Айгуль Казакбаева
Мастер-класс «Использование игровых технологий при ознакомлении с предметным миром и речевом развитии дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс на тему
«Использование игровых технологий при ознакомлении с предметным миром и речевом развитии дошкольников»
Казакбаевой Айгуль Галеевны, воспитателя МДОБУ «Центр развития ребенка – детский сад «Айгуль» г. Сибай
Публикация «Мастер-класс „Использование игровых технологий при ознакомлении с предметным миром и речевом развитии дошкольников“» размещена в разделах
- Мир предметов и вещей, рукотворный мир
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Одной из основных задач умственного воспитания детей дошкольного возраста является развитие мышления и речи. Эти два неразрывно связанных между собой психических процесса формируются, развиваются при познании ребенком окружающего мира.
С раннего возраста дети приобретают сведения об окружающих предметах, расширяют свой кругозор, осваивают предметное окружение в его изменении, движении, развитии. Удовлетворять детскую любознательность, вовлекать ребенка в активное познание окружающего мира, помочь понять связь между предметами и явлениями позволяет игра. Дидактическая игра - удобный, эффективный способ проектирования педагогического процесса, достижения заданных целей.
Предлагаю вашему вниманию несколько игр из множества игр Ольги Витальевны Дыбиной. Они ненавязчиво знакомят детей с миром предметов и формируют у детей умение логически думать, рассуждать и делать первые изобретения. Для ознакомления детей с предметным миром условно выделены три группы дидактических игр.
I группа игр, направленная на получение информации о предметном мире, его свойствах и отношениях. Применяя в играх знания о внешних свойствах предметов, усвоенные в предыдущие годы, дети глубже усваивают знания о новых жизненных связях. Это обогащает круг представлений, пополняет словарь детей, развивает связную речь.
Игра «Что лишнее?» На столе перед игроками разложены предметные картинки. Например: шкаф — кровать — кукла — кресло
майка — чашка — юбка — носки
Вам надо назвать изображенные предметы, сказать о том, что между ними общего, и есть ли среди них предмет, не подходящий к этой группе.
Игра «Теремок». На столике предметные картинки
Выберите себе предметные картинки. Я буду выполнятьроль ведущего. Здесь наш теремок. Каждый приходящий в «теремок» сможет попасть туда только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются слова: «Тук - тук. Кто в теремочке живет?».
В ходе игры ведущий может менять установки: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты похож на меня. Или: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты отличаешься от меня».
Обращаясь в зал: В игре «Теремок» могут принимать участие от 2 до 10 человек. Чтобы игроки, находящиеся в теремке, не скучали, работу можно строить по цепочке. Тот, кого уже впустили в теремок, спрашивает следующего игрока, который просится в теремок и так далее. В течение игры задания можно менять: задавать то на похожести, то на различия. Игру можно посвящать только одной какой-то теме или брать несколько тем.
Игра «Угадай, какой предмет»
Цель игры: расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов. Давайте вместе назовем признаки предмета, и вам легко будет подобрать название предмета. Что это: теплый, пуховый, вязаный? (платок, носок, шарф,) Тяжелый, кожаный, коричневый? (чемодан, портфель, бумажник)
Побеждает тот, кто называет предмет последним. II группа игр, направленная на освоение действий разного характера (обследовательские, экспериментальные, моделирующие и алгоритмические) с предметами. Особенное внимание следует уделить проведению с детьми алгоритмических игр: «Оглянись вокруг», «Мои друзья», «Чем был, чем стал», «Аукцион» и другие игры, побуждая активизировать речь, самостоятельно описывать предметы и их признаки. Нам помогают в работе алгоритмы, составленные вместе с детьми. В началевзрослый описывает предмет, характеризуя его признаки, а ребенок узнает и называет предмет. Затем усложняется задача: дети описывают предмет, не называя его.
Игра «Угадай, какой предмет я загадала».
Для этого предлагается план описания : природный это или рукотворный мир, форма, цвет, высота, вес, детали, какие действия можно с ним производить, материал, чем был в раньше, свое отношение, что тебе в нем нравится. Этот план затем был представлен перед глазами ребенка в виде алгоритма знаков, обозначающих признаки предметов. Первый отгадавший приглашается на сцену.
Игра «Расскажи о себе»
- Сейчас вы превращаетесь в предмет, который изображен на картинке. Вам нужно по алгоритму рассказать о себе, а мы угадаем, что это за предмет.
III группа – игры на преобразование предметов.
В игре дети ставят цель, осуществляют элементарное планирование, реализовывают задуманное и получают результат, адекватный поставленной цели. Проявляется самостоятельность, оригинальность, выдумка, фантазия, стремление к прогнозированию.
Игра «Как можно использовать предмет?» Берется любой предмет. Этот предмет пускают по кругу детей, и каждый ребенок должен сказать, как можно использовать этот предмет помимо его конкретного предназначения. Например, стол. (Можно использовать, как переносное оборудование, перевернуть и поплыть по реке вместо плота, залезть на него и что-то достать, в столе внутри сделать аквариум и сидя, за столом наблюдать за рыбками, накрыть длинной тканью и устроить для детей уголок уединения.
Увлекательные дидактические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач, успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и точному запоминанию.