Анастасия Капнина
Использование ИКТ в дошкольном образовании для повышения качества образовательного процесса
▼ Скачать + Заказать документы
Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном образовании для повышения качества образовательного процесса.
Современное обществотесно связано с научно-техническим прогрессом. В 21 веке информационно-коммуникативные технологии являются неотъемлемой частью жизни каждого человека, начиная с самого раннего возраста. Мир, в котором развивается современный ребенок, не похож на мир, в котором выросли его родители и мы взрослые. Вместе с этим появились новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования : образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).
Публикация «Использование ИКТ в дошкольном образовании для повышения качества образовательного процесса» размещена в разделах
В современной системе образования происходят значительные изменения. Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. В связи с этим появляются и новые требования к педагогу и его профессиональной компетенции. Современный педагог ДОУ должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.
Использование современных информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – это одна из самых новых и актуальных проблем в современной дошкольной педагогике. Все прекрасно знают, что ребенок хорошо усваивает ту информацию, которая ему интересна. Используя компьютер во время образовательной деятельности возможно использование различных звуков, мультипликации, что позволяет привлечь внимание детей. Они получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь.
В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.
Применение компьютерной техники помогает сделать занятие интересным и по-настоящему современным, расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и сюжеты. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность дошкольников и усиливают усвоение материала. Применение компьютера в дошкольном образовательном учреждении возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, а так же развивает ребенка всесторонне.
Одним из основных средств расширения детских представлений являются презентации, слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы. Это наглядность, дающая возможность воспитателю выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения. Применение информационных технологий на занятиях в ДОУ позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей на занятиях, даёт возможность повысить эффективность образовательной деятельности педагога ДОУ.
Способности ИКТ очень обширны, их можно использовать в любой образовательной деятельности. Организация и методика проведения занятий с использованием современных информационных, компьютерных технологий идентична методике проведения традиционных занятий по основным видам детской деятельности: развитию речи, математике, изобразительной деятельности.
Как известно игра – это ведущая деятельность, в которой не только проявляется, но, прежде всего, формируется и развивается личность ребенка. При работе с компьютером открываются широкие возможности, потому что развивающие компьютерные технологии можно использовать как при групповой работе, так и при индивидуальной, где с помощью игр-презентаций дети быстрее запоминают материал.
В настоящее время создается множество различных игр и программ для обучения. Например, с помощью компьютерных математических игр, ребенок закрепляет ранее полученные знания, совершенствует наглядно-действенное мышления, помогают формировать элементарные формы логического мышления, учатся анализировать, сравнивать, обобщать предметы. Такие игры требуют умения сосредоточиться на учебной задаче, запоминать условия, выполнять их правильно
При правильном решении игровых задач ребенок слышит веселую музыку, либо видят печальное лицо, если задача неправильно решена. Дети ждут оценку, эмоционально реагируют на ее характер. Использование интерактивного оборудования при обучении старших дошкольников математике, музыке, изобразительной деятельности помогает закрепить, уточнить конкретное математическое содержание, способствует совершенствованию наглядно-действенного мышления, переводу его в наглядно-образный план, формирует элементарные формы логического мышления, развивает чувство цвета.
Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Объективно все это означает начало овладения основами теоретического мышления, что является важным моментом условием при подготовке детей к обучению школе. Используя ИКТ, у детей формируются столь важные операции мышления, как обобщения, классификация, повышается самооценка дошкольников. Так как достижения детей не остаются незамеченными им самим и окружающими. Дети чувствуют большую уверенность в себе, осваиваются наглядно-действенные операции мышления.
В современном мире сложно стоять на месте, поэтому, хотим мы этого или не хотим, но ИКТ прочно входят в воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждений. Дети, в работе с которыми использовались ИКТ, показывают лучшие результаты:
- дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины ;
- глубже постигаются понятия числа и множества ;
- быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве ;
- тренируется эффективность внимания и память ;
- раньше овладевают чтением и письмом ;
- активно пополняется словарный запас ;
- развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз ;
- уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора ;
- воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;
- развивается воображение и творческие способности ;
- развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления.
Сейчас выигрывает тот воспитатель, который не только может дать базовые знания ребенку, но и направить их действия на самостоятельное освоение знаний. Для развития у ребят устойчивого познавательного интереса к учению перед педагогом стоит задача: сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным. Материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающие интерес у дошкольников к учебному процессу и способствующие созданию положительной эмоциональной обстановки учения, а также развитию мыслительных способностей. Ведь именно прием удивления ведет за собой процесс понимания. Применение компьютерной техники в детском саду как раз позволяет сделать каждое занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости использовать различные способы подачи учебного материала, предусмотреть разнообразные приемы и методы в обучении.