Ирина Фирсова
Использование технологий в логопедической работе для снятия психоэмоционального напряжения у детей с нарушением речи
▼ Скачать + Заказать документы
Использование технологий в логопедической работе для снятия психоэмоционального напряжения у детей с нарушением речи
Первостепенной задачей дошкольного воспитания является подготовка ребенка к школе. Однако в детских садах, даже общеразвивающего типа увеличивается количество детей с речевой патологией, а педагогическая безграмотность родителей не позволяет вовремя, до 3-х лет, обнаружить первые признаки речевого недоразвития детей.
Темочки:
- Логопедия. Работа логопеда
- ОНР, нарушение речи
- Психогимнастика, релаксация. Снятие эмоционального напряжения
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
Развитие ребенка во всех его проявлениях неразрывно связано с речью. Речь – средство познания окружающей действительности, однако у детей с речевыми проблемами, как правило, наблюдаются психические недоразвития (страдают память, внимание, восприятие и т. д., у них часто наблюдается речевой негативизм. Деятельность педагога-логопеда в современных условиях не только коррекционно-развивающая, но и диагностическая, организационная, консультативная, просветительская, методическая. В таких случаях необходима комплексная логопедическая работа.
На сегодняшний день в связи с динамическим развитием современного общества к образовательной сфере выдвигаются новые требования. В соответствии с этими требованиями, в образовательном и воспитательном процессах все чаще имеет место внедрение новых технологий. В частности, инновации в коррекционно-развивающей работе учителей - логопедов приобретают новое значение. Все эти методики и подходы наряду с традиционными способствуют тому, чтобы максимально успешно преодолевать различного рода нарушения у детей, включая речевые.
Актуальность коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи, средствами инновационных технологий несомненна, они способствуют оздоровлению организма ребенка в целом. При этом идет постоянная работа над постановкой и развитием речи, включаются различные игры и упражнения, необходимые для формирования грамматического строя речи, обогащения словаря, формирования слоговой структуры слова, развития связной речи, фонематического восприятия, а также когнитивных процессов детей дошкольного возраста (внимания, памяти, мышления, которые отвечают новым требованиям.
В работе с детьми с речевыми нарушениями, в качестве обязательных элементов логопедического занятия, а также в индивидуальной работе с детьми, целесообразно включать современные инновационные технологии, способствующие снятию психоэмоционального напряжения, такие как:
· арт-терапевтические технологии – музыкотерапия, кинезитерапия (телесно-ориентированная терапия, логоритмика, психогимнастика, сказкотерапия, релаксация;
· современные технологии логопедического и пальцевого массажа;
· современные технологии сенсорного воспитания;
· Су-Джок терапия;
· информационные технологии.
Более подробно мы рассмотрим логоритмику и попробуем этот вид технологии на себе :
Логоритмика — это игровой метод работы с детьми, в котором сочетаются музыка, движения и слова стихотворений или песенок, чистоговорок и потешек. Ритмичные движения легко запомнить и воспроизвести их “на автомате”.
А их моторный ритм связан с темпом произнесения слов (речевым ритмом).
То есть, если научить ребенка ритмично двигаться и произносить слова в нужном темпе, он сможет так же размеренно и спокойно говорить в обычной жизни.
Логоритмические упражнения довольно разнообразны.
Занятие можно строить так, чтобы чаще использовать те игры, которые помогут в коррекции речевой проблемы.
Например, если ребенок заикается, следует добавить в занятие побольше упражнений для дыхания, музыкальные игры. А если малышу не дается произнесение каких-то звуков, стоит сделать упор на артикуляционные упражнения и упражнения для коррекции звукопроизношения.
Основателем системы музыкально-ритмического воспитания является швейцарский музыкант и педагог Эмиль Жак – Далькроз (XIX век). В России успешно начинали развивать это направление Н. Г. Александрова, Г. А. Волкова. В 30-е годы XXI века в России берет свое начало логопедическая ритмика (В. А. Гринер и Ю. А. Флоренская). В настоящее время разработкой авторских программ и технологий по логоритмике занимаются М. Ю. Картушина, А. Е. Воронова и другие.
Используются разнообразные формы работы : дыхательно-артикуляционные и эмоционально – волевые тренинги, игровой массаж, танцевально – ритмические упражнения, в том числе, с использованием деревянных ложек, палок и палочек, кубиков, стаканов, музыкальных инструментов, гимнастических лент, фитболов, степов, использование чистоговорок, скороговорок, логораспевок, работа ритмического оркестра и многие другие виды логоритмики, вызывают огромный интерес у воспитанников, их родителей.
Таким образом, логоритмические упражнения способствуют решению основных задач - развитию всех сторон речевой деятельности, совершенствованию всех видов движений, развитию памяти, внимания, мышления, и что очень важно, способствуют снятию психоэмоционального напряжения у детей. Занятия с элементами логоритмики создают позитивный эмоциональный фон. Использование таких упражнений могут быть рекомендованы воспитателям и специалистам дошкольных образовательных организаций любого вида в различных видах деятельности посредством музыкально-эмоционального, двигательного и речевого воздействия.
В заключении хочется отметить, что каждый этап логопедической работы с детьми должен включать приемы и техники для снятия или недопущения психоэмоционального напряжения. Результаты грамотно и регулярно проводимой работы для психоэмоциональной разгрузки повышают эффективность коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи.