Алиса Гертфелдер
Использование инновационных педагогических средств для развития познавательной активности детей
▼ Скачать + Заказать документы
Использование инновационных педагогических средств для развития познавательной активности детей
Актуальность.
Проблема развития познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных в детской педагогике, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. И поэтому сейчас современные программы предусматривают формирование у дошкольников не отдельных фрагментарных «облегчённых» знаний об окружающем, а вполне достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и отношениях предметов и явлений. Специалисты в области умственного воспитания дошкольников подчёркивают, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний. Помогут в этом средства обучения.
Темочки:
Средства обучения – источник получения знаний, формирования умений. В широком смысле под средствами обучения подразумевается все то, что способствует достижению целей образования, т. е. вся совокупность методов, форм, содержания, а также специальных средств обучения. Средства обучения призваны облегчить непосредственное и косвенное познание мира. Они, как и методы, выполняют обучающую, воспитывающую и развивающую функции, а также служат средством побуждения, управления и контроля учебно-познавательной деятельности учащихся. В современной педагогике понятие «средства обучения» дополняет такой инструментарий, как «технология». Педагогическая технология – это направление педагогики, которое имеет цель повышения эффективности образовательного процесса, гарантии в достижении запланированных результатов обучения. Одна из задач воспитателя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с задачами.
Не стоит забывать, что дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания. В этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего обучения. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребенка играет математическое развитие. Можно сказать, что формированию элементарных математических представлений отводится особое место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим, как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.
Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма, способ подачи и, конечно же, средства, которые способны вызвать познавательную активность. Помимо этого, знания, данные детям и закрепленные с помощью интересных инновационных средств обучения, усваиваются быстрее, прочнее и легче, чем те, которые представлены сухими упражнениями. Инновационные педагогические средства помогают сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями более легким, интересным и продуктивным для дошкольников. Дети старшего дошкольного возраста с большим интересом готовы вступать в сотрудничество, работать в группах или парах, вести диалог, обсуждая вопрос, вступать в дискуссию, решая проблемную ситуацию. Учитывая, что у детей данного возраста наглядно-образное восприятие, следует использовать в работе компьютерные технологии, которые вызывают у них интерес и оживление, придумывать новые способы работы с уже известными средствами обучения. Это позволит сделать занятия интересным, увлекательным, где каждый ребенок будет чувствовать себя уверенно и надежно. Важно учитывать и то, чтобы ведущим видом деятельности была игра. Рассмотрим средства обучения, которые способны воздействовать на ребенка с целью развития его познавательной активности.
Средства развития познавательной активности детей дошкольного возраста
Одной из главных целей в развитие ребенка – дошкольника является развитие его познавательной активности.
Развивая познавательную сферу ребёнка-дошкольника, необходимо стремиться создать такие условия для его жизни, развития и обучения, чтобы богатейшее эмоционально-чувственное восприятие мира позволило малышу стать Человеком. Для этого также необходимо применять различные средства. Средство – это прием, способ действия для достижения чего-нибудь. Они осуществляют следующие функции:
• реализуют принцип наглядности;
• адаптируют сложные математические понятия в доступные для детей;
• ведут к овладению способами действий;
• способствуют накоплению чувственного опыта;
• дают возможность воспитателю управлять познавательной деятельностью детей;
• увеличивают объём самостоятельной познавательной деятельности детей;
• рационализируют, интенсифицируют процесс обучения
Функции постоянно меняются в связи с уточнением теории и практики обучения детей.
Основные средства ФЭМП у детей :
Дидактический наглядный материал - основное средство обучения и развития :
Виды наглядности:
• натуральная наглядность (объекты окружающей среды : предметы, звуки, движения);
• изобразительная наглядность (изображения объектов, явлений, иллюстрации, картины);
• графическая наглядность (условные знаки, схемы, таблицы, геометрические фигуры, модели)
Каждый вид по способу использования может быть демонстрационным и раздаточным (деление условно).
Демонстрационный материал предназначен для работы за столом воспитателя, около доски, мольберта (наборное полотно, карточки, крупные модели геометрических фигур, цифры, знаки, крупные игрушки, таблицы, модели и т. д.)
Раздаточный материал – для индивидуальной работы (мелкие предметы, игрушки, изображения предметов и т. д.).
Значение демонстрационного наглядного материала заключается в том, что с его помощью можно сделать процесс обучения интересным, доступным и понятным детям, создать условия, чувственную опору для формирования конкретных математических представлений, для развития познавательных интересов и способностей.
Значение раздаточного наглядного материала заключается, прежде всего, в том, что он дает возможность придать процессу обучения действенный характер, включить ребенка непосредственно в практическую деятельность.
Раздаточный материал требуется в больших количествах в расчете на каждого ребенка, демонстрационный — один на группу детей.
Требования к дидактическому наглядному материалу
• соответствие возрасту
• хорошо выраженные особенности, не изобилует деталями
• привлекательность
• гигиеничность
• безопасность
• прочность
• разнообразие
• достаточное количество
• хранится отдельно от других предметов и игрушек
• демонстрируется на уровне глаз детей
• соответствует педагогическим и эстетическим требованиям
• предметы для счета и их изображения должны быть из-вестны детям, они берутся из окружающей жизни;
Характер наглядности и количество зависят от целей и задач обучения, уровня усвоения знаний и умений.
Требования к методике использования наглядного материала
• При подготовке к занятию тщательно продумать, когда (в какой части занятия, в какой деятельности и как будет использован наглядный материал.
• Продумать место и порядок размещения материалов:
• демонстрационный материал размещается в удобном для использования месте, в определенной последовательности. После использования наглядного материала его необходимо убрать, чтобы внимание детей не отвлекалось. С этой целью используются салфетки, коробочки, ширмочки;
• раздаточный материал детям второй младшей группы дают в индивидуальных конвертах, в коробках, на подносах; в старшей группе - на общем подносе для каждого стола. Детей учат пользоваться раздаточным материалом. Для этого воспитатель следит, чтобы дети осознанно и самостоятельно выполняли практические действия, аккуратно брали материал правой рукой, размещали его соответственно заданию, после работы с ним клали на место.
• Необходимо правильно дозировать наглядный материал. Негативно сказывается на результатах обучения, как недостаточное его использование, так и излишки.
• Наглядность не должна использоваться только для активизации внимания.
• Наглядный материал подбирается в соответствии с дидактическими задачами :
• для формирования начальных представлений о тех или других свойствах, признаках объекта, можно ограничиться небольшим количеством средств. Например, в младшей группе знакомят детей с тем, что множество состоит из отдельных элементов, воспитатель демонстрирует множество колец на подносе. И этого бывает достаточно для одного занятия. При ознакомлении детей пятого года жизни с новой геометрической фигурой - треугольником - воспитатель демонстрирует разные по цвету, величине и форме треугольники (равносторонние, разносто-ронние, равнобедренные, прямоугольные). Без такого разнообразия невозможно выделить существенные признаки фигуры - количество сторон и углов, невозможно обобщить, абстрагироваться.
• Для показа различных связей, отношений, необходимо объединять несколько видов и форм наглядности. Например, при изучении количественного состава числа из единиц используются различные игрушки, геометрические фигуры, таблицы и другие виды наглядности на одном занятии.
Способы использования наглядности различны:
• Демонстрационный способ – воспитатель сначала показывает, а потом вместе с детьми обследует, например, показывает и называет геометрическую фигуру, а потом вместе с детьми обследует ее.
• Иллюстрационный способ – предполагает использование наглядного материала для иллюстрации, конкретизации информации воспитателя. Например, при ознакомлении с делением целого на части воспитатель подводит детей к необходимости этого процесса, а потом практически выполняет деление.
• Действенный способ – связь слова воспитателя с действием. Например, обучение детей непосредственному сравнению множеств путем накладывания и прикладывания или обучение детей измерению, когда воспитатель рассказывает и показывает, как нужно измерять.
Эффективность обучения достигается соединением слова воспитателя, практических действий детей и разнообразных средств наглядности.
Оборудование для самостоятельных игр и занятий:
— специальные дидактические средства для индивидуальной работы с детьми, для предварительного ознакомления с новыми игрушками и материалами;
— разнообразные дидактические игры : настольно-печатные и с предметами; обучающие, разработанные А. А. Столяром; развивающие, разработанные Б. П. Никитиным; шашки, шахматы;
— занимательный математический материал: головоломки, геометрические мозаики и конструкторы, лабиринты, задачи-шутки, задачи на трансфигурацию и т. д. с приложением там, где это необходимо, образцов (например, для игры «Танграм» требуются образцы расчлененные и нерасчлененные, контурные, наглядных инструкций и т. д. ;
— отдельные дидактические средства : блоки 3. Дьенеша (логические блоки, палочки X. Кюзенера, счетный материал (отличный от того, что применяется на занятиях, кубики с цифрами и знаками, детские вычислительные машины и многое другое; 128
— книги с учебно-познавательным содержанием для чтения детям и рассматривания иллюстраций.
Одним из средств формирования у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений являются занимательные игры, упражнения, задачи, вопросы.
— геометрические конструкторы: «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг» и др., в которых из набора плоских геометрических фигур требуется создать сюжетное изображение на основе силуэтного, контурного образца или по замыслу;
— «Змейка» Рубика, «Волшебные шарики», «Пирамидка», «Сложи узор», «Уникуб» и другие игрушки-головоломки, состоящие из объемных геометрических тел, вращающихся или складывающихся определенным образом;
— логические упражнения, требующие умозаключений, построенных на основе логических схем и правил;
— задачи на нахождение признака (признаков) отличия или сходства фигур ( например: «Найди две одинаковые фигуры», «Чем отличаются друг от друга данные предметы?», «Какая фигура здесь лишняя?»);
— задачи на поиск недостающей фигуры, в которых, анализируя предметные или геометрические изображения, ребенок должен установить закономерность в наборе признаков, их чередовании и на этой основе осуществить выбор необходимой фигуры, достраивая ею ряд или заполняя пропущенное место;
— лабиринты — упражнения, выполняемые на наглядной основе и требующие сочетания зрительного и мыслительного анализа, точности действий для того, чтобы найти кратчайший и верный путь от начальной до конечной точки ( например: «Как мышонку выбраться из норки?»,— занимательные упражнения на распознавание частей в целом, в которых от детей требуется установить, сколько и каких фигур содержится в рисунке;
— занимательные упражнения на восстановление целого из частей (собрать вазу из осколков, мячик из разноцветных частей и т. д.);
— задачи-смекалки геометрического характера с палочками от самых простых на воспроизведение по образцу узора и до составления предметных картинок, на трансфигурацию (изменить фигуру путем перекладывания указанного количества палочек);
— загадки, в которых содержатся математические элементы в виде термина, обозначающего количественные, пространственные или временные отношения;
Все эти средства лучше всего поместить непосредственно в зоне самостоятельной познавательной и игровой деятельности, периодически их следует обновлять, учитывая детские интересы и склонности. К ним необходимо обеспечить свободный доступ ребят и их широкое использование. Действуя с разнообразными дидактическими средствами вне занятий, ребенок не только закрепляет представления, полученные на занятиях, но и усваивает дополнительное содержание, может опережать требования программы, исподволь готовиться к ее усвоению. Самостоятельная деятельность под руководством педагога, проходящая индивидуально, группой, дает возможность обеспечить оптимальный темп развития каждому ребенку, учитывая его интересы, склонности, способности, особенности.
Учебно-познавательные книги, учебные наглядные пособия для детей
используются с целью обогащения математических представлений дошкольников.
Виды учебно-познавательных книг с математическим содержанием:
• книги, ориентированные на обогащение математических представлений дошкольников;
• книги, обеспечивающие развитие умений, логических операций.
К первой группе книг относятся различные альбомы (например, «Формы», «Противоположности», познавательные энциклопедии. Для них ведущей является функция представления новой информации. Содержание и цели варьируются в зависимости от возраста детей.
Ко второй группе относятся разнообразные книги-альбомы для дошкольников, предусматривающие выполнение детьми последовательности заданий. Пособия и книги могут быть тематическими или представлять задания в сюжетной форме (путешествия персонажей; сказки и истории, в процессе которых детям предстоит выполнить ряд заданий). Для создания мотивации и активизации интереса детей к выполнению заданий используются персонажи. Задания в книгах представлены в порядке усложнения.
Требования к учебно-познавательным книгам математического содержания:
• книга должна быть доступной по содержанию, представлениям и форме;
• соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям (размер, используемые материалы и краски, качество и размер рисунков и т. п.);
• иметь педагогическую ценность и позволять решать образовательные, воспитательные и развивающие задачи в единстве;
• содержать усложняющееся и последовательно представленное математическое содержание; обеспечивать «зону ближайшего развития»;
• способствовать формированию реалистичных представлений об объектах мира;
• быть красочной, содержать интересный сюжет или задания, ориентированные на имеющийся опыт детей;
• предусматривать различные по содержанию задачи (дорисовать, придумать самостоятельно, проанализировать образец и т. п.) и вариативные задания (усложняющиеся аналоги).
Методические приемы при работе с учебно-познавательной книгой :
В младшей группе используются книги-игрушки («Книжки-малышки», «Книжки-раскладушки», книги-сюрпризы, функция которых заключается в накоплении опыта рассматривания и узнавания предметов, выделения свойств (цвет, форма, размер).
Приемы: обратить внимание на значимые свойства (форму, размеры, называть их словом, активизировать называние проявлений свойств детьми, вопросы к детям, практические действия (дотронуться, провести пальцем и т. п.) или изображение дополнить стихотворением, игрой-изображением.
В средней группе используются книги для рассматривания, представляющие различные варианты проявления свойств, отношений.
Приемы: сюрпризное внесение; предварительное рассматривание; привлечение детей к оформлению «уголка» и определению месторасположения книг; выставка любимых книг; использование книг в совместной и индивидуальной деятельности, организация различных практических действий детей (выложить в определенном порядке, вставить в прорези, наложить на картинку и т. п.).
В старшем дошкольном возрасте используются познавательные детские энциклопедии.
Приемы: организация совместного еженедельного чтения книг с обсуждением их содержания (некоторые главы и разделы могут предварять освоение определенных тем на занятиях); коллекционирование интересных познавательных книг; организация занятий и совместной деятельности по методу проекта, построенного на основе данной познавательной энциклопедии, книги; придумывание продолжения сюжетов книг, новых эпизодов, зарисовка интересных моментов в альбомах; использование данных книг в условиях семьи; организация экскурсий в детские библиотеки, сопровождающихся рассматриванием каталогов и выставок книг, беседами с библиотекарями и читателями; использование детских журналов и газет с познавательной информацией и заданиями.
Значение, виды и особенности использования занимательного материала:
Одним из основных средств ФЭМП является занимательный материал.
Значение занимательного материала:
• увлекая, развивает детей, в силу свойственной ему занимательности, скрытой в ней серьезной познавательной задачи;
• обеспечивает рациональную взаимосвязь работы воспитателя на занятиях и вне их;
• развивает представления и умения, полученные на занятиях, воспитывает интерес к познавательной деятельности;
• обеспечивает упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т. д.
• способствует развитию личностных качеств ребё нка: он учится правильно вести себя в различных бытовых ситуациях, узнает нормы поведения в них;
• расширяется кругозор.
В работе с дошкольниками используют самые простые виды :
• геометрические конструкторы («Танграм», «Пифогор», в которых с набора плоских геометрических фигур нужно сделать сюжетное отображение на основе силуэтного контура узора или по замыслу;
• «Змейка» Рубика, «Волшебные шарики», «Пирамидка», «Сложи узор», «Уникуб» и другие игрушки-головоломки, состоящие из объемных геометрических тел, вращающихся или складывающихся определенным образом;
• логические упражнения, требующие умозаключений, построенных на основе логических схем и правил;
• шашки, шахматы;
• задачи на нахождение признака (признаков) отличия или сходства фигур ( например: «Найди две одинаковые фигуры», «Чем отличаются друг от друга данные предметы?», «Какая фигура здесь лишняя?»);
• задачи на поиск недостающей фигуры, в которых, анализируя предметные или геометрические изображения, ребенок должен установить закономерность в наборе признаков, их чередовании и на этой основе осуществить выбор необходимой фигуры, достраивая ею ряд или заполняя пропущенное место;
• лабиринты-упражнения, выполняемые на наглядной основе и требующие сочетания зрительного и мыслительного анализа, точности действий для того, чтобы найти кратчайший и верный путь от начальной до конечной точки ( например: «Как мышонку выбраться из норки?», «Помоги рыбакам распутать удочки», «Угадай, кто потерял варежку»);
• занимательные упражнения на распознавание частей в целом, в которых от детей требуется установить, сколько и каких фигур содержится в рисунке;
• занимательные упражнения на восстановление целого из частей (собрать вазу из осколков, мячик из разноцветных частей и т. д.);
• задачи-смекалки геометрического характера с палочками от самых простых на воспроизведение по образцу узора и до составления предметных картинок, на трансфигурацию (изменить фигуру путем перекладывания указанного количества палочек);
• загадки, в которых содержатся математические элементы в виде термина, обозначающего количественные, пространственные или временные отношения;
• стихи, считалки, скороговорки и поговорки с математическими элементами;
• задачи в стихотворной форме;
• задачи-шутки и т. д. - занимательный математический материал по своей структуре близкий к детской игре.
Педагогические требования к занимательному материалу:
• должен быть разнообразным и иметь разнообразные задачи по способам решения;
• используется в системе, предполагающей постепенное усложнение задач, игр, упражнений;
• должен сочетать методы прямого обучения с созданием условий для самостоятельного поиска способов решения;
• должен отвечать разным уровням и общего и математического развития детей;
• используется в сочетании с другими дидактическими средствами по ФЭМП у детей.
Предполагаемые результаты работы по теме:
Педагог :
• повышение уровня профессионального мастерства педагога в вопросе формирования элементарных математических представлений у детей посредством инновационных педагогических средств;
• накопление методической литературы и средств обучения;
• создание в группе математически развивающей среды и умение ориентироваться в ней;
• поиск наиболее интересных форм работы для развития у детей элементарных математических представлений;
• раскрытие творческих способностей воспитателя;
• принятие позиции – партнера и использование новых технологий работы с детьми;
• использование в работе информационно - коммуникационных технологий в виде игровых заданий;
• пополнение электронной базы в виде интерактивных дидактических игр и презентаций математического содержания;
• создание доверительных отношений воспитателя с семьями воспитанников;
• обобщение опыта работы и обмен опытом на педсоветах ДОУ.
Дети
• развитие у детей интереса к математике, стремления к преодолению трудностей;
• умение выполнять простейшие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, делать выводы;
• обогащение словаря математическими терминами;
• развитие эмоционально-коммуникативной сферы;
• применение детьми математических знаний и умений в самостоятельной деятельности, проявление творческой инициативы;
• умение детей самостоятельно использовать на практике полученные знания в разных видах деятельности;
• положительная динамика мониторинга по ФЭМП.
Родители
• повышение компетенции родителей по формированию элементарных математических представлений у детей;
• осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей с помощью интересных педагогических средств;
• изучение методической литературы;
• приобретение и накопление нового опыта общения со своим ребенком;
• активизация интереса родителей к использованию математических игр и упражнений для занятий с детьми;
• радость от совместной деятельности с детьми;
• умение принять игровую роль – роль ребенка, что способствует повышению авторитета родителей в глазах детей и сплоченности семьи.
• расширение знаний родителей о средствах, используемых для формирования у детей математических представлений.