Елена Инкина
Использование технологий эффективной социализации как средство повышения качества дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях) процесс активного воспроизводства системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.
Задачами социального развития дошкольников являются :
Темочки:
1. Освоение норм и правил общения детей со взрослыми и друг с другом. Развитие коммуникативных навыков жизни в коллективе;
2. Развитие умений коллективно трудиться и получать от этого удовольствие;
3. Освоение детьми на начальном уровне социальных ролей «Я - член коллектива», «Я - мальчик или девочка», «Я – житель России» и др. ;
4. Развитие способности к принятию собственных решений на основе уверенности в себе, осознанности нравственного выбора и приобретенного социального опыта, развитых навыков саморегуляции поведения.
Интегративные качества, приобретенные ребенком в результате освоения технологий социализации :
Интерес к новому и неизвестному в окружающем мире (предметам, вещам, отношениям).
Любовь к экспериментам.
Способность самостоятельно действовать в повседневной жизни.
Способность договариваться, распределять действия, изменять стиль общения.
Способность управлять своим поведением и планировать действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общественные нормы и правила поведения.
Способность самостоятельно применять усвоенные знания и способы действий. Представления о себе, семье, обществе, государстве, мире, природе.
Предлагаемая система социализации включает 10 технологий, которые могут быть использованы как все вместе, так и отдельно:
1. Клубный час.
2. Рефлексивный круг.
3. Ситуация месяца.
4. «Заключительные праздники по «Ситуациям месяца».
5. «Проблемные педагогические ситуации»
6. Дети – волонтеры.
7. Социальная акция.
8. Волшебный телефон.
9. Развивающее обучение.
10. Технология включения родителей в образовательный процесс.
«Ежедневный рефлексивный круг» проводится каждый день перед завтраком со всеми детьми, присутствующими в группе. Проводим мы его с разнообразными предметами (мяч, колокольчик, очки, мягкая игрушка и т. д.). В нашей группе есть картотека рефлексивных кругов.
Технология «Ситуация месяца» способствует расширению кругозора детей, обогащению представлений по изучаемым темам.
В рамках недели «Я расту здоровым» с дошкольниками проводились различные беседы «Наше здоровье осенью», «Осенние витамины»; дидактические игры «Магазин полезных продуктов питания», «Одень Варю по погоде»; разучивание пословиц о здоровье; игровые упражнения «Что полезнее?», «Не скучай – в обруч полезай!»; продуктивная деятельность; подвижные игры. А сотрудники Сергачской центральной больницы показали детям театрализованное представление «Вирус грипп – уходи!».
В рамках недели «Дом, город, страна, Родина, планета» дошкольники побывали в Центральной детской библиотеке им. С. И. Шуртакова. Дошкольникам была показана интересная презентация «Азбука Сергача». В фойе библиотеки дети рассматривали выставки рисунков, книг о родном городе.
Итогом ситуации «Осень, осень в гости просим» было мероприятие «Осенняя сказка», а у ситуации «Моя семья» спортивно – игровой праздник, посвящённый Дню Матери «Счастье материнское - в здоровой семье».
Проблемные педагогические ситуации: самоопределение детей в эмоционально напряженной для них ситуации, в которой необходимо принять собственное решение без участия взрослого, дать оценку своим действиям, извлечь уроки из собственного поведения.
Дети – волонтеры: это технология, предполагающая разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. В нашей группе создан волонтерский отряд «Мы вместе», который помогает младшим дошколятам : показываем кукольные театры, дарим малышам подарки, изготовленные своими руками, помогаем одеваться на прогулку.
Всем детям очень нравиться участвовать в различных социальных акциях. Это такие акции, как: «Письмо водителю», «Безопасность на железной дороге», «Дари тепло!», «Сбережем электроэнергию», «Осторожно – грипп!», «Тепло материнских рук», «Трудно птичкам зимовать – надо птичкам помогать!».
Волшебный телефон: это «телефон доверия» для детей, который дает им возможность открыть сказочному персонажу то, что они не доверили бы никому из взрослых.
Технология включения родителей в образовательный процесс.
В ДОУ должна быть разработана система мероприятий, способствующих установлению партнерских взаимоотношений с семьями дошкольников, что создаст более благоприятные условия для творческого развития детей, защиты их прав, решения актуальных проблем воспитания детей в союзе родителей и педагогов.
На стенд для родителей поместили новый раздел «Новостенок», в котором мы знакомим родителей, что нас ждет в наступающем месяце, и как мы прожили прошедший. Создали волонтерский отряд «Мы вместе». Родители принимали активное участие во всех социальных акциях.
Социальная акция «Письмо водителю». Дети с родителями писали письма, беседовали о правилах дорожного движения, изготовили маршруты «Мой безопасный путь от дома до детского сада».
Социальная акция «Я говорю «ДА» энергосбережению». Дети вместе с родителями приняли участие в выставке рисунков «Мы сберегаем вместе», изготовили листовки «10 правил энергосбережения».
Социальная акция - «Дари тепло!». Родители охотно откликнулись на просьбу связать детские вещи для детей из социально-реабилитационного центра «Надежда». Волонтерский отряд «Мы вместе» выступил в СРЦН «Надежда» с концертом, затем все вместе поиграли в различные игры, и закончился праздник чаепитием с вкусными плюшками. Родители, сопровождавшие детей, получили еще и пользу, для них там был проведен мастер-класс «Безопасный интернет. Настройка родительского контроля».
Социальная акция «Осторожно грипп!». Мама Динары со своими коллегами из ГБУЗ НО «Сергачская ЦРБ» подготовили и провели очень интересную и познавательную театрализованную постановку «Вирус Грипп – уходи!», подарили всем детям витамины и маски для защиты от гриппа.
Социальная акция «Трудно птичкам зимовать – надо птичкам помогать!». В этой акции активное участие приняли папы, которые вместе со своими детьми изготовили кормушки для зимующих птиц. Мама Вики Лаврентьевой сшила мешочки, в которые дети разложили корм для птиц. Затем волонтерский отряд «Мы вместе» раздал их прохожим на улице, с просьбой «Покормите птиц зимой». А кормушки дети развесили на участке, и не забывают каждый день кормить птичек, которые уже облюбовали себе домики.
Преимущества данных технологий
Ребёнок учится самостоятельно добывать знания, приобретает эмоционально положительный опыт проживания в различных ролях, эпохах, ситуациях, познавая себя, сверстников, взрослых, родителей!
У родителей возникает интерес к жизни ребёнка, его внутреннему миру, появляется после совместной деятельности, раскрываются собственные творческие возможности.
Воспитатель, работающий по таким технологиям неизбежно становится творческой личностью. Весь материал, методы, содержание работы педагог определяет самостоятельно. Роль воспитателя в ситуации определяется как организационная. Главные действующие лица ситуации – дети и родители.
Меняется качество общения детей и взрослых, так как оно строится на принципах гуманистической педагогики.