Марианна Валерьевна Проскурня
Использование инновационных технологий при подготовке детей с ОНР к обучению грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальностью использования инновационных технологий и средств обучения при подготовке дошкольников к обучению грамоте является значительное увеличение количества детей, имеющих трудности в овладении речевыми умениями и навыками.
Обучение грамоте у детей с нарушениями речи вызывает особые затруднения, при этом стандартные методы коррекционной работы не всегда дают ожидаемые результаты. Использование нестандартных методов и приёмов помогает педагогу в построении особой системы взаимодействия взрослых с детьми на основе партнёрства, сотрудничества через увлекательную игровую деятельность так, чтобы ребёнок не понял, что учится. Таким образом, решаются проблемы низкой мотивации или её отсутствия к образовательной деятельности у старших дошкольников, процесс познания и коррекции становится осознанным и необходимым, у детей развивается самостоятельность, уверенность в себе, творческая инициативность, активность.
Публикация «Использование инновационных технологий при подготовке детей с ОНР к обучению грамоте» размещена в разделах
Целью использования инновационных технологий при подготовке детей к обучению грамоте является повышение качества коррекционно-образовательного процесса.
Задачи:
- разработать наиболее эффективные пути для решения задач по обучению грамоте детей с ТНР в соответствии с учётом их индивидуальных, возрастных возможностей, особенностей развития, индивидуальных образовательных потребностей;
- модернизировать развивающую предметно-пространственную среду логопедического кабинета (авторские игры, картотеки инновационных игр, игры для повышения мотивационной активности, медиатека коррекционных компьютерных программ и презентаций и т. д.) ;
- внедрить в коррекционный процесс инновационное оборудование;
- воспитывать творческую инициативу, активность, творческие способности, самостоятельность, самоконтроль, желание узнавать новое, интерес к чтению;
- обеспечить равные стартовые возможности для перехода на начальную ступень образования детям с разноуровневой подготовкой;
- формировать и стимулировать мотивационное отношение родителей к работе с детьми;
- систематизировать знания педагогов.
В условиях развития и модернизации дошкольного образования, компьютер является самым современным инструментом не только для обработки информации, но и служит и мощным техническим средством обучения, воспитания и развития детей. В отличие от обычных технических средств обучения, информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством знаний, умений и навыков, но и развивают интеллектуальные, творческие способности, и что особенно актуально в дошкольном детстве - развивают умение самостоятельно приобретать новые знания, использовать их затем в своей практике. В настоящее время в дошкольном образовательном учреждении при подготовке к обучению грамоте педагоги активно используют интерактивные доски, компьютеры, оснащённые проекторами и экранами, электронные книги. С целью индивидуализации коррекционно-образовательного процесса, на индивидуальных и подгрупповых занятий педагогами используются компьютерные программы «Домашний логопед. Практический курс», «Игры для тигры», «Баба Яга учится читать», мультимедийное сопровождение образовательной деятельности «Коммуникация» (увлекательная грамота для детей 5-7 лет». Построить коррекционную работу по обучению грамоте с учётом индивидуальных образовательных потребностей и возможностей ребёнка помогают разработанные педагогами мультимедийные игры и презентации.
Перейти от обычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, тем самым, превратив скучный образовательный процесс в увлекательную игру, организовать педагогический процесс так, чтобы ребёнок играл, развивался и обучался одновременно, построить педагогический процесс, способствующий интеллектуально-творческому, личностному развитию поможет игровая технология В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры». Основные задачи технологии : развитие интеллекта, творчества, интереса к познавательной деятельности, познавательной активности.
Все игры В. Воскобовича рассчитаны на широкий возрастной диапазон участников игр, многофункциональны, предполагают вариативность игровых заданий и упражнений, имеют творческий потенциал. При подготовке к обучению грамоте это такие пособия, как «Ларчик», «Конструктор букв», «Шнур-затейник», «Шнур-грамотей», «Теремки В. Воскобовича», «Читайка на шариках», «Игровизор», «Складушки». С помощью этих пособий дети знакомятся с буквами русского алфавита, проводят тактильный и оптический анализ буквы, учатся читать слоги, слова, выполняют звуко-слоговой анализ слов, учатся писать буквы, развивают словотворчество.
Значительно повышают интерес к образовательной деятельности инновационное пособие по обучению грамоте «Маленький грамотей» О. С. Генераловой. В набор пособий для дошкольников входят учебные таблицы, дидактический раздаточный материал.
Работая с таблицами и карточками данного пособия, дети знакомятся с понятиями гласные, согласные, звонкие, глухие, твёрдые, мягкие, учатся определять место звука в слове, читать слова, выполнять звуковой, слоговой анализ слов, составлять схему предложений.
Моделирование, как процесс применения наглядных моделей, является той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренсо С. Л. М. Хализева и др.) У ребенка владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования
(использование условных обозначении, чертежей, схематических рисунков и т. п.) появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме. Одновременно расширяется возможность представлять себе при помощи моделей то, о чем рассказывают взрослые, запоминать необходимый материал, предвидеть возможные результаты собственных действий. Использование заместителей и наглядных моделей развивает психические процессы, умственные способности дошкольников. В обучении грамоте метод наглядного моделирования используется при определении величины слова, позиции звука в слове, твёрдости-мягкости согласного, моделировании звуков, букв, при звуковом, звукобуквенном анализе слов, при составлении схемы предложения, при обучении чтению.
Методика М. Аромштам «Обучение грамоте в образах и движениях» помогает дошкольникам быстро запомнить буквы, правильное расположение их частей, учит сравнивать, анализировать, развивает память, воображение, мышление. Такие игры и упражнения, как «Какие буквы спрятались?», «От какой буквы деталь?», «Образы букв в движениях», «Вылепи букву из пластилина, выложи из палочек, верёвочки», «Нарисуй букву головой, носом, рукой, ногой», «На что похожа буква», «Живая буква», «Найди букву среди цифр» и т. д., помогают решить коррекционные задачи обучения грамоте детей с нарушениями речи.
Для повышения интереса к образовательной деятельности, развитию мелкой моторики, зрительно-моторной координации, произвольного внимания, мышления, творческой активности при обучении грамоте используются игры с песком. Используя готовый или самостоятельно сделанный комплект «Рисуем на песке», можно поиграть с детьми в такие игры: «Забавная лепка» (лепим из песка букву, «Превращалки» (превращаем одну букву в другую, неправильную в правильную, «Допиши букву», «Найди букву в узоре», «Прятки» (взрослый прячет объёмную букву и предлагает ребёнку на ощупь определить её, «Звуковичок» (взрослый произносит звуковой ряд (слово, а ребёнок на песке выкладывает звуковые символы (пуговицы синего, красного, зелёного цвета).
При обучении грамоте в ходе специально-организованной, совместной и самостоятельной деятельности детей, педагогом используются
здоровьесберегающие технологии : артикуляционная гимнастика, мимическая гимнастика, дыхательные гимнастика, глазодвигательные упражнения, упражнения для релаксации, упражнения для развития общей и мелкой моторики, кинезиологические упражнения, биоэнергопластика, су-джок-терапия, психогимнастика, массаж, гидрогимнастика, музыкатерапия.
При условии грамотного сочетания традиционных и инновационных методов в обучении грамоте, значительно повышается результативность коррекционно-образовательной работы. Введение инновационных подходов в работу педагога делает процесс обучения для ребёнка разнообразным, интересным, заитересовывает как детей, так и родителей.