Мария Колосова
Консультация «ИКТ-компетентность воспитателя как средство повышения качества образовательного процесса»
▼ Скачать + Заказать документы
Что же такое информационно-коммуникационные технологии. Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.
«Информационная технология» – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда». На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).
Публикация «Консультация „ИКТ-компетентность воспитателя как средство повышения качества образовательного процесса“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
«Коммуникационные технологии» определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации.
Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику необходимо отметить, что основной задачей, которая стоит перед их внедрением является адаптация человека к жизни в информационном обществе.
Абсолютно ясно, что ИКТ становятся основным инструментом, который человек будет использовать не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.
В настоящее время уже невозможно себе представить развитие современного общества и производства без информационно-коммуникационных технологий. Поэтому, дошкольное образовательное учреждение, как носитель культуры и знаний, также не может оставаться в стороне.
Речь идет об использовании информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) педагогами для повышения эффективности образовательного процесса.
Учитывая это, первостепенной задачей сегодня становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные информационные технологии в своей работе.
Итак, ИКТ-компетентность педагога ДОУ подразумевает не только знания и умения работы на компьютере, умение работать с периферийными электронными устройствами: мультимедийным проектором, сканером, интерактивной доской, поисковыми системами Интернета, осуществлять сетевое взаимодействие (сетевое партнёрство педагогических работников ДОУ, создавать собственные web-портфолио, работать с электронными журналами, но и умение рационально организовать работу по использованию этих технологий в образовательном процессе.
Предлагаю две анкеты для определения уровня ИКТ-компетентности педагогов.
Анкета «Информационно-коммуникационные технологии»
1. ФИО, педагогический стаж, квалификационная категория ___
___
2. Как часто Вы пользуетесь Интернетом в повседневной жизни?
• ежедневно,
• 1 раз в неделю,
• 1-2 раза в месяц,
• 1-2 раза в квартал,
• другое (кажите) ___
3. Как часто Вы используете ИКТ в своей профессиональной деятельности?
• ежедневно,
• 1 раз в неделю,
• 1-2 раза в месяц,
• 1-2 раза в квартал,
• не использую,
• другое (укажите) ___
4. Как Вы используете ИКТ в своей профессиональной деятельности?
• поиск и подбор дополнительной информации для подготовки к занятиям,
• создание презентаций и мультимедийных пособий для занятий с детьми,
• создание базы данных воспитанников и их родителей своей группы,
• разработка и проведение занятий с использованием ИКТ,
• использование сети Интернет для самообразования,
• использование готовых цифровых образовательных ресурсов в педагогическом процессе,
• наличие собственного сайта или странички в сетевом профессиональном сообществе,
• другое (укажите) ___
5. Считаете ли Вы, что использование ИКТ существенно облегчает подготовку к занятиям и позволяет разнообразить их?
• да,
• нет,
• затрудняюсь ответить
6. Какие средства ИКТ вы используете?
• текстовый редактор,
• электронные таблицы,
• мультимедийные диски,
• специализированные программы,
• сеть Интернет,
• другое (укажите) ___
7. Каковы Ваши достижения в области использования ИКТ? ___
___
8. Оцените эффективность использования Вами ИКТ по пятибалльной шкале, где 5 – наивысший балл, 1 – низший балл ___
9. Испытываете ли Вы трудности при использовании в своей педагогической деятельности медиаинформационных и интерактивных технологий?
• да,
• нет,
• затрудняюсь ответить
10. Какие меры Вы предпринимаете, чтобы справляться с этими трудностями? ___
___
11. Испытываете ли Вы такие чувства, как страх, неприятие, нежелание, растерянность, негодование, когда речь идёт об использовании ИКТ в вашей профессиональной деятельности?
• да,
• нет,
• затрудняюсь ответить
12. Какие меры Вы предпринимаете, чтобы справиться с этими чувствами?
___
13. Какие проблемы возникают у Вас при использовании ИКТ?
• не возникает проблем,
• недостаточно знаний и умений по использованию ИКТ,
• недостаточно возможностей для повышения ИКТ-компетентности,
• недостаточное техническое оснащение в ДОУ,
• другое (укажите) ___
14. Хотели бы Вы получить дополнительные знания по повышению ИКТ-компетентности?
• да, знаний много не бывает,
• нет, обладаю достаточным уровнем знаний,
• нет, не вижу необходимости,
• затрудняюсь ответить
Спасибо!
Анкетирование педагогов
«Уровень ИКТ-компетентности педагогов ДОУ»
Уважаемый коллега!
Для определения необходимости проведения семинаров-практикумов, мастер-классов по использованию ИКТ в педагогической деятельности, ответьте на следующие вопросы.
1. Знаете ли Вы основные правила работы с персональным компьютером (подключение к сети электропитания, последовательное включение/выключение компьютера и внешних устройств?
• Конечно, знаю и могу научить (показать)
• Представляю в общих чертах
• Ничего не могу сказать
2. Знаете ли Вы приёмы работы с приложениями (Создать, Открыть, Сохранить, Сохранить как?
• Конечно, знаю и могу научить (показать)
• Представляю в общих чертах
• Ничего не могу сказать
3. Знакомо ли Вам понятие буфера обмена на уровне файлов (операции Копировать, Вырезать и Вставить?
• Конечно, знаю и могу научить (показать)
• Представляю в общих чертах
• Ничего не могу сказать
4. Знакомо ли Вам создание и редактирование текстовых документов (работа в программе Microsoft Word?
• Конечно, знаю и могу научить (показать)
• Представляю в общих чертах
• Ничего не могу сказать
5. Знакомо ли Вам создание и редактирование презентаций (работа в программе Microsoft Power Point?
• Конечно, знаю и могу научить (показать)
• Представляю в общих чертах
• Ничего не могу сказать
6. Владеете ли Вы операцией Вывод на печать текстовых документов?
• Конечно, знаю и могу научить (показать)
• Представляю в общих чертах
• Ничего не могу сказать
7. Знакомо ли Вам понятие почтового ящика и почтового адреса, отсылка писем, приём корреспонденции, прикрепление и получение файлов?
• Конечно, знаю и могу научить (показать)
• Представляю в общих чертах
• Ничего не могу сказать
8. Владеете ли Вы основами поиска информации в Интернет?
• Конечно, знаю и могу научить (показать)
• Представляю в общих чертах
• Ничего не могу сказать
Спасибо за сотрудничество!