокусники» и другие.
В серии «Игры-опыты» разработаны такие игры «Мир бумаги», «Мир металла», «Родственники стекла» и другие игры.
СЛАЙД (клик на каждую картинку постепенно)
Предлагаю игру «Что на что похоже». Надо назвать объект природного мира и подобрать предмет из рукотворного мира, похожие внешне, сотавляя предложение по образцу «Человек посмотрел на … и придумал.
Что у них общее? Чем отличаются?
СЛАЙД Целесообразно проводить с детьми алгоритмические игры: «Оглянись вокруг», «Мои друзья», «Чем был, чем стал», «Аукцион» и др., побуждая самостоятельно описывать предметы и их признаки, способствуют формированию у детей умения вычленять существенные признаки предмета, понимать причинно-следственные связи между функцией, назначением предметов и потребностями людей в их преобразовании.
Предлагаю игру «Расскажи о себе» («Реклама») по алгоритму.
Участнику игры предлагается превратиться в тот предмет, картинку которого ему дают, он ее не показывает никому. Задача: описать «себя», не называя предмет (форма, цвет, размер, материал, предназначение, детали, прошлое, где можно увидеть, можно предложить алгоритм.
Игры третьей группы дидактических игр, напавленные на развитие стремления к творческому преобразованию мира, включают в себя серию игр «Игры-преобразования», «Используй по-другому», «Прогноз будущего», «Измени предмет».
СЛАЙД Серия «Игры-преобразования» расширяют понимание многофункциональности использования предметов.
Предлагаю игру «Будь внимательным!»
Ведущий называет предмет и бросает мяч игроку, игрок говорит действие названного предмета и называет предмет с противоположным действием.
П: Микроволновка – разогревает, холодильник – морозит.
Будильник - кровать
вентилятор – шуба
клей – ножницы.
Какими функциями будет владеть предмет, если соединить
стол – шкаф, кресло – телевизор?
Серия игр «Прогноз будущего», включает в себя такие игры: «Цепочка слов», «Эволюция предметов», «Соедини детали — получи новый предмет», «У кого необычнее получится предмет» и другие.
Давайте вспомним эволюцию плеера. Что было сначало?
СЛАЙД 1. Американский изобретатель Томас Эдисон в 1877 году придумал фонограф — устройство для записи звука.
2. В 1887 году немецкий инженер Эмиль Берлинер изобрел граммофон.
3. В 1907 году француз Гильон Кеммлер усовершенствовал граммофон и получил патефон.
4. В 40-е годы 20 века стали появляться радиолы и электрофоны.
5. Появился почти в это же время магнитофон с катушками, затем с кассетами.
6. В 80-е годы — лазерные проигрыватели с компакт-дисками и плееры.
7. В какой предмет превратится плеер в будущем?
Таким образом, игры используются с детьми для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. Эти игры развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.
Слайд По данной теме в детском саду я обобщила опыт работы, Слайд С воспитателями мы играли в разные игры.
Слайд А в практической части придумывали себе домашних помощников — роботов, которые помогли бы нам по хозяйству.
Слайд Участвовала в проведении оод и в мастер-классе на методическом дне детского сада по данной теме.
Слайд Такие же воспитатели, как мы с вами, воспитали детей, которые сейчас создают такие чудеса.
Несколько слайдов.
СЛАЙД Спасибо за внимание.
Литература:
1. О. В. Дыбина «Что было до.» Игры - путешествия в прошлое предмета.
2. О. В. Дыбина «Из чего сделаны предметы» / Творческий центр «Сфера», Москва 2010 год.
3. О. В. Дыбина «Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром» / Педагогическое общество России, Москва 2008 год.
4. О. В. Дыбина «Ознакомление дошкольников с предметным миром»/ Педагогическое общество России, Москва 2008 год.