Любовь Томилова
Использование информационно-коммуникативных технологий в развитии речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
Использование информационно-коммуникативных технологий в развитии речи детей
Консультация для педагогов
Томилова Любовь Николаевна
Развитие речи ребенка – это чрезвычайно важная сторона становления личности, которая связана с сформированием многих психических процессов, с расширением представлений об окружающем мире, с развитием взаимодействия с окружающими. Именно в дошкольном возрасте развитие речи осуществляется интенсивными темпами, и оно имеет определяющее значение для подготовки к обучению в школе. Психологи, педагоги и логопеды, занимающиеся изучением данного вопроса, отмечают, что первые 5-7 лет жизни ребенка – это тот необходимый период, в течение которого ребенок овладевает родной речью как совершенным средством общения.
Публикация «Использование информационно-коммуникативных технологий в развитии речи детей» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
Успешное развитие речевой деятельности у детей дошкольного возраста требует использования различных методов и средств. Современная система образования требует внедрения новых технологий, расширяющих возможности педагогического воздействия. С этой точки зрения применение инновационных технологий, среди которых информационно-коммуникативные технологии (далее ИКТ, открывает для сферы обучения принципиально новые дидактические возможности.
Развитие речи дошкольников осуществляется по следующим основным направлениям: артикуляционное (умение правильно произносить звуки); фонематическое (умение правильно распознавать звуки); грамматическое (умение построить связную речь) и лексическое (расширение словарного запаса).
Рассмотрим возможности ИКТ в развитии речи ребенка по каждому из этих направлений:
• Для формирования правильного произношения звуков целесообразно применять артикуляционные упражнения с видео-демонстрацией. Они смогут на наглядном примере показать и помогут понять детям, каким образом произносить те или иные звуки.
• Для развития фонематического слуха стоит использовать всевозможные аудио-упражнения. При помощи прослушивания и повторения различных звуков (сначала, например, разнообразных звукоподражаний, в первую очередь, звуков, издаваемых животными, а затем различных звуков речи, ребенок учится на слух определять и различать между собой, а также произносить звуки.
• Для формирования связной речи следует предлагать детям упражнения на составление связного текста – например, по серии демонстрируемых при помощи ИКТ картинок или предложить описать продолжение / начало истории, зафиксированной на одной картинке. Возможно также прослушивание аудио-информации с последующим обсуждением услышанного.
• Для активизации словарного запаса можно показывать ребятам картинки и знакомить с их названиями новых предметов, таким образом, расширяя их представления об окружающем мире и различных предметах, существующих в нем. При этом при опосредованном знакомстве с предметами, продемонстрировать которые в условиях детского сада нет возможности (например, самолет, пароход, троллейбус, трамвай при изучении темы «транспорт», использование ИКТ обеспечивает формирование необходимых знаний благодаря наличию широких возможностей аудио-визуального представления каждого предмета.
Таким образом, современные информационные-коммуникативные технологии в дошкольном образовании играют важную роль и становятся все более часто используемыми педагогами благодаря простоте и многообразии применения. В частности, мы показали, как эффективно можно использовать ИКТ в реализации основных направлений развития речи дошкольников.